«Знакомство с названием раздела»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Абаркина Елена Владимировна

 

Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом «Поэтическая тетрадь 1»; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_vvedenie_v_razdel.doc97.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_chteniya.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературному чтению

Тема урока: «Знакомство с названием раздела»

Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты

Личностные умения: проявлять осознанно-эмоциональное отношение к процессу чтения стихотворений вслух.

Предметные умения:  учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела;  осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении; уметь по ходу чтения представлять картины, описанные автором; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Метапредметные умения

Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в разных формах;
- устанавливать причинно-следственные связи;\

- строить рассуждения.

Регулятивные УУД:
- выполнять учебные задания в соответствии с целью;
- корректировать свою деятельность;
 - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Информационный материал: учебник  Литературное чтение  ч.1   3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная Демострационный материал: электронная презентация, клип.

Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Мотивационный. Актуализация знаний.

Словесный, репродуктивное задание.

 мин

Прозвенел и смолк звонок

Всех позвал он на урок.

Посмотрите у нас сегодня на уроке гости.

Издавна русские люди говорили «Гости в дом – радость в дом»

Улыбнитесь всем и начинаем работу.

Давайте проверим, готовы ли вы к уроку?

Руки! (На месте).

Ноги! (На месте).

Локти! (У края).

Спинка! (Прямая).

Речевая разминка

— Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг видите, что на клумбе расцвел прекрасный цветок.

(Учитель вынимает цветок, ставит его в заранее приготовленную вазу.)

— Вам захотелось его показать кому-то? Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? (Мы позовем друзей радостно.)

— Прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонек?

Это тонкая гвоздика

 Жаркий празднует денек! 

                                        Е. Серова

— Как, с какой интонацией будем читать это стихотворение? (Радостно, восторженно.)

Верно. Но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

— Каким тоном будем читать первую строчку? (Тоном приглашения, с чувством радости.)

— Каким тоном прочитаем вторую строчку? (Радостно-вопросительным тоном.)

— А третью и четвертую строчки? (С чувством восхищения.)

— Прочитаем выразительно.

(Дети читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

Проведем речевую разминку.

(Жужжащее чтение)

Речевая разминка: «Весёлая путаница»

-Даётся 3 минуты вам, чтоб всех расставить по местам

-Ну, ребята, как делишки?

Хорошо!- кричат мальчишки.

-Есть ли новости у вас?

-Есть и начали рассказ…

-Ходил я в цирк не так давно.

-А я на речке был.

-Как было весело, смешно!

-Разделся и поплыл.

-Нахохотался я до слёз.

-И вдруг пошёл ко дну.-

Там пёс кота в коляске вёз.

-И закричал: «Тону!»

-Там клоун был без головы.

-А тут ребята шли.

-Играли в мяч морские львы.

  -Они меня спасли.

-Погодите-ка, друзья,

Ничего не понял я…

Повторите всё до точки,

Только –чур – поодиночке…

       Г. Кружков

Работа в парах.

(Дети сами выбирают способ прочтения по заранее выбранным критериям)

-чтение про себя

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы

  -Чтение стихотворения с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.)

К.: донести свою позицию до др: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– извлечение необходимой информации из текста (П);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– самоопределение (Л);

– понимание текста, извлечение необходимой информации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

2. Проверка Д/З

- Дома вы делали проект «Сочиняем волшебную сказку вместе».

- Вам понравилось работать над проектом? Чем эта работа была интересна?

- Послушаем несколько придуманных вами сказок.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

3.Постановка учебной задачи

Словесный,

Слово учителя,

Беседа.

мин

— Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Мы были в гостях у сказки. А сегодня приоткроется в литературную гостиную, чтобы увлечь нас своей таинственностью и неизвестностью.

Хотелось бы вам побывать в этой гостиной?

— Расшифруйте, что здесь написано.

1 ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП

(Поэтическая тетрадь 1.)

— Как вы считаете, что это такое?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Поэтическая тетрадь 1».

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения.

К.: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

.

4.Физминутка        

мин        

Видео

Личностные УУД

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

5.Решение учебной задачи.

Словесный, беседа.

мин

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 59.

— Прочитайте: с чем мы познакомимся?

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите, с произведениями каких поэтов мы познакомимся? (Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова.)

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся.

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 59 учебника.)

А хотели бы вы узнать, о чем будут стихи в этой литературной гостиной?

Нам поможет клип.

- Отгадайте загадку.

Гостьи к нам пришли сюда: седая,

А за нею молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает.

 -Верно. Это времена года.

- Кто догадался, о чем будут стихи в этой поэтической тетради?

 - Что вам  больше всего понравилось в клипе?

На самом деле вы видели картины русской природы. Так ее увидели художники и воплотили на своих холстах. Поэты тоже художники. Только творят они не кистью и красками, а художественным словом.

Строить грамматические рассуждения

Отвечать на вопросы.

К.: донести свою позицию до др: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

6.Осмысление.

- Как вы думаете, что главное при чтении стихотворения? (Выразительность)

- Открою вам секрет, чтобы выразительно читать стихотворение, надо представить себе ту картину, о которой рассказывает поэт.

- У человека пять  органов чувств: обоняние, осязание, зрение, слух и вкус. Именно они помогают представить нам описанную поэтом картину?
Групповая работа:
соотнесение органов чувств.
Проверка. Слайд № 4.

ГЛАЗА  
УШИ
НОС

КОЖА    
ЯЗЫК    

СЛУХ
ЗРЕНИЕ
ВКУС  

 ОБОНЯНИЕ  
ОСЯЗАНИЕ                      

Участвовать в работе с товарищем.
Отвечать на  вопросы.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно,  передавая настроение автора.
Читать стихи друг другу.

   

7.Физминутка        

Чтоб головка не болела,

Ею вращаем вправо-влево.      (Вращения головой.)

А теперь руками крутим —

И для них разминка будет.    (Вращения прямыми руками вперед и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.       (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево

Плавно производим.      (Повороты туловища вправо и влево.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

Личностные УУД

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Осмысление.

(продолжение)

Работа в парах:
- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте их и определите, какой орган чувств помогает нам представить картину, описанную автором.
                             № 1
Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
                                   А. Пушкин

                               № 2
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…
                                       Ф. Тютчев

                               № 3
Лето пахнет земляникой,
Тёплым дождиком, клубникой.
Пахнет лето огурцами
И душистыми цветами,
Серебристою рыбёшкой,
И прохладною окрошкой.
Лето пахнет синим морем,
Хвойным лесом, чистым полем,
Яблоками и грибами…

                                   Н. Анишина

                               № 4
Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
                                                И. Бунин

                               № 5
Ягодка зернистая
Смотрит прямо в рот.
Очень замечательный
Из неё компот.
Нежная и сладкая
Вовсе не калина.
На кустах колючих
Выросла малина.

                                       А. Тесленко
 
Проверка.

 Слайд.
Ученик читает стихотворение и поднимает сигнальную карточку с цветом, соответствующим органу чувств.

Чтение детьми отрывков из пяти стихотворений и определение, какой главный орган чувств помогает им представить картину, описанную автором.

Коммуникативные УУД:

 формируем умение слушать и понимать других;

 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение работать в паре.

Познавательные УУД:

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам

7.Рефлексия.

Словесный, репродуктивное задание. 

Итог урока

       

мин

-Какой раздел учебника мы начали изучать?

-Какие произведения в нем мы будем читать?

-Что нового хотелось бы узнать?

Меня удивило___________________________
Я узнал (а)______________________________
Я научился ( научилась)__________________
Мне надо научиться читать стихи для того, чтобы_____

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

К.: донести свою позицию до др: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; оценка.

8.Домашнее задание

-Принести на урок любимые сборники стихов.
Подготовьте к следующему уроку чтение полюбившегося стихотворения (можно не наизусть). 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с названием раздела. Поэтическая тетрадь №1 Урок по теме:

Слайд 2

Речевая разминка Погляди-ка, погляди-ка! Что за красный огонек? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денек! Е. Серова

Слайд 3

Проект « Сочиняем волшебную сказку вместе».

Слайд 4

Страна 1 ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1

Слайд 5

Иван Саввич Никитин Иван Саввич Никитин Иван Захарович Суриков Иван Захарович Суриков Фёдор Иванович Тютчев Фёдор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич Фет Поэты

Слайд 7

Исаак Левитан "Март" Времена года Василий Поленов "Золотая осень" Алексей Саврасов «Зимняя дорога» Светлана Грохотова «Летние пейзажи»

Слайд 8

Пять органов чувств ГЛАЗА УШИ НОС КОЖА ЯЗЫК СЛУХ ЗРЕНИЕ ВКУС ОБОНЯНИЕ ОСЯЗАНИЕ

Слайд 9

Прочитай и представь. № 1 Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А. Пушкин ЗРЕНИЕ

Слайд 10

Прочитай и представь. № 2 Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… Ф. Тютчев СЛУХ

Слайд 11

Прочитай и представь. № 3 Лето пахнет земляникой, Тёплым дождиком, клубникой. Пахнет лето огурцами И душистыми цветами, Серебристою рыбёшкой, И прохладною окрошкой. Лето пахнет синим морем, Хвойным лесом, чистым полем, Яблоками и грибами… Н . Анишина ОБОНЯНИЕ

Слайд 12

Прочитай и представь. № 4 Кора груба, морщиниста, красна. Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, А зной и сухость солнечного света. И. Бунин ОСЯЗАНИЕ

Слайд 13

Прочитай и представь. № 5 Ягодка зернистая Смотрит прямо в рот. Очень замечательный Из неё компот. Нежная и сладкая Вовсе не калина. На кустах колючих Выросла малина . А . Тесленко ВКУС

Слайд 14

Молодцы!

Слайд 15

Шаблон презентации Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Слайд 16

Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png свиток http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg чернильница http :// www . gasi . archives 21. ru / pics / baneri /% D 0% E 0% E 4% E 8%20% E 6% E 8% E 7% ED % E 8%20% ED % E 0%20% E 7% E 5% EC % EB % E 5/ CD _ kalend / images /% C 2% EE % F 1% EF % EE % EC % E 8% ED % E 0% ED % E 8% E 50. jpg перо http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L.png книга http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. «Товарищам детям»»

Цели деятельности учителя: знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; развитие интере...

Литературное чтение "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Заходер. "Товарищам детям""

Цели деятельности учителя:  знакомство детей с творчеством Б. Заходера; развитие и совершенствование навыков выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному материалу; разв...

Урок литературное чтение 2 класс по теме: "Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые "

Учащиеся знакомятся с новым разделом, его содержанием. Учатся определять  основные  целии      и   зада                   ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые результаты: Предметные: познако...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».(УМК "Школа России",3 класс)

Тема урока: «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Цели деятельности учителя: формирование зна...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...