Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Дерменджи Лиля Якубовна

Литературное чтение 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie.docx79.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Почтовская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым

 

 

РАССМОТРЕНО 

на заседании ШМО

Руководитель  ШМО

____________ Рымарь Е.А.

   

Протокол №____________ 

от   «____»_________2017  г. 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель директора по УВР       _____________ Г.А. Османова  

 

«_____»___________2017 г. 

УТВЕРЖДЕНО 

Директор

____________ М.Ф. Понкратова

Приказ №_____ 

от  «_____»________2017 г. 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

3-Б  КЛАСС

НА 2017/2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧЕБНЫЙ  ПРЕДМЕТ: «Литературное чтение»

КЛАСС: 3-Б

КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ:    в неделю 4;      всего за год 136.

УЧИТЕЛЬ:  Дерменджи Лиля Якубовна

КАТЕГОРИЯ : СПЕЦИАЛИСТ

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ФГОС начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторских программ Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, Л.А.Виноградской «Литературное чтение»  и примерной программы  УМК «Школа России» ФГОС НОО.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Школа России). – ISBN – 978-5-09-030203-6.

п. Почтовое, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета………...4

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе…12

Тематический план………………………………………………………………13

Календарно – тематическое планирование…………………………………….15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторских программ Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой, Л.А.Виноградской «Литературное чтение»  и примерной программы  УМК «Школа России» ФГОС НОО.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России, Республики Крым и других стран.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно- ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Виды речевой и читательской деятельности

        Умение слушать (аудирование)

        Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

        Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

        Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

        Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Темп   чтения – 70-80 слов в минуту(3 класс).  Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп   чтения – 100-110 слов в минуту. Самостоятельная   подготовка к выразительному чтению(4 класс).

        Библиографическая культура

        Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

        Умение самостоятельно составить аннотацию.

        Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

        Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

        Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

        Работа с текстом художественного произведения

        Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.  Самостоятельное  выявление основного смысла прочитанного, деление   текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение     с помощью учителя ля темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам. Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего     класса. Самостоятельное нахождение     в тексте   слов    и выражений,  которые    использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

        Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

        Умение говорить (культура речевого общения)

        Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

        Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.

        Круг детского чтения

        Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Расширяется круг произведений современной отечественной и  зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы.  Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, о добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

        Литературоведческая пропедевтика

        Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

        Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

        Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

        Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания   о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:

  • Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
  • Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
  • Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные УУД:

  • Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
  • Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
  • Осознавать сущность и   значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова  и др.) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
  • Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
  • Строить связное высказывание из  7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
  • Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
  • Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
  • Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
  • Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
  • Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,  модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
  • Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои  альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
  • Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
  • Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
  • Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
  • Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
  • Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
  • Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
  • Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного  чтения.
  • Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
  • Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
  • Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
  • Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
  • Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
  • Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
  • Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
  • Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
  • Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
  • Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
  • Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
  • Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
  • Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
  • Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
  • Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
  • Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
  • Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
  • Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
  • Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах  эффективность такой модели поведения.
  • Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
  • Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
  • Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Вводный урок)

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки.  Сказки «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк».  

Поэтическая тетрадь  

Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

А.С.Пушкин. «За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. «Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

Поэтическая тетрадь  

Н.А.Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Были-небылицы

М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А.Есенин («Черемуха».

Люби живое

М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь

С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если». Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача». В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов

«Мурзилка» и «Веселые картинки».Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Роман Сеф «Веселые стихи».

Зарубежная литература)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Резервные уроки (7 ч)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

1.

Вводный урок.

1

2.

Самое  великое чудо на земле.

3

Тест № 1

3.

Устное народное творчество.

11

Контрольная работа №1

Проект «Сочини докучную сказку». 

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

4.

Поэтическая тетрадь.

31 

Контрольная работа №2

Тест №2

Тест №3

Проект «Как научиться читать стихи».

5.

Великие русские писатели.

25

Контрольная работа № 3

6.

Литературные сказки.

8

7.

Были-небылицы.

10

Контрольная работа № 4

8.

Люби живое.

14

Контрольная работа № 5

9.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

13

Контрольная работа № 6

10.

По страницам детских журналов.

9

Контрольная работа № 7

11.

Зарубежная литература.

4

Контрольная работа № 8

12.

Резервные уроки.

7

Всего:

136


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Сроки выполнения

Название раздела (количество часов),

темы урока

Формы и темы  контроля

Примечания

По плану

Фактически

По плану

Фактически

Водный урок (1 ч)

1

01.09

Урок мира:»Россия, устремленная в будущее.» Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

Самое великое чудо на земле (3 ч)

2

04.09

Рукописные книги Древней Руси.

3

05.09

Первопечатник Иван Федоров.

Внеклассное чтение №1 «Самые интересные книги, прочитанные летом»

4

06.09

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете». Тест.

Тест №1

Устное народное творчество (11 ч)

5

07.09

Русские народные песни.

Наизусть.

6

11.09

Докучные сказки. Проект «Сочини докучную сказку»

Проект

7

12.09

Народные художественные промыслы,    произведения прикладного искусства.

8

13.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

9

04.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

10

18.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

11

19.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

12

20.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

13

21.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

14

25.09

Внеклассное чтение №2 «Устное народное творчество».

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

15

26.09

Обобщающий урок по разделу «Устное

народное творчество».

Контрольная работа №1.

Поэтическая тетрадь (11 ч)

16

27.09

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Проект

17

28.09

Русские поэты XIX – XX веков.  Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».

Наизусть.

18

02.10

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

19

03.10

Ф.И.Тютчев «Листья».

Наизусть.

20

04.10

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

21

05.10

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

Наизусть.

22

09.10

И.С.Никитин «Полно, степь моя…».

23

10.10

И.С.Никитин «Встреча зимы».

Наизусть(отрывок.)

24

11.10

И.З.Суриков «Детство».

25

12.10

И.З.Суриков «Зима».

Внеклассное чтение №3 «Стихотворения русских поэтов «Времена года»

Наизусть.

26

16.10

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Контрольная работа №2.

Великие русские писатели (25 ч)

27

17.10

Вступительная беседа. Произведения великих русских писателей.

28

18.10

Сообщение об А.С.Пушкине.

А.С.Пушкин. «За весной красой природы…».

29

19.10

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Наизусть.

30

23.10

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета».

Наизусть.

31

24.10

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Наизусть.

32

25.10

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Проверка техники чтения

33

26.10

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

34

07.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

35

08.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

36

09.11

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

37

13.11

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.

Внеклассное чтение №4 «Творчество И.А. Крылова»

38

14.11

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

Наизусть.

39

15.11

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

40

16.11

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Наизусть.

41

20.11

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

42

21.11

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

43

22.11

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

44

23.11

М.Ю. Лермонтов «Осень».

Наизусть.

45

27.11

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

46

28.11

Л.Н. Толстой «Акула».

47

29.11

Л.Н. Толстой «Акула».

48

30.11

Л.Н. Толстой «Прыжок».

49

04.12

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Внеклассное чтение №5 «Л.Толстой. Рассказы о детях».

50

05.12

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

51

06.12

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Контрольная работа № 3.

Поэтическая тетрадь  (6 ч)

52

07.12

Н.А.Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный…».

53

11.12

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

54

12.12

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

55

13.12

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

56

14.12

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

57

18.12

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Внеклассное чтение №6  Выразительное чтение любимых стихотворений.

Литературные сказки (8 ч)

58

19.12

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

Проверка техники чтения

59

20.12

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

60

21.12

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

61

25.12

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

62

26.12

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

63

27.12

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

64

11.01

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

Внеклассное чтение №7 «Мои любимые сказки».

65

15.01

Литературная викторина.

Были-небылицы (10 ч)

66

16.01

М. Горький «Случай с Евсейкой»,

67

17.01

М. Горький «Случай с Евсейкой»,

68

18.01

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

69

22.01

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

70

23.01

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

71

24.01

А.И. Куприн «Слон».

72

25.01

А.И. Куприн «Слон».

73

29.01

А.И. Куприн «Слон».

74

30.01

Внеклассное чтение №8 «Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка».

75

31.01

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

Контрольная работа № 4.

Поэтическая тетрадь  (6 ч)

76

01.02

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?»,

77

05.02

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

78

06.02

А.А. Блок «Ветхая избушка».

79

07.02

А.А. Блок «Сны», «Ворона».

80

08.02

С.А. Есенин «Черёмуха».

Наизусть.

81

12.02

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3». Тест.

Тест №2

Люби живое (14 ч)

82

13.02

М.М. Пришвин   «Моя Родина»(из воспоминаний).

83

14.02

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

84

15.02

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

85

19.02

В.И. Белов «Малька провинилась».

86

20.02

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

87

21.02

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

88

22.02

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

89

26.02

Б.С. Житков «Про обезьянку».

90

27.02

Б.С. Житков «Про обезьянку».

91

28.02

Внеклассное чтение № 9 « Е.Чарушин – рассказчик и художник»

92

01.03

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

93

05.03

В.П. Астафьев «Капалуха».

94

06.03

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

95

07.03

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Контрольная работа № 5.

Поэтическая тетрадь  (8 ч)

96

08.03

 С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

97

12.03

А.Л. Барто «Разлука».

Проверка техники чтения

98

13.03

А.Л. Барто «В театре».

Внеклассное чтение № 10 «Стихи моих любимых авторов»

99

14.03

С.В. Михалков «Если».

100

15.03

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

101

19.03

Подготовка к творческому проекту «Праздник поэзии».

102

20.03

Творческие проекты: «О времени года», «О природе», «О детях» (на выбор)

103

21.03

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 4». Тест.

Тест № 3

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (13 ч)

104

22.03

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок».

105

02.04

А.П. Платонов «Цветок на земле».

106

03.04

А.П. Платонов «Цветок на земле».

107

04.04

А.П. Платонов «Ещё мама».

108

05.04

А.П. Платонов «Ещё мама».

109

09.04

М.М. Зощенко «Золотые слова».

110

10.04

М.М. Зощенко «Золотые слова».

111

11.04

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

112

12.04

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

113

16.04

Н.Н. Носов «Федина задача».

114

17.04

Н.Н. Носов «Телефон».

Внеклассное чтение № 11 «Н.Носов. Рассказы»

115

18.04

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

116

19.04

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Контрольная работа № 6.

По страницам детских журналов (9 ч)

117

23.04

«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

118

24.04

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (в сокращении)

119

25.04

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

120

26.04

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

121

30.04

Г.Б. Остер «Вредные советы».

122

01.05

Г.Б. Остер «Как получаются легенды».

123

02.05

Р. Сеф «Весёлые стихи».

124

03.05

Создание сборника добрых советов. Внеклассное чтение № 12 «Книги и авторы, которые мне понравились»

125

07.05

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».

Контрольная работа № 7.

Зарубежная литература (4 ч)

126

08.05

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

127

09.05

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

Проверка техники чтения

128

10.05

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

129

14.05

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

Контрольная работа № 8.

130

15.05

Резервный урок по теме: «зарубежная литература».

131

16.05

Резервный урок. Повторение по теме :«устное народное творчество»

132

17.05

Резервный урок. Повторение по теме: «были _небылицы!»

133

21.05

Резервный урок. Повторение по теме: «поэтическая тетрадь»

134

22.05

Резервный урок. Повторение по теме: «люби живое»

135

23.05

Резервный урок. Повторение по теме: «литературные сказки»

136

24.05

Резервный урок. Повторение по теме: «по страницам детских журналов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...