Памятка для родителей. Обучение грамоте. Все о звуках.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Памятка рекомендована родителям первоклассников. Обучение грамоте по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_zvuki.doc | 369 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
- звук, [ ] - запись звука, т. е. символ транскрипции [май’ак] - маяк
Всё о гласных:
- гласный звук
- Гласные звуки – эвуки, при произносении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь.
- Гласные звуки обозначают красным цветом.
- Гласные могут быть ударными и безударными.
- Ударение на схеме обозначаем наклонной палочкой сверху - ′
- Слоговое правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Гласные образуют слог - и/ва
- Обозначают твёрдость согласных звуков: а о у ы э
- Обозначают мягкость согласных звуков: я ё ю и е
- Гласных букв – 10, а звуков - 6 ( [ а ], [ о ], [ у ], [ ы ], [ э ], [ и ] )
- Гласные буквы Я, Ё, Е, Ю особенные
- ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
- Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
- в начале слова (юг, яма, Елена);
- после гласных (заявка, поют, Пелагея);
- после букв Ь, Ъ (вьюга, въезд)
Я - [й’] [а]
Ё - [й’] [о]
Е - [й’] [э]
Ю - [й’] [у]
Всё о согласных:
- Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. произносятся с шумом, воздух во рту встречает преграду (губы, зубы и язык). Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.
- Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «река» слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове «рука» - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
- Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука?
При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.
Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
- Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь). Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
- согласный твёрдый звук - согласный мягкий звук
- Когда согласный звук произносится с гласным, происходит сливание звуков.
На схеме обозначаем так: - слог слияния (2 клеточки)
- Если с согласным звуком произносится гласный звук (командир, показатель твердости), значит согласный звук твёрдый. На схеме обозначается так:
- Если с согласным звуком произносится гласный звук (командир, показатель мягкости), значит согласный звук мягкий. На схеме обозначается так:
- Согласные звуки делятся на две группы по звонкости – глухости.
- На схеме звонкие звуки на схеме обозначаем так:
- Глухие звуки спрятались в поговорке: СТёПКа, ХоЧеШЬ ЩеЦ? ФИ!
- Согласные звуки образуют пары (парные согласные)
[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ]
[ п ] [ ф ] [ к] [ т ] [ ш ] [ с ]
Запомнить!
[ ж] [ш ] [ ц ] - всегда твёрдые
[ й’] [ ч’] [ щ’ ] - всегда мягкие
[ ч’] [ щ’] [ ж ] [ ш ] - шипящие
[ р ] [ н ] [ м ] [ л ] [ й’] - сонорные
- Ъ, Ь - звуков не имеют
Звуко-буквенный разбор слова:
Вариант №1:
- Записываем слово якорь
- Делим на слоги я|ко¦р¦ь
- Ставим ударение я′|ко¦р¦ь
- Записываем слов звуками [ й’акар’]
- Считаем звуки (клеточки), рисуем вагончик. Делим на слоги, ставим ударение. Определяем слоги. Даём характеристику звукам.
Вариант №2:
Пример: Ра|я
[Рай’а]
Р [р] – согл., зв., непарн., тв., парн.
а [а] - гл., уд..
я- [й’] – согл., зв., непарн., мяг., непарн.
[а] - гл., безуд.
3б., 4зв., 2сл., 2гл., 2согл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"
Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Памятка для родителей (обучение с применением дистанционного обучения) 1 класс
Памятка для родителей (обучение с применением дистанционного обучения) 1 класс...