Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Черевичная Наталья Николаевна

Урок литературного чтения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_priyomysh.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"

(1-ый урок)

Цель: 

  1. продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы.

Задачи:

  1. развивать навыки связной речи, образное мышление;
  2. знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения
  1. формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;
  2. развивать творческое воображение, зрительную память,
  3. воспитывать любовь к природе, бережное отношение  к ней

Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина – Сибиряка для детей,  учебник «Родная речь» 4 класс, Толковый словарь,  компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point.

Ход урока:

Содержание урока

Примечание

I. Организационно-мобилизующее начало.

 Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

1.Работа по формированию навыка чтения на основе развития показательных процессов.

  1. Прочитайте только красные буквы, какие слова получились?
  2. Найди лишнее, объясни.
  1. кнослтикпрслонгбдакволаксытр 
  2. пщруткиатькарасуьктапсцоимтдн

2.Речевая разминка.



Подарили собаку

Нет,не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

 Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой —

Он поправдашний, живой.



(И. Токмакова.)

  1. Прочитайте птичьим базаром.
  2. Прочитайте с интонацией удивления.
  3. Прочитайте с интонацией восхищения.
  4. Прочитайте с ускорением.
  5. Прочитайте с замедлением.
  6. Прочитайте шепотом.
  7. Прочитайте выразительно.

Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

  1. Беседа о подарках и о подаренных животных.
  1. Дарили вам когда-нибудь такие подарки?
  2. Что вы при этом испытывали?

Да, когда животные маленькие — они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло

  1. Разгадывание кроссворда.





Ответы: 1. Медведь. 2. Собака. 3. Муравейник. 4. Свинья. 5. Кабан. По горизонтали: Мамин.






  1. Какое слово получилось по горизонтали?
  2. Кто это? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?

















IV.Слово учителя о писателе.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г на Урале в заводском поселке в семье заводского священника и сельской учительницы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Пермского университета, но получить законченное образование так и не сумел. Печататься начал с 1875 г. (в 23 года). Для детей и о детях было написано более 130 произведений

Любовь к родному Уралу пронес через всю жизнь. Пройдет много лет. Черноглазый мальчик сделается крупным писателем. И под старость лет уже слабеющей рукой напишет задушевные строчки, полные горячей любви к родине:

В семье очень любили книги. В один прекрасный день в коробе из под угля привезли книжный шкаф из Тагила. Это было настоящее семейное торжество. Шкаф стоял на двух тумбочках и поблескивал стеклянными дверцами. На полках его разместились книжные сокровища: сочинения Карамзина, Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова. На покупку книг отец тратил последние деньги. Поэтому книги пользовались здесь почетом.

- это наши лучшие друзья, - говорил отец, - и какие дорогие друзья.

Цикл "Аленушкины сказки" Мамин-Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: "Это моя любимая книжка - ее написала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные". Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге. Мамин-Сибиряк внес значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.


  1. Физкультминутка

Топай Мишка:        

Топ, топ, топ.    

Хлопай Мишка:

  Хлоп, хлоп, хлоп.

 Приседай со мной топтыжка.            

 Руки вверх, вперёд и вниз.                

  Улыбайся и садись.


  1. Знакомство с рассказом «Приемыш»
  1. Словарно-лексическая работа. Работа со словарём.

Объясните значение слов:

ДОСПЕХИ —

 1) в старину: воинское снаряжение;

 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА —

1) боковой рукав реки, а также речка,

соединяющая два водоема;

 2) узкая соединительная

полость, канал.

САЙМА — рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ — обучать, подвергать муштре.

МУШТРА — суровая система воспитания, обучения.

  1. Чтение рассказа учителем и учащимися.

4. Анализ прочитанного.

*Какое впечатление произвел на вас старый Тарас?

*Почему старик взял лебедя к себе?

*Почему он не подрезал приемышу крылья?

*Как рассказывает писатель о дружбе собаки и лебедя? Прочитайте.

*Как вы думаете, останется Приемыш с Тарасом или все-таки улетит? Почему так считаете?

*Что вы можете сказать об охотниках?


  1. Итог урока. Рефлексия. 

Встали в кружок. Передаем лесовичка.

  1. Что понравилось, запомнилось?
  1. Что взволновало?
  2. Что вы узнали о писателе?
  3. Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Объясните.

    VII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа.






Слайд 2.






Слайд 3.












Слайд 4

1.Дед в шубу одет, наружу мех.

2.Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт – знать даёт.

3.В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом строит.

4. Лежит под плетнём и крутит хвостом, ничего не болит, а всё стонет..

5. Дикая свинья.

    Слайд 5




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приемыш.

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе...

Урок литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк Приемыш

Урок по творчесту Д. Мамина - Сибиряка.Включает в себя работу со словарями, прослушивание произведения П. И. Чайковского. К уроку прилагается презентация....

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Обучение осуществляется по программе «Школа России». Предмет «Литературное чтение» преподается по учебнику Горецкого В.Г. и др. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2009Тип урока: урок изучения...

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)

Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, пон...

Урок чтения в 4 классе по УМК "Школа России"по теме "Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Знакомство детей с рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш", отработка навыков чтения, развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику главному герою рассказа, воспитани...

Дмитрий Мамин-Сибиряк "Приемыш"

Рабочий лист по литературному чтению 4 кл. Портрет, словарная работа, план рассказа, характеристика героев....