Урок литературного чтения "Стихи детям А.Л.Барто"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Булгакова Светлана Петровна
Урок знакомит обучающихся с творчеством русской поэтессы А.Л. Барто, задания составлены так, чтобы развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_klass.odt20.41 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект урока по литературному      чтению

 
в 1 классе

«Стихи  детям  А. Л. Барто»

     

  1. Класс: 1: Школа России

     3. Тема урока: Стихи детям А.Л.Барто

     4. Цель урока:

  Образовательная: познакомить обучающихся с творчеством русской      поэтессы А.Л. Барто; развивать внимание, память; формировать навыки  выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать  бережное отношение к игрушкам, трудолюбие и заботу о младших.

     5. Планируемый результат:

Личностные: 

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:  

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Предметные:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

   6. Тип урока: урок открытия нового знания

   7. Формы работы:  работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, тестовая работа, работа с текстом, с рисунками.

    8. Ведущие технологии: технология формирования типа правильной

       читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые

        технологии, информационно-коммуникационные технологии

   


Ход урока.

  1. Мотивация слайд 1

– Доброе утро, ребята! сегодня у нас будет необычный  урок литературного чтения, к нам сегодня пришли гости, я надеюсь, что вы себя покажете, только с хорошей стороны. Посмотрите на свои парты: всё ли у вас готово  к уроку?

– А сейчас  повернёмся друг другу и улыбнемся. Мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, успехов и хорошего настроения. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь мне, пожалуйста. Спасибо.  Тихонечко присаживаемся. Я хочу пожелать вам успешной работы на уроке и позитивных эмоций.

Работа над мимикой слайд 2

Мы с вами на уроках чтения научились читать, а сегодня мы будем учиться читать выразительно. Тот, кто хочет научиться выразительно  читать, должен  уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Давайте потренируемся. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: .

Давайте, еще раз потренируемся. Молодцы!

  1. Этап актуализации знаний. Слайд 3

Ребята, я попросила вас принести сегодня на урок свои любимые игрушки. У всех они разные. У кото-то машинка, у кого-то мягкая игрушка… игрушек разных очень много.

А вот моими любимыми игрушками в детстве были МИШКА и ЗАЙКА.

Скажите, а знает ли кто-нибудь стихи про свои игрушки?

Я вот, про свои знаю.

 Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

  1. Постановка  учебной  задачи.  Слайд 4

- Как вы думаете, чему учат эти стихи?

 - Молодцы!  Кто знает автора этих знакомых вам с раннего детства стихов?

Это Агния Львовна Барто — великая русская поэтесса.

- Ребята, а кто- то ещё знает стихи  А.Л.Барто наизусть?

Сегодня мы познакомимся с биографией А.Л. Барто, будем учиться выразительно читать стихи А. Барто, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

  1. Проблемное объяснение нового знания

 Барто Агния Львовна (17.02.1906 – 01.04.1981) русская советская детская поэтесса, писательница, родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Агния училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Она очень любила танцевать.

Стихи А. Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем первых стихов А. Барто был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо "правильно" писать стихи. Но Агнию Львовну в ту пору манило другое - музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей она очень любила танцевать. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее.

Слайд 5 И в 1925 г. (ей тогда было всего только 19 лет!) вышла в свет ее первая книжка "Китайчонок Ван Ли и мишка-воришка". Стихи очень понравились читателям. Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

А.Барто  всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.

Стихи А.Л. Барто простые, легко запоминающиеся, не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.

- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.

Слайд 6 -У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 106 Азбуки.

-Давайте откроем с.106..

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком.

-Вам понравилось это стихотворение? Чем? С каким настроение нужно читать?

-Давайте теперь прочитайте про себя.

-Читаем хором

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей - клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Читает несколько учеников.

-Давайте ещё  прочитаем стихотворение. Начинай…

5. Первичное закрепление во внешней речи

Игра «Исправь ошибку» 

Слайд 7 

Уронили зайку на пол, (мишку)

Оторвали зайке лапу, (мишке)

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший.

Слайд 8

Идет медведь, качается, (бычок)

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Слайд 9

Наша Саша громко плачет, (Таня)

Уронила в речку мячик

Тише, Сашенька, не плачь: (Танечка)

Не утонет в речке мяч.

Молодцы ребята, справились с заданием. Что объединяет эти стихи? Эти стихи из сборника «Игрушки».

  1. Динамическая пауза. Слайд 10. (включить видео)

Физкультминутка. 

  1. Продолжение усвоения новых знаний и способов действий

        

-Скажите ребята, а как вы обращаетесь со своими любимыми игрушками?

Слайд 11

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (Читают стихи, высказывают своё мнение.)

-Попробуем  прочитать  его  с  чувством?

-Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой? (Ребята  отвечают  на  вопросы)

«Игра в слова» слайд 12

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Игра в слова» (слайд)

 А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Игра в слова»

 -От чего зависит звучание слова?(от звуков, из которых оно состоит)

-А какие звуки вы

знаете?(гласные, согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие и т. Д.)

-Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?

-Как мы должны прочитать это стихотворение?

-Что такое родник?

- С каким ключом его можно спутать?

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой слайд 13 

«Строчки перепутались»

Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

Ребята работают с текстами самостоятельно, после выполняют проверку работ.

1

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Уронили мишку на пол,

Всё равно его не брошу –

Оторвали мишке лапу.

Потому что он хороший.

2

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Идёт бычок, качается,

Сейчас я упаду!

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

  1. Этап рефлексии слайд 14

Что нового вы сегодня узнали?

-С каким автором познакомились?

-Какие стихотворения читали?

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного вы сегодня узнали?

– Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать , с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат смайлики. Если у вас хорошее настроение, вы  не устали,  поднимите  смайлики с улыбкой, а если вы устали и  считаете, что сегодня на уроке зря потратили время, вы сердитые и грустные, поднимите грустные смайлики.

Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Технологическая карта урока литературного чтения разработана по учебнику «Литературное чтение» 2  класс Авторы: Л. Ф.  Климанова и др....

презентации к уроку литературное чтение на тему "Агния Барто"

презентация к уроку литературное чтение на тему  "Агния Барто"...

Конспект к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука"" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку литературного чтения "Стихотворение А.Л.Барто "Разлука""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения. Тема: «А. Л. Барто «Разлука»»

Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Л. Барто  и ее произведений;Планируемые результаты:...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "А.Барто "В театре""

Цели деятельности учителя:  Формирование знаний у обучающихся о биографии и творчестве А.Барто; создание условий для знакомства с произведением А.Барто «В театре»; работать над соверш...