конспекты уроков по чтению 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

конспекты уроков по чтению 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты уроков1.17 МБ

Предварительный просмотр:

А. ПЛЕЩЕЕВ «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА». А. МАЙКОВ «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ …», «ВЕСНА»

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.

Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): 

Познавательные: поиск в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.

Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.

Образовательные ресурсы:  выставка   книг   русских  поэтов  о  природе;  иллюстрации,  постеры  и  фотографии о  природе весной;  «Времена  года» П. И. Чайковского.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний, постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в содержании рубрик, системе обозначений, структуре текста учебника.

Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

– Перечислите весенние месяцы.

– Какой день по календарю считается началом весны? (21 марта – день весеннего равноденствия.)

– Посмотрите, как много книг написано о весне русскими поэтами и писателями. Прочтите название третьего раздела на с. 65 учебника.

– Как вы думаете, какие произведения вошли в этот раздел?

II. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

2. Отработка навыков чтения.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

– Прочтите целыми словами:

Утром, присев на зелёном пригорке,

Учат сороки скороговорки:

3. Чтение диалога автора с учениками.

Личностные УУД: внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» .

– Какое настроение передает музыкальное произведение?

– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

4. Знакомство со стихотворением А. Плещеева «Сельская песенка».

Познавательные УУД: уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.

– Какие признаки наступления весны вы знаете?

– Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

– Объясните значение слов:

Сени – прихожая в избе.

Краше – красивее.

Милей – больше всего нравится.

– Какое настроение передаёт автор?

– Нравится ли весна поэту?

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

– С какой просьбой обращается автор к ласточке?

– Прочтите стихотворение выразительно.

Физкультминутка

Собирайтесь быстро, братцы,

В чёт и нечет посчитаться.

Вот Январь, а вот Февраль –

Выгнать их из круга жаль.

Братец Март и ты, Апрель,

Заиграйте-ка в свирель.

Братцу Маю да Июню –

Спеть овсяночкой-певуньей,

А Июлю, Августу –

Растить зерна трав густых,

Чтобы ждали мы не зря

Сентября и Октября.

Ноябрю – повеять вьюгой,

Декабрю – уйти из круга.

        Л. Дружинина

III. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Ласточка примчалась …».

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.

– Прочтите фамилию автора.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

при-мча-лась – примчалась

хмурь-ся – хмурься

– Объясните значение этих слов.

– Прочтите стихотворение самостоятельно.

– Какое настроение передает это стихотворение?

– О ком оно?

– Откуда прилетела ласточка?

– Найдите и прочтите песенку ласточки.

– Что услышал поэт А. Майков в пении ласточки?

2. Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Объясните значение выражения.

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».

– Чем отличается стихотворение от сказки?

IV. Итог урока. Рефлексия.

– Как называется третий раздел учебника?

– Стихотворения каких авторов вы прочитали?

– Какое стихотворение понравилось больше? Почему?

– Прочтите пословицу и объясните её значение:

•  Весна да осень – на дню погод восемь.

Внеурочная деятельность: выучить наизусть стихотворение по выбору; подготовить иллюстрацию к нему.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

В дошкольные годы ребёнок знакомится со стихотворениями известного поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Ещё при жизни поэта хрестоматийным стало стихотворение «Старик» («У лесной опушки домик небольшой …», 1877) – о старом леснике, радовавшем детей подарками. Столь же известным было стихотворение «Бабушка и внучек» (1878) – о том, как внук упросил бабушку послать его в школу.

В свободном переложении польского стихотворения «Травка зеленеет» (1858) Плещеев коснулся уже ставшей к середине XIX в. традиционной весенней темы: прилёт ласточек предвещает радостный приход тёплых дней. У поэта с гражданскими устремлениями, каким был Плещеев, эта тема соединилась с рассказом о горькой семейной драме: дочь покинула дом, тоскующая мать просит ласточку принести весть о дочери. Прилёт ласточки и приход весны оживили надежду – может быть, что-то станет известно о той, о ком горюет семья.

Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна – милей:

…Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Весенняя птица предстает утешительницей бедного труженика и в финальном стихотворении поэта «Птичка» (1858).

Этой темы поэт коснулся ещё раз в стихотворении «Дети и птичка». При отлёте на юг птица обещает вернуться:

…Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдёт, когда в овраге

Зажурчит, блестя, ручей

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897). Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи этого известного поэта второй половины XIX века. Уже в начале своего творческого пути он получил положительную характеристику В. Г. Белинского. По словам критика, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением картин русской жизни. Природа России предстаёт сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Всё реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красоты. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Таково и стихотворение «Летний дождь» (1856):

Золото, золото падает с неба!

Дети кричат и бегут за дождём…

Небесное «золото» станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию.

Ни одно из социальных противоречий современности не затронуто в стихах Майкова. Идиллический взгляд его на мир выразился в прекраснодушном изображении народного быта. Поэт запечатлел только светлую сторону крестьянского труда.

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось и в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен.  Таковы  известные  стихи  Майкова  «Ласточка  примчалась …»  (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!..», 1858). Реальные представления авторы о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилётом птиц лишь неотвратимую смену времен года:

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!

Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребёнка в здоровом отношении к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"

Цель данного урока: тренироваться  в  правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко  «Развитие речи»...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...