Литературное чтение И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак"
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Карасева Лариса Ивановна

Конспект урока с презентацией по литературному чтению, во время ознакомления с басней И.А.Крылова "Лебедь,Рак и Щука".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект урока по литературному чтению 2 класс по программе « Школа России» на  тему:
«Басня И.А Крылова «Лебедь, Рак  и Щука»
 

Цель урока:  Ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова, расширение читательского кругозора детей; научить  их определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, Расширить читательский кругозор, обогащать  словарный запас.

Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры  речи.

Планируемые результаты:

предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Я рада новой встрече с вами,

 Приятно ваше общество, друзья!

 Ответы ваши вы готовьте сами,

 Их с интересом буду слушать  я.

Слайд 2 (заставка)

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные: (самоконтроль)

Речевая разминка

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе

Слайд 3

Дети проговаривают скороговорку вместе с учителем.

Бежит лиса по шесточку

- лизни, лиса, песочку!

Коммуникативные : взаимодействие с партнёром.

Актуализация знаний

- А  сегодня на уроке знакомство с произведением одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться  это произведение хорошо читать.

 Слайд 4

Расшифруйте слово, прочитайте

только буквы русского алфавита

 Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики.

WКVSРZЫRЛFDОUВLG

- Какое слово получилось?

- Оцените свою работу

- А теперь отгадайте, как его зовут?

МУИВАНАНДРЕЕВИЧНП    

Слайд4

Слайд 5 Портрет

Уч-ся выполняют задание самостоятельно.

Крылов.

Ученики оценивают себя

Иван Андреевич.

Оцените себя

Коммуникативные: построение речевых высказываний.

Познавательные: использование знаково-символических средств.

Регулятивные: самооценка, коррекция.

Регулятивные: самооценка, коррекция

Постановка цели урока

- Вспомним сказку. А.С Пушкина , которую мы с вами вчера читали Назовите главную героиню сказки.

 Кто  жил  у синего моря?

 Чем  рыбачил старик?

 - Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА 
СТ
АРИК
СТАРУХА
НЕВОДОМ                      

 Слайд 6.

Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове “рыбка” Б
  • