Использование современных педагогических технологий на уроке литературного чтения.
статья по чтению (1, 2, 3 класс) на тему
Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее время возникает очень много вопросов и споров по поводу организации учебной деятельности. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. В этой статье вы познакомитесь с некоторыми технологиями и приёмами, которые зарекомендовали себя и используются в педагогической практике, в том числе и моей для построения уроков литературного чтения, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy_na_uroke_literaturnogo_chteniya.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Башкатова О. С., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №383 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Использование современных педагогических технологий на уроке литературного чтения.
Современная российская школа находится в сложном периоде поиска. В настоящее время возникает очень много вопросов и споров по поводу организации учебной деятельности. Сегодня нет учителя, который не задумывался над тем, как бы сделать урок интересным, ярким, чтобы увлечь ребят предметом, чтобы они работали не только активно, но и творчески. Исследования показывают, что именно на активных занятиях учащиеся усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Каждый творческий учитель имеет свой набор современных методов преподавания, которые способствуют активному обучению учащихся и развития у них мышления.
Литературное чтение – важнейшее звено в развитии младших школьников. Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: обогатить читательский опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Эффективность и результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от продуманного алгоритма работы на уроке. Нетрадиционные приемы, стратегии и принципы обучения, такие, как: управляемое чтение, диспут и дискуссия, управляемое воображение, обучение в диалоге, новые формы педагогического общения «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-информация» и др. оказывают благоприятное воздействие на развитие читательской активности. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, жанров и стилей. Хорошо использовать разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, углубленное. Для этого используют различные приёмы: чтение слоговых таблиц в 1 классе, про себя, хором, по рядам; речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной интонацией (Прочитай весело, задорно, с вопросительной интонацией, утвердительно, удивленно или скороговоркой, разным темпом (ускоренным, замедленным, усилением темпа, переходом на шёпот).
Для развития концентрации внимания используют следующие упражнения:
«Осмысленное чтение с отвлекающим эффектом». Учащиеся получают различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы. Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв и фронтально производится проверка осмысления текста по вопросам.
«Ловушка». Читается текст и пропускается одно слово или заменяются некоторые слова. Дети должны услышать и вставить слово, или подобрать слова, подходящие по смыслу.
Интересно задание по восстановлению логической последовательности текста. Учащиеся получают в конверте отрывки рассказов, статьи из газет и журналов, разрезанные на смысловые части или на предложения. После чего восстанавливают логическую последовательность теста. Такой вид работы проводится как индивидуально, так и в парах и по группам.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе применяется прием антиципации (догадки, мысленного предвосхищения). Применяется на этапе подготовки к восприятию литературного произведения, в ходе первичного восприятия текста. Например, перед чтением рассказа Н. Носова «Федина задача». Задаются такие вопросы: «Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?» Это важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. После прочтения произведения происходит бурное обсуждение прочитанного. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которого ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, но и проверяют свои прогнозы. Задавая вопросы по ходу чтения, вовлекаю детей в процесс «вчитывания» в текст. Этот приём учит вниманию к слову. В данном случае показывается, что из себя представляет «диалог с автором».
Вот некоторые технологии и приёмы, которые также зарекомендовали себя и используются в педагогической практике:
- чтение и рисование рисунка к прочитанному тексту;
- творческое дополнение или изменение иллюстрации учебника;
- подбор музыки к произведению, определить её характер и настроение;
- чтение произведения и соотнесение рисунков с событиями в произведении;
- нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;
- составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);
- составление словесного плана или плана в виде рисунка;
- нахождение предложений, которые стали поговорками или фразеологизмами;
- чтение с выписыванием слов на заданную тему;
- поиск слов в тексте, описывающих пейзаж или героя;
- рисование портрета героя, опираясь на эпитеты, метафоры и сравнения, найденные в рассказе;
- выделение рифм, обращений; устаревших слов, выражений и составление толкового словаря;
- драматизация произведений;
- групповая работа по заданию;
- литературные игры;
- творческий пересказ.
Такие задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
На уроках литературного чтения мои учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Не все дети любят рисовать, но каждому интересно, что думают другие о его рисунке. А ещё интереснее попробовать загадать эпизод произведения, и смогут ли твои товарищи догадаться по иллюстрации, что тебе понравилось, и смогут ли они обосновать свой выбор. Вот здесь то, часто и рождаются дискуссии. А это и есть то самое активное сотрудничество.
К активным методам можно отнести и творческий пересказ, когда учащимся предлагается придумать свою концовку или продолжение произведения.
Нравиться учащимся и пересказ от имени разных героев, или когда необходимо прорекламировать данное произведение, чтобы друг захотел его прочитать. Это помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать нужное, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы не только ответить на поставленные вопросы, но и подготовить нужный пересказ.
Игра, наряду с трудом и учением, один из основных видов деятельности человека. В отличие от обычных игр педагогическая игра обладает наличием поставленной цели обучения и соответствующего педагогического результата. Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям, викторины, кроссворды, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов и т.д Такие игры поострены на словесном материале и разделяются следующим образом: игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки, игры со словами; литературные викторины. В процессе литературных игр развиваются интеллектуальные, волевые качества личности, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Уроки чтения, проживаемые в игре, помогают ещё раз пережить эмоциональную радость от встречи с литературными героями, узнать о новых, ещё непрочитанных книгах. Такие уроки пробуждают интерес к чтению, нахождению нужного произведения в библиотеке, а не в книге по литературному чтению.
В последние годы, как новое техническое средство, на уроках стали активно внедрять ИКТ. Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. Они помогают повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении, сделав его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.
Все описываемые технологии помогают повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение о прочитанном, делать выводы и обобщать. Одновременно расширяется и обогащается методический арсенал учителя.
Нужно стремиться к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Предоставьте детям возможность стать активными участниками, а не пассивными слушателями. Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.
Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур"....
Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.
Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.
Современные педагогические приёмы, использоуемые на уроках литературного чтения в начальной школе. Конкретные актуальные приёмы (более 10)....
Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.
laquo;Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе»....