В. Даль «Девочка Снегурочка»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Методическая разработка по теме «Владимир Даль «Девочка Снегурочка» представляет собой конспект урока литературного слушания для 2 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с современными образовательными технологиями. Предусмотрены следующие виды работ: слушание и анализ произведения, моделирование обложки, самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, обучение навыкам самоанализа, самоконтроля, рефлексия в конце урока. Презентация служит иллюстративным, вспомогательным материалом, дополняющим учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dal_2kl.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Методическая разработка по теме «Владимир Даль «Девочка Снегурочка» представляет собой конспект урока литературного слушания для 2 класса УМК «Начальная школа 21 века» с презентацией. Урок разработан в соответствии с современными образовательными технологиями. Предусмотрены следующие виды работ: слушание и анализ произведения, моделирование обложки, самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, обучение навыкам самоанализа, самоконтроля, рефлексия в конце урока. Презентация служит иллюстративным, вспомогательным материалом, дополняющим учебник.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2 | ||
Предмет: литературное чтение | ||
Программа: УМК «Начальная школа XXI века» | ||
Тема: В. Даль «Девочка Снегурочка» | ||
Тип урока: урок изучения нового материала | ||
Цель: знакомство со сказкой, формирование навыка моделирования обложки, обучение работе с текстом, выборочному чтению, умению работать в парах | ||
Задачи: 1. Создать условия для продолжения работы по произведению В. Даля «Девочка Снегурочка», обучения анализу произведения; 2. Способствовать развитию памяти, внимания, речи; 3. Содействовать воспитанию чуткого отношения к окружающим. | ||
Планируемые результаты: | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
бегло читают отрывки из знакомого текста; объясняют свою точку зрения и соотносят ее с авторской позицией. | Познавательные: |
|
| ||
Регулятивные: | ||
| ||
Коммуникативные: | ||
| ||
Образовательные ресурсы: портрет писателя, толковый словарь,рисунок в сказке «Девочка Снегурочка»; текст; модели обложек. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место | Личностные: определение общих для всех правил поведения; |
Проверка домашнего задания | Предлагает детям послушать своих одноклассников и оценить их. | Чтение наизусть стихотворения «Детство» И. Сурикова. Один ученик читает наизусть стихотворение, другой - оценивает. Взаимопроверка. Учитываются правильность, выразительность, настроение, темп, интонация. | Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; |
Изучение нового материала |
Красна девица грустна: Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка. - Как вы думаете, как эта загадка связана с темой нашего урока?
Прослушивание аудиозаписи - Внимательно послушайте, подготовьтесь определить жанр и тему произведения, обратите внимание на незнакомые слова.
Учитель задает вопросы: - Кому понравилось произведение? - Что понравилось? Когда волновались, переживали? - Какие необычные слова услышали? (Учитель записывает эти слова на доске).
- Как вы думаете, что обозначают слова, записанные на доске? Ветошка – лоскут старой ткани; Кокурочка – булочка, булка; Лобызала – целовала; Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать; Хлевушек (хлев) – помещение для животных; Вешнего – весеннего; Кузовок – плетёная корзиночка для ягод и грибов; Кабы – если бы.
-Прочитайте название произведения, фамилию автора; Подготовленный ученик рассказывает об авторе сказки. «В.И. Даль – русский учёный и писатель, военный врач-хирург. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Знал по меньшей мере 6 языков. Этнограф, собиратель фольклора». - Давайте прочитаем отрывок произведения. - Рассмотрите иллюстрации на странице 153 и 154, подберите к ним подходящие отрывки из текста.
- Давайте смоделируем обложку для сказки В. Даля «Девочка Снегурочка»
- Прочитайте сказку до конца. – Ответьте на вопросы: Кто спас Снегурочку? Как это случилось? - Как старики относились к Снегурочке? Какие слова повторяются?
песенки стариков; просьба Снегурочки. | Дети отгадывают загадку. (Снегурочка) - ________________ Пытаются найти ответ на вопрос Дети слушают и выполняют задание: Дети отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Называют слова С помощью учителя объясняют значение этих слов. Дети читают название «Девочка Снегурочка». Называют автора Владимир Даль. Знакомятся с информацией об авторе сказки. Дети читают вслух произведение. Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте отрывки, которые относятся к данным иллюстрациям. - Самостоятельно моделируют обложку: Сверяют с образцом
- Читают сказку про себя. - Отвечают на вопросы. - Находят ответы в тексте сказки. Зачитывают. - Зачитывают зачин сказки, концовку, песенки стариков, просьбу Снегурочки. | Познавательные: ознакомление с произведением; - осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме; - овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста; - овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза; - построение рассуждений; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие; - оценивать правильность выполнения действия; Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное; |
Закрепление | Самостоятельная работа: групповая по карточке: Цепочка персонажей. Проверь, правильно ли она выстроена? Взаимопроверка в парах. 1. Горе стариков. - Представьте себя художниками-оформителями. Чтобы вы нарисовали к этой части? (Вывешиваю иллюстрацию) - Что произошло дальше? - Как озаглавим эту часть? 2. Появление Снегурочки. - А что можно нарисовать к этой части сказки? (Вывешиваю иллюстрацию) - Что произошло дальше в семье стариков? - Выберите заголовок к этой части. 3. Случилась беда. - Что нарисуем к этой части? (Вывешиваю иллюстрацию) А теперь вы продолжите эту работу самостоятельно, и выполнять её вы будете в парах. На выполнение задания - 3 минуты. - Посмотрите, у меня перепутались картинки. Восстановите порядок и объясните свой выбор. 4. Снегурочка с подружками в лесу. 5. Снегурочка заблудилась. 6. Встреча с медведем. - Как, какими словами обратился медведь к Снегурочке? 7. Встреча с волком. - Как автор назвал волка? 8. Встреча с лисой. - А как автор называет лису? 9. Жучка спасает Снегурочку. 10. Возвращение домой. - Ребята, а почему Снегурочка не приняла помощь от медведя, волка, лисы? - Совершенно верно. Снегурочка пошла с Жучкой, потому что знала её, не страшно было доверить свою жизнь тому, кого знаешь. - Как вы думаете, а для чего мы составили план? (Чтобы легче было вспомнить содержание сказки, легче было пересказать сказку) | - Выполняют задания. - Выполняют взаимопроверку. | Коммуникативные: умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. |
Итог урока. Рефлексия | - С каким произведением познакомились? - Кто автор сказки? Что узнали об авторе сказки? -Синквейн : - Кем была для стариков Снегурочка? -Какая она была? -Что происходит в сказке? | Отвечают на вопросы. 1.Снегурочка 2.Беленькая,кругленькая 3.Скатана, пригрета, нарумянена 4.Растет на радость старикам 5.Дочка | |
Домашнее задание | Задание на дом: подготовить краткий пересказ, придумать сказочную историю о Снегурочке и сделать к своей сказке рисунок (по желанию), составить синквейн |
Анализ урока по литературному чтению
Тема урока: Владимир Иванович Даль “Девочка Снегурочка”
Новые программы по литературному образованию в начальной школе в качестве основной цели обучения выдвигают идею приобщения младших школьников к литературе, осознания ими литературы как искусства слова. В программах сформулированы задачи, направленные на развитие воображения ребёнка, его ассоциативного мышления и образного восприятия мира. Эти задачи можно решить, обратившись к литературному произведению как к произведению искусства.
Основная задача моего урока – показать работу с учебником
Исходя из триединой цели задач, которые я поставила перед собой и классом, урок я начала с проверки домашнего задания.
На этом этапе мы решали следующие задачи:
- систематизировать знания учащихся по сказке;
- подготовить к дальнейшей работе над произведением и его анализом.
Ребята не просто называли героя данной сказки или лишнего персонажа, но и доказывали (аргументировали) свой ответ.
На этом этапе урока я создала условия для формирования оценки выполненного задания через взаимопроверку. Эта форма работы не только побуждает детей к активности, но и развивает умение сотрудничать друг с другом, контролировать свои действия, оценивать достигнутый результат.
Домашнее задание носило и творческий характер. Ребята не просто читали выразительно отрывки, но и сами назвали алгоритм выразительного чтения, учились оценивать чтение своих товарищей.
На предыдущем уроке ребята легко и быстро назвали р.н.с., которую напомнила им сказка В.И.Даля, поэтому на данном уроке мною была поставлена следующая задача: раскрыть фольклорные литературные корни сказки Даля, т.е. учить детей видеть в литературной сказке “следы” народного творчества, актуализировать знания ребят о жанровых элементах народной сказки.
Для реализации поставленных задач этого урока, был поставлен проблемный вопрос. Так как это 2 класс – проблемный вопрос был сформулирован учителем.
Для разрешения поставленной проблемы, мы с детьми работали над планом и словесно иллюстрировали сказку. Работа по восстановлению частей сказки шла по тетради.
Т.к. урок проходил во 2 классе, а это начальные ступени литературного чтения, то вид работы над планом, позволил каждому ребёнку ещё раз вернуться к содержанию сказки, вспомнить последовательность и восстановить её, т.е. была создана ситуация успеха.
Для активации воображения маленьких читателей было использовано словесное рисование.
На начальном этапе мы осуществляли совместную деятельность, а затем по образцу дети продолжили работу в парах. Работа в парах очень интересна ребятам, она позволяет ближе узнать друг друга, учит общению, учитывая интересы товарища.
Этот вид работы способствует развитию речи учащихся, умению последовательно излагать свои мысли, находить главное, а это, в свою очередь, подготовительная работа к краткому пересказу.
Так как в учебнике нет иллюстраций, то для эмоционального настроя по ходу проверки выполненного задания, у меня на доске появился картинный ряд, как один из видов плана.
Ребята воссоздали последовательность событий, составили план и дали ответ на вопрос: для чего нужен план.
Выбранные разные формы и приёмы работы позволили ребятам на заключительном этапе дать ответ на проблемный вопрос и доказать свой выбор словами текста.
Это задание было предложено выполнить в группах. По моему мнению, групповая работа учит ребят общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение. Работа в группах очень интересна, она не оставляет в стороне ни одного ребёнка. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Для того, чтобы такая форма была результативна, требуется определённая система таких уроков и кропотливый труд учителя.
Для выполнения задач урока был использован частично-поисковой метод, который был реализован через следующие формы работы:
- угадывание эпизода по рисунку;
- выборочное чтение;
- составление плана;
- словесное рисование;
- краткий пересказ по иллюстрациям.
Я считаю, что выбранные мной методы и приёмы работы, активизировали детей и позволили достичь нам выполнения задач, поставленных на уроке.
Мне на уроках удаётся использовать разные виды работ, которые “заставляют” ребёнка рассуждать, говорить, не быть пассивным слушателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»Шелеховского района Иркутской области...
Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..
Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...
"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".
Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....