В. Даль «Девочка Снегурочка»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Фарзиева Ландыш Фазлиахматовна

Методическая разработка по теме «Владимир Даль «Девочка Снегурочка» представляет собой конспект урока литературного слушания для 2 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с современными образовательными технологиями. Предусмотрены следующие виды работ: слушание и анализ произведения, моделирование обложки, самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, обучение навыкам самоанализа, самоконтроля, рефлексия в конце урока. Презентация служит иллюстративным, вспомогательным  материалом,  дополняющим учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dal_2kl.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Методическая разработка по теме «Владимир Даль «Девочка Снегурочка» представляет собой конспект урока литературного слушания для 2 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с современными образовательными технологиями. Предусмотрены следующие виды работ: слушание и анализ произведения, моделирование обложки, самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, обучение навыкам самоанализа, самоконтроля, рефлексия в конце урока. Презентация служит иллюстративным, вспомогательным  материалом,  дополняющим учебник.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: В. Даль «Девочка Снегурочка»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: знакомство со сказкой, формирование навыка моделирования обложки, обучение работе с текстом, выборочному чтению, умению работать в парах

Задачи: 1. Создать условия для продолжения работы по произведению В. Даля «Девочка Снегурочка», обучения анализу произведения;

2. Способствовать развитию памяти, внимания, речи;

3. Содействовать воспитанию чуткого отношения к окружающим.      

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

бегло читают отрывки из знакомого текста; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской позицией.

Познавательные:

  • определение общих для всех правил поведения;
  • умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное.

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • ознакомление с произведением;
  • осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме;
  • овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста;
  • овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза;
  • построение рассуждений;

Регулятивные:

  • сохранение учебной задачи;
  • адекватное восприятие оценки учителя и товарищей, планирование своих действий;
  • оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использование в общении правила вежливости;
  • умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Образовательные ресурсы: портрет писателя, толковый словарь,рисунок в сказке «Девочка Снегурочка»; текст; модели обложек.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный  момент

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место

Личностные: определение общих для всех правил поведения;

Проверка  домашнего задания

Предлагает детям послушать своих одноклассников и оценить их.

Чтение наизусть стихотворения «Детство» И. Сурикова. Один ученик читает наизусть стихотворение, другой - оценивает. Взаимопроверка.

Учитываются правильность, выразительность, настроение, темп, интонация.

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

Изучение  нового материала

  1. Учитель предлагает отгадать загадку:

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

- Как вы думаете, как эта загадка связана с темой нашего урока?

  1. Слушание сказки В. Даля «Девочка «Снегурочка»

Прослушивание аудиозаписи

- Внимательно послушайте, подготовьтесь определить жанр и тему произведения, обратите внимание на незнакомые слова.

  1. Беседа после первичного восприятия

Учитель задает вопросы:

- Кому понравилось произведение?

- Что понравилось? Когда волновались, переживали?

- Какие необычные слова услышали? (Учитель записывает эти слова на доске).

  1. Словарная работа

- Как вы думаете, что обозначают слова, записанные на доске?

Ветошка – лоскут старой ткани;

Кокурочка – булочка, булка;

Лобызала – целовала;

Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать;

Хлевушек (хлев) – помещение для животных;

Вешнего – весеннего;

Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов; 

Кабы – если бы.

  1. Работа с произведением

-Прочитайте название произведения, фамилию автора;

Подготовленный ученик рассказывает об авторе сказки.

«В.И. Даль – русский учёный и писатель, военный врач-хирург. Прославился как автор

«Толкового словаря живого великорусского языка». Знал по меньшей мере 6 языков.

Этнограф, собиратель фольклора».

- Давайте прочитаем отрывок произведения.

- Рассмотрите иллюстрации на странице 153 и 154, подберите к ним подходящие отрывки из текста.

  1. Моделирование обложки 

- Давайте смоделируем обложку для сказки В. Даля «Девочка Снегурочка»

  1. Самостоятельная работа со сказкой

- Прочитайте сказку до конца.

 – Ответьте на вопросы: Кто спас Снегурочку? Как это случилось?

- Как старики относились к Снегурочке? Какие слова повторяются?

  1. Упражнение в чтении: зачин сказки; концовка;

песенки стариков; просьба Снегурочки.

Дети отгадывают загадку. (Снегурочка)

- ________________

Пытаются найти ответ на вопрос

Дети слушают и выполняют задание:

Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Называют слова

С помощью учителя объясняют значение этих слов.

Дети читают название «Девочка Снегурочка».

Называют автора Владимир Даль.

Знакомятся с информацией об авторе сказки.

Дети читают вслух произведение.

Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте отрывки, которые относятся к данным иллюстрациям.

- Самостоятельно моделируют обложку:

                                  Сверяют с образцом

                             

- Читают сказку про себя.

- Отвечают на вопросы.

- Находят ответы в тексте сказки. Зачитывают.

- Зачитывают зачин сказки, концовку, песенки стариков, просьбу Снегурочки.

Познавательные: ознакомление с произведением;

- осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме;

- овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста;

- овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза;

- построение рассуждений;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие;

- оценивать правильность выполнения действия;

Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное;

         Закрепление

Самостоятельная работа: групповая

по карточке: Цепочка персонажей. Проверь, правильно ли она выстроена?   Взаимопроверка в парах. 

1. Горе стариков.

- Представьте себя художниками-оформителями. Чтобы вы нарисовали к этой части?

(Вывешиваю иллюстрацию)

- Что произошло дальше?

- Как озаглавим эту часть?

2. Появление Снегурочки.

