Л.Н. Толстой «Акула»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели: 1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом ( формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);
2) совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy_akula.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Л.Н. Толстой «Акула» «
Цели: 1) познакомить учащимся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом ( формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте);
2) совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения, побуждать к познавательной активности.
Задачи: 1) формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения;
2) совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД);
3) развитие воссоздающего и творческого воображения;
4) воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства переживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев ( личностные УУД);
5) создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).
Тип урока: работа с художественным текстом (комбинированный).
Оборудование: авторская выставка книг Л.Н. Толстого; презентация к уроку, компьютер, проектор, экран; печатные листы для составления характеристики главных героев; «словарик эмоций и настроений»; толковые словари; рисунок корабликов для рефлексии; сигнальные карточки.
Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом.
Приёмы: прогнозирование по названию; чтение с остановками; выборочное чтение; приём «Черты характера»; обращение к личному опыту учащихся.
Виды работы на уроке: коллективная; парная; индивидуальная.
1.Организационный момент
- Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Я желаю, чтобы вы помогали друг другу, чтобы вы решали возникшие проблемы вместе, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока.
2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания.
- С каким писателем мы начали работу на прошлом уроке? (Слайд1).
- Что интересного о его жизни вы запомнили? (Ответы детей, слайды 2,3, работа с выставкой книг.)
- Прежде чем перейти к изучению нового произведения, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н.Толстого. Для этого обратимся к его рассказу «Детство».(чтение)
- Что интересного о его жизни вы запомнили?
- В какой семье рос Л.Н.Толстой?(4 брата, 1 сестра)
- Как появились «Муравейные братья»? (из-за тайны)
- Прочитайте, в чем состояла тайна?
- Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).
- А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).
- Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.
3. Формирование учебной задачи урока.
- А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю справиться с хитрым заданием . У каждого на партах лежат карточки, возьмите карточку. Подчеркните только буквы русского алфавита. Будьте внимательными.
R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)
- Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?
- Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.
1) Узнаем: ……. .
2) Научимся: ……… .
3) Будем учиться: …….. .
(Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.)
- Что обозначает это слово?
(Акула – крупная хищная морская рыба.)
- Что интересного вы знаете об этой рыбе?
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами.
Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».
Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.
Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.
(В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Самая крупная китовая акула, а самая страшная рыба-людоед – белая акула.)
- Спасибо, действительно, акул, очень много, о них вы можете узнать из энциклопедии самостоятельно.
Африка, второй по величине материк после Евразии.. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры .В Африке находятся слоны, но-
сороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго.
- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте
посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.
4. Работа над новым материалом.
1) Игра «Предвидение».
- Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе с таким заглавием?
2) Первичное восприятие.
( Текст читают учитель и Дербеденева Д.).
3) Проверка выполнения содержания и смысла рассказа.
- Поделитесь своими впечатлениями о произведении.
-Расскажите, что переживали во время чтения? (спокойствие, волнение, тревога, страх, ужас, радость, облегчение).
- Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.
- Почему вам было страшно?
- Какое место вызвало чувство радости, тревоги, страха?
- Да, Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение
-К какому жанру относится это произведение?
5. Подготовка к чтению рассказа учащимися.
Словарно-лексическая работа.
Ребята, прочитайте слова, записанные у меня на доске. Как вы понимаете их значение?
Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, купальня, пушка.
4) Повторное чтение. Анализ содержания рассказа. Выборочное чтение.
а) Чтение первой части. ( Читаем 1 абзац за мной (буксир).
-Где стоял корабль? ( у берегов Африки)
-Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный).
-С чем автор сравнивает погоду?
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?
- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).
-Как бы вы озаглавили эту первую часть?
-«Корабль у берегов Африки».
б) Чтение второй части. Читаем 2 абзац за мной (буксир).
-Где матросы устроили купальню? (в парусе).
-Как бы мы озаглавили эту часть?
- «Купание в парусе».
в) Чтение третьей части 3 абзац –(про себя).
- Кто же был с матросами на корабле? (два мальчика).
-Почему дети решили сплавать в открытое море?( им тесно было в парусе).
- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? (Он пишет, что вздумали).
- Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка).
- Прочитайте, какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
(Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»)
-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул? (Это означит не сдаваться, постараться победить ).
-Что выражает лицо артиллериста? ( радость, он гордился сыном).
-Как мы озаглавим эту часть?
- «Плавание наперегонки в открытом море».
г) Чтение четвертой части 4 абзац –вслух.
-С какого слова автор начинает эту часть? (со слова «Вдруг…»)
-Почему?
- Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)
-Что увидели матросы с палубы? ( акулу).
-Какими словами автор называет акулу? Почему?
(-Морское чудовище, потому что акула - хищница.)
-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
-Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).
- Насколько эффективно было это решение?
-Как отреагировали дети на его слова? ( не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче).
-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
(с полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань).
- Какие слова говорят о пережитых им чувствах? (артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.)
-Как матросы решили помочь мальчикам?( спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.)
-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
(спустили, бросились, понеслись, они действуют быстро).
-Как мы будем читать? ( быстро и с чувством волнения).
-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
(акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков, матросы не успеют их спасти).
-Как озаглавим эту часть?
«Появление морского чудовища».
д) Чтение пятой части. 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу?
- Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
-ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
-Как озаглавим эту часть?
- «Пронзительный визг».
-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)
- Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)
е)Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?
- «Сорвался», «побежал».
-Как он все делал?
-Он делал все быстро.
-Какое решение принимает артиллерист?
-Какой будет темп чтения? Какое чувство?
-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
-Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
- На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-«Выстрел».
ж)Чтение рассказа до конца.
-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
(со всех сторон раздался громкий, радостный крик, он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.)
- Какое он сейчас он испытывает чувство? (чувство счастья, успокоения).
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».
5. Характеристика главного героя.
-Ребята, кто главный герой этого рассказа?
-Что можно сказать об этом человеке, какой он? (старый артиллерист).
-Он сильный, храбрый, мужественный. Характеристика героя:
• сильный духом
• мудрый
• мужественный
• опытный
• находчивый
• решительный
• смелый
• бывалый
6.Вывод:
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?
-Какой урок хотел нам преподнести?
( Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.)
- Ради чего написан рассказ?
(Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.)
Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.
В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
7.Работа с пословицами:
А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с экрана и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.
Не буди лихо ,пока оно тихо.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?
15.Итог урока:
- А еще что нового узнали вы на уроке?
- Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.
И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.
-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.
-Вы согласны?
16.Домашнее задание.
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
приготовить пересказ по картинкам
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
сочинить стихотворение об акуле
17.Рефлексия:
Рефлексия. На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....
Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"
1. Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...
Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
На уроке продолжается знакомство с творчеством Л. Н. Толстого. Обучающиеся учатся находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...
Л.Н. Толстой "Акула"
Данный материал представлен в виде конспекта урока по произведению Л.Н. Толстого "Акула". Цель - дать полный литературно методический анализ текста....
Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...
Конспект урока. Л.Н. Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: Л.Н. Толстой "Акула"...