Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Данный материал представлен в виде конспекта урока по произведению Л.Н. Толстого "Акула". Цель - дать полный литературно методический анализ текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akula.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения
Тема. Л. Н. Толстой «Акула».
Цели: уточнить представления о событиях и героях; дать всесторонний анализ тексту;
Развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности;
Формировать умение различать и характеризовать эмоциональное состояние героев в разных ситуациях;
Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах и группах.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, изображение корабля, глобус, карточки – помощники, сигнальные карточки, смайлики.
Ход урока.
- Организационный момент. Чтение строк; «чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела».
5 – ти минутное «жужжащее чтение» любимых произведений Л. Н. Толстого (Индивидуальная работа учителя)
- Актуализация знаний.
- Учитель. Какого автора книги вы читали? Что объединяет все эти его произведения? ( Выставка книг)
- Дети. Это произведения для детей.
У. какая тема урока?
Д. Произведение Л. Н. Толстого «Акула».
У. Дополните фразы и определите цели урока.
( На доске):
- Уточнить представление…
- развивать умение находить в тексте…
-формировать умение различать эмоциональное…
- воспитывать…
У. Мы сегодня будем исследовать произведение Л. Н. Толстого «Акула». Помните: «Ясность – сестра таланта». Аристотель. (На доске)
3. Работа над содержанием произведения (анализ текста).
У. Зачем на урок я принесла глобус?
Д. Чтобы уточнить место событий, описанных в рассказе.
У. Найдите в тексте этот отрывок. Кто дома попытался поискать на карте? Покажите.
? с чего начинали разворачиваться события?
Д. (читают отрывок)
У.Какой эпизод самый напряжённый? Обсудите в парах.
Д. (высказывают свои мысли и доказывают их).
У.Как вы думаете, почему автор не дал героям имена? Описывает ли он их подробно. Докажите.
Д. (Высказывают свои мысли)
У. К кому из героев относятся эти слова и словосочетания?
(на доске)
Много лет плавал, веселые и счастливые, любил сынишку, был радостным, весёлые и счастливые, испугались, пронзительный визг.
У. обсудите в парах.
Д. высказывают свои мысли.
У. Какие слова из текста вы добавили ещё?
У. Оцените поведение героев (по группам: мальчиков, артиллериста)
Д. (после обсуждения высказывают свои мысли).
У. Как вы считаете, почему так поступил артиллерист?
Д. У него не было другого выбора. Он пытался спасти сына.
У.Обратите внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображён. Найдите слова для подписи в тексте.
Д. (зачитывают)
У. Как автор назвал акулу? Что он хотел этим показать?
Д. (зачитывают)
У.Что можно сказать о настроении героев? (Подтвердите словами текста)
Д. (зачитывают)
У. Какой отрывок прочитал бы этот человечек («Довольный смайлик»)? А этот человечек «Грустный смайлик»).
Д. (зачитывают или кратко пересказывают)
У.Кто из героев понравился? На кого хотели быть похожими?
А как поступили бы в этой ситуации? ( Ответы детей).
Физкультминутка.
Вдох глубокий, выдох полный,
Разгулялись в море волны.
Мы с приятелем вдвоём
Через речку поплывём.
Стилем «брас»
Вот как здорово! Вот класс!
У. Какое настроение вызвало у вас это произведение?
Найдите в тесте слова, которыми выражена радость. Какие слова передают грусть? (работа в парах)
Д. проверка работы)
У. Какие средства художественной выразительности знаете?
Работаем в группах.
Работа с карточками – помощниками (сравнения, противопоставления, метафора, эпитеты)
Проверка работы.
Физкультминутка. Надуваем резиновую лодку и «плывём» дальше.
У. Найдите в тексте эпизоды, где происходит быстрая смена событий. С помощью чего это удалось передать автору?
Сравните строки:
« В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус».
Когда эти строки повторяются? Прочитайте.
«.. и что было силы поплыли к тому месту».
У. А когда вы говорите: « … что было силы?»
У. Понаблюдайте, какая часть речи в тексте употребляется чаще других?
Сравните глаголы: крикнул – закричал;
закрыл – открыл.
- А когда вы закрываете глаза?
(Работа в группах по заданию учителя: предложены глаголы, нужно выбрать из текста недостающие).
У.Найдите в тексте отрывок, в котором глаголы передают: решительное действие артиллериста, решительное действие матросов. Прочитайте в быстром темпе.
У. О чём вам говорят слова из текста: «Мы все?» Найдите отрывок. Прочитайте.
Работа в группах. Разделите текст на части. Составьте план. (Индивидуальная помощь учителя)
Проверка работы. (Примерный план).
- Купание.
- Появление акулы.
- Действия артиллериста.
- Опасность миновала.
4.Контроль и коррекция.
У. как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ? Обсудите в парах.
Д. (высказывают свои мысли)
У. Что объединяет все рассказы Л. Н. Толстого?
5.Домашнее задание. Стр. 127 – 130 читать, соблюдая все нормы техники чтения,
выполнить рисунок к любому эпизоду произведения, приготовится быть главным исследователем рассказа «Прыжок» (по желанию).
- Рефлексия. Кому на уроке было интересно и все понятно посигнальте зеленым светофором. Кому было не все понятно и не все интересно –жёлтым.
Кому было сложно- красным.
У. Кто сегодня, по вашему мнению, был активным исследователем? Почему так решили?
- Итог. Мне сегодня понравилось, как вы помогли исследовать текст. На следующем уроке мы продолжим узнавать истории из жизни моряков. Спасибо за хорошую работу!
Приложение.
Карточки – помощники.
- Подумай и ответь:
Как ты понимаешь словосочетание «свежий ветер» Замени слово «свежий» синонимом. Что может быть «свежим»?
- Подумай и ответь: Какое средство выразительности в словосочетании «свежий ветер»? В словосочетании «корабль стоял».
- Сравни: «Старый артиллерист крикнул сыну, Старый артиллерист закричал…»
- Найди в тексте противопоставления (в начале рассказа, в конце рассказа). Найди метафоры, эпитеты.
- Сравни слова сына, сынишку. О чем говорит значение состава этих слов?
- Сколько раз употреблены в тексте слова мы все ?
- Найди в тексте отрывок « матросы спустили лодку…» Как автор передаёт решительное действие героев?
- Найди противопоставления: тихий ропот -….
закрыл лицо - …
2.Найди эпитеты: тихий ропот -…. артиллерист…, визг…, крик.., воздухом…, в море…. Чудовище..
3. найди метафору – корабль…