- А что можно нарисовать к этой части сказки? (Вывешиваю иллюстрацию)

- Что произошло дальше в семье стариков?

- Выберите заголовок к этой части.

3. Случилась беда.

- Что нарисуем к этой части? (Вывешиваю иллюстрацию)

А теперь вы продолжите эту работу самостоятельно, и выполнять её вы будете в парах. На выполнение задания - 3 минуты.

- Посмотрите, у меня перепутались картинки. Восстановите порядок и объясните свой выбор.

4. Снегурочка с подружками в лесу.

5. Снегурочка заблудилась.

6. Встреча с медведем.

- Как, какими словами обратился медведь к Снегурочке?

7. Встреча с волком.

- Как автор назвал волка?

8. Встреча с лисой.

- А как автор называет лису?

9. Жучка спасает Снегурочку.

10. Возвращение домой.

- Ребята, а почему Снегурочка не приняла помощь от медведя, волка, лисы?

- Совершенно верно. Снегурочка пошла с Жучкой, потому что знала её, не страшно было доверить свою жизнь тому, кого знаешь.

- Как вы думаете, а для чего мы составили план? (Чтобы легче было вспомнить содержание сказки, легче было пересказать сказку)

- Выполняют задания.

- Выполняют взаимопроверку.

Коммуникативные: умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Итог  урока.

Рефлексия 

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор сказки? Что узнали об авторе сказки?

-Синквейн :

- Кем была для стариков Снегурочка?

-Какая она была?

-Что происходит в сказке?

Отвечают на вопросы.

 1.Снегурочка

2.Беленькая,кругленькая

3.Скатана, пригрета, нарумянена

4.Растет на радость старикам

5.Дочка

 Домашнее  задание

Задание на дом: подготовить краткий пересказ, придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке рисунок (по желанию), составить синквейн

Анализ урока по литературному чтению

Тема урока: Владимир Иванович Даль “Девочка Снегурочка”

Новые программы по литературному образованию в начальной школе в качестве основной цели обучения выдвигают идею приобщения младших школьников к литературе, осознания ими литературы как искусства слова. В программах сформулированы задачи, направленные на развитие воображения ребёнка, его ассоциативного мышления и образного восприятия мира. Эти задачи можно решить, обратившись к литературному произведению как к произведению искусства.

Основная задача моего урока – показать работу с учебником

Исходя из триединой цели задач, которые я поставила перед собой и классом, урок я начала с проверки домашнего задания.

На этом этапе мы решали следующие задачи:

  • систематизировать знания учащихся по сказке;
  • подготовить к дальнейшей работе над произведением и его анализом.

Ребята не просто называли героя данной сказки или лишнего персонажа, но и доказывали (аргументировали) свой ответ.

На этом этапе урока я создала условия для формирования оценки выполненного задания через взаимопроверку. Эта форма работы не только побуждает детей к активности, но и развивает умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат.

Домашнее задание носило и творческий характер. Ребята не просто читали выразительно отрывки, но и сами назвали алгоритм выразительного чтения, учились оценивать чтение своих товарищей.

На предыдущем уроке ребята легко и быстро назвали р.н.с., которую напомнила им сказка В.И.Даля, поэтому на данном уроке мною была поставлена следующая задача: раскрыть фольклорные литературные корни сказки Даля, т.е. учить детей видеть в литературной сказке “следы” народного творчества, актуализировать знания ребят о жанровых элементах народной сказки.

Для реализации поставленных задач этого урока, был поставлен проблемный вопрос. Так как это 2 класс – проблемный вопрос был сформулирован учителем.

Для разрешения поставленной проблемы, мы с детьми работали над планом и словесно иллюстрировали сказку. Работа по восстановлению частей сказки шла по тетради.

Т.к. урок проходил во 2 классе, а это начальные ступени литературного чтения, то вид работы над планом, позволил каждому ребёнку ещё раз вернуться к содержанию сказки, вспомнить последовательность и восстановить её, т.е. была создана ситуация успеха.

Для активации воображения маленьких читателей было использовано словесное рисование.

На начальном этапе мы осуществляли совместную деятельность, а затем по образцу дети продолжили работу в парах. Работа в парах очень интересна ребятам, она позволяет ближе узнать друг друга, учит общению, учитывая интересы товарища.

Этот вид работы способствует развитию речи учащихся, умению последовательно излагать свои мысли, находить главное, а это, в свою очередь, подготовительная работа к краткому пересказу.

Так как в учебнике нет иллюстраций, то для эмоционального настроя по ходу проверки выполненного задания, у меня на доске появился картинный ряд, как один из видов плана.

Ребята воссоздали последовательность событий, составили план и дали ответ на вопрос: для чего нужен план.

Выбранные разные формы и приёмы работы позволили ребятам на заключительном этапе дать ответ на проблемный вопрос и доказать свой выбор словами текста.

Это задание было предложено выполнить в группах. По моему мнению, групповая работа учит ребят общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение. Работа в группах очень интересна, она не оставляет в стороне ни одного ребёнка. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Для того, чтобы такая форма была результативна, требуется определённая система таких уроков и кропотливый труд учителя.

Для выполнения задач урока был использован частично-поисковой метод, который был реализован через следующие формы работы:

  • угадывание эпизода по рисунку;
  • выборочное чтение;
  • составление плана;
  • словесное рисование;
  • краткий пересказ по иллюстрациям.

Я считаю, что выбранные мной методы и приёмы работы, активизировали детей и позволили достичь нам выполнения задач, поставленных на уроке.

Мне на уроках удаётся использовать разные виды работ, которые “заставляют” ребёнка рассуждать, говорить, не быть пассивным слушателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..

Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...

"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".

Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....