Конспект урока по чтению "Белая уточка"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по чтению 4 класс. Тема "Белая уточка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rns_belaya_utochka.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтении.
Тема; Русская народная сказка «Белая уточка»
Дата-16.10.2017
Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».
Задачи:
Образовательные: познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.
Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;
Метапредметные:
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- самооценка своей деятельности на уроке;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Технологии:
- Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
- Технология критического мышления
- Технология деятельностного метода обучения
Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.
Методические пособия: Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; этимологический русскоязычный словарь Фасмера
(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)
СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Этапы урока | ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: создание положительного настроя на работу | - В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди, Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух – Каждый нам в дороге настоящий друг. Пусть герои сказок дарям нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло. - Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой? - Ну, тогда в путь! | Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением. | Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Р: позитивный настрой на работу. |
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока. | - Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет». - Что можете сказать о прочитанном? (это пословица) - Как вы понимаете данную пословицу? - Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений) - Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений) - Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками? Поставим задачи на сегодняшний урок. КАРТОЧКА НА ДОСКУ: - Познакомимся со сказкой. - Обсудим её. - Попытаемся понять её основную мысль. | Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений | Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач. К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения. |
3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки. Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё. | - Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения. ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту. - Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …) - Понравилась ли вам сказка? | Слушание и слежение по тексту за диктором. Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками. | Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; |
4. Словарная работа. Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей | - Смысл каких слов и выражений был непонятен вам? РАБОТА ПО ПАРАМ: Соедините слова с их толкованием по карточкам: ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля) РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять. НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась. | РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием | |
5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию. Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла. | РАБОТА ПО ГРУППАМ: - Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты. Озвучивание мнений от группы. - Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине. - С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. - Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.) - Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения. (Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде) - Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки. - Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло? - В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое) | РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки. Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений. Выборочное чтение. Характеристика героев сказки, их поступков и последствий. | |
Физкультминутка Цель: снятие физиологического утомления и напряжения | Раз - подняться, потянуться, - Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку. | Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика | Снятие физиологического утомления и напряжения |
5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию. Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла. | Вернёмся к сказке. - Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым) - Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок). - Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала) - Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно. - Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая) - Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие) - Кто помог уточке в горе? (князь) - С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок. - Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок. - Какие слова непонятны были вам? МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались. куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера) - Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать) | Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений. Характеристика героев сказки, их поступков и последствий. Поисковое чтение Выборочное чтение Толкование слов | П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; |
6. Подведение итогов Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом. | - К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная) - Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события) - Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма) - Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло. - Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили? | Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения. | Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь; |
7. Рефлексия Цель: оценить свою деятельность на уроке. | - В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». - Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой? - Что нового для себя сегодня узнали? | Самооценка учебной деятельности на уроке | Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Л: самооценка своей деятельности на уроке; |
8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым. Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру. | - Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка? - Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок. Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом. | Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым. | П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру. |
9. Домашнее задание. | Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку. | Принятие домашнего задания | Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка "Белая уточка"...
конспект на тему: "Желтые уточки" 3 класс
конспект...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме "В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка»." (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В. Бианки «Хит...
конспект урока литературное чтение "В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка" (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением В. Бианки &laq...