Введение простейших музыкальных инструментов в процессе обучения на уроках музыки в начальной школе
статья по музыке (2 класс) на тему
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее (чем это наблюдается в настоящее время) внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tambov_statya_vvedenie.doc | 33.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
простейших музыкальных инструментов в процессе обучения на уроках музыки в начальной школе
«Детство подобно молодому деревцу, ибо, куда кто хочет,
туда может наклонить тонкое дерево.
Так и ребенка, к чему его повернешь,
туда он и будет наклонен».
С Полоцкий
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников, необходимо уделять гораздо большее (чем это наблюдается в настоящее время) внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой музыкальной культуры.
Не стоит забывать, что возраст 6-9 лет – самый интересный и благодатный для развития творческих способностей ребенка. Только в этом возрасте, когда дети смотрят на мир широко открытыми глазами, когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, необходимо научить его творить и творчески мыслить, развивать эмоциональную сферу деятельности, которая будет так необходима во взрослой жизни.
Большое значение приобретают занятия музыкой, - искусством, как нельзя более воздействующим на эмоциональную сферу человека. В начальных классах это пение детей в хоре. При первом прослушивании обнаруживается, что у некоторых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения.
Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности.
Успешное использование простейших музыкальных инструментов в современных общеобразовательных школах доказывает эффективность и целесообразность этого вида детского музицирования. Надо заметить, что термины «простейшие», «элементарные», «детские» — синонимы определения музыкальных инструментов для младших школьников.
Эти инструменты, как правило, можно разделить на две группы:
1 группа - инструменты без определенной высоты звука или шумовые:
ложки, трещотки, бубны, маракасы, барабаны, кастаньеты, буковые палочки и др.;
2 группа - инструменты с определенной высотой звука:
свирели, металлофоны, ксилофоны, детские пианино.
Нельзя по-настоящему художественно ни исполнять, ни сочинять, ни слушать музыку, не умея самому думать и чувствовать звуковыми образами. Это умение от природы есть, конечно, в большей или меньшей мере у всех. Надо только дать ему развиться.
Мысль об участии в оркестре всех детей, в том числе и с низким уровнем музыкальности, явилась первым шагом к постановке проблемы музыкально-творческого воспитания всех без исключения учащихся в процессе обучения игре на простейших инструментах.
Как показал практический опыт, не только пассивное слуховое знакомство, но и активное изучение различных детских музыкальных инструментов, способов и приемов игры на них может способствовать целенаправленному развитию тембрового, гармонического, полифонического, динамического слуха, а также чувства ритма и темпа.
Наиболее ответственным моментом является инструментальное многоголосие при сопровождении песен или пьес. Учитель исполняет новую песню для разучивания в классе, а дети вслушиваются в характер мелодии, фактуру фортепианного аккомпанемента. Затем вместе с учителем они обсуждают состав детского оркестра для инструментального сопровождения, возможные инструментальные подголоски, варианты вступления инструментов, характерные для данной песни различные мелодико-ритмические модели, а также приемы игры каждого из инструментов. Учитель учитывает все предложения детей, совместно с детьми создает партитуру, расписывает партии инструментов.
Конечно, на уроке музыки это будет несложный полиинструментальный аккомпанемент. Участие всех учеников в активном музицировании поднимает на более высокий уровень значимость урока музыки, объединяет класс в единый музыкальный коллектив, способствует повышению уровня музыкальной культуры всех учащихся и развитию творческих способностей каждого. Таким образом, игра на элементарных музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что музыкальные и творческие способности есть целостный и взаимозависимый комплекс совершенствующегося музыкального сознания детей — через элементы творческих проявлений, мысленное музыкальное осознание ритмомелодических моделей. Развитие внутреннего музыкального слуха является одной из наиболее существенных сторон в процессе роста музыкальных способностей ребенка.
Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.
Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», потому, что инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к положительным результатам в музыкальном воспитании подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.
Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....
Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.
Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....
Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе.
Статья из опыта работы проведения уроков музыки. использую технологии развивающего обучения....
Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе
Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе...
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе
В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...