Л.Н. Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Данный материал представлен в виде конспекта урока по произведению Л.Н. Толстого "Акула". Цель - дать полный литературно методический анализ текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akula.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Конспект урока чтения

Тема. Л. Н. Толстой «Акула».

Цели: уточнить представления о событиях и героях; дать всесторонний анализ тексту;

Развивать умение находить в тексте средства художественной выразительности;

Формировать умение различать и характеризовать эмоциональное состояние героев в разных ситуациях;

Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в парах и группах.

Оборудование:  портрет Л. Н. Толстого, изображение корабля,  глобус, карточки – помощники, сигнальные карточки, смайлики.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Чтение строк; «чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела».

5 – ти минутное  «жужжащее чтение»  любимых произведений Л. Н. Толстого (Индивидуальная работа учителя)

  1. Актуализация знаний.

-  Учитель. Какого автора книги  вы  читали? Что объединяет все эти  его произведения? ( Выставка книг)

- Дети. Это произведения для детей.

У. какая тема урока?

Д. Произведение Л. Н. Толстого «Акула».

          У. Дополните фразы и определите цели урока.

( На доске):

- Уточнить представление…

- развивать умение находить в тексте…

-формировать умение различать эмоциональное…

- воспитывать…

У.  Мы сегодня будем исследовать произведение Л. Н. Толстого «Акула». Помните: «Ясность – сестра таланта». Аристотель. (На доске)

3. Работа над содержанием произведения (анализ текста).

У.  Зачем на урок я принесла глобус?

Д. Чтобы уточнить место событий, описанных в рассказе.

 У. Найдите в тексте этот отрывок. Кто дома попытался поискать на карте? Покажите.

? с чего начинали разворачиваться события?

Д. (читают отрывок)

У.Какой эпизод самый напряжённый? Обсудите в парах.

Д. (высказывают свои мысли и доказывают их).

У.Как вы думаете, почему автор не дал героям имена? Описывает ли он их подробно. Докажите.

Д. (Высказывают свои мысли)

У. К кому из героев относятся эти слова и словосочетания?

(на доске)

Много лет плавал, веселые и счастливые,  любил сынишку, был радостным,  весёлые и счастливые, испугались, пронзительный визг.

У. обсудите в парах.

Д. высказывают свои мысли.

У. Какие слова из текста вы добавили ещё?

У. Оцените поведение героев  (по группам: мальчиков, артиллериста)

Д. (после обсуждения высказывают свои мысли).

У. Как вы считаете, почему так поступил артиллерист?

Д. У него не было другого выбора. Он пытался спасти сына.

У.Обратите внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображён. Найдите слова для подписи в тексте.

Д. (зачитывают)

У. Как автор назвал акулу? Что он хотел этим показать?

Д. (зачитывают)

У.Что можно сказать о настроении героев? (Подтвердите словами текста)

Д. (зачитывают)

 У. Какой отрывок прочитал бы этот человечек («Довольный смайлик»)? А этот человечек «Грустный смайлик»).

Д. (зачитывают или  кратко пересказывают)

У.Кто из героев понравился? На кого хотели быть похожими?

А как поступили бы в этой ситуации? ( Ответы детей).

Физкультминутка.

Вдох глубокий, выдох полный,

Разгулялись в море волны.

Мы с приятелем вдвоём

Через речку поплывём.

Стилем «брас»

Вот как здорово! Вот класс!

У. Какое настроение вызвало у вас это произведение?

Найдите в тесте слова, которыми выражена радость. Какие слова передают грусть? (работа в парах)

Д.  проверка работы)

У. Какие средства художественной выразительности знаете?

Работаем в группах.

Работа с карточками – помощниками  (сравнения, противопоставления, метафора, эпитеты)

Проверка работы.

Физкультминутка.  Надуваем резиновую лодку и  «плывём»  дальше.

У. Найдите в тексте эпизоды, где происходит быстрая смена событий. С помощью чего это удалось передать автору?

 Сравните строки:

« В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус».

Когда эти строки повторяются? Прочитайте.

«.. и что было силы поплыли к тому месту».

У. А когда вы говорите: « … что было силы?»

У. Понаблюдайте, какая часть речи в тексте употребляется чаще других?

Сравните глаголы: крикнул – закричал;

                                    закрыл – открыл.

- А когда вы закрываете глаза?

(Работа в группах по заданию учителя: предложены глаголы, нужно выбрать из текста недостающие).

У.Найдите в тексте отрывок,  в котором глаголы передают: решительное действие артиллериста, решительное действие матросов.  Прочитайте  в быстром темпе.

У. О чём вам говорят слова из текста: «Мы все?» Найдите отрывок. Прочитайте.

Работа в группах. Разделите текст на части.  Составьте план.  (Индивидуальная помощь учителя)

Проверка работы. (Примерный план).

  1. Купание.
  2. Появление акулы.
  3. Действия артиллериста.
  4. Опасность миновала.

4.Контроль и коррекция.

У. как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ? Обсудите в парах.

Д. (высказывают свои мысли)

У. Что объединяет все рассказы Л. Н. Толстого?

5.Домашнее задание. Стр. 127 – 130 читать, соблюдая все нормы техники чтения,

 выполнить рисунок к любому эпизоду  произведения,  приготовится быть главным исследователем   рассказа «Прыжок» (по желанию).

  1.  Рефлексия. Кому на уроке было интересно и все понятно посигнальте зеленым светофором. Кому было не все понятно и не все интересно –жёлтым.

Кому было сложно- красным.

У. Кто сегодня, по вашему мнению, был активным исследователем?  Почему так решили?

  1. Итог.  Мне сегодня понравилось, как вы  помогли исследовать текст. На следующем уроке  мы продолжим узнавать истории из жизни моряков. Спасибо за хорошую работу!

Приложение.

Карточки – помощники.

  1. Подумай и ответь:

Как ты понимаешь словосочетание «свежий ветер» Замени слово «свежий» синонимом. Что может быть «свежим»?

  1. Подумай и ответь: Какое средство выразительности в словосочетании  «свежий ветер»? В словосочетании «корабль стоял».
  2. Сравни: «Старый артиллерист крикнул сыну, Старый артиллерист закричал…»
  3. Найди в тексте противопоставления (в начале рассказа, в конце рассказа). Найди метафоры, эпитеты.
  4. Сравни слова сына, сынишку. О чем говорит значение  состава этих слов?
  5. Сколько раз употреблены в тексте слова мы все ?
  6. Найди в тексте отрывок « матросы спустили лодку…» Как автор передаёт  решительное действие героев?

  1. Найди противопоставления: тихий ропот -….

 закрыл лицо - …

2.Найди эпитеты:  тихий ропот -….  артиллерист…, визг…, крик.., воздухом…, в море…. Чудовище..

3. найди  метафору – корабль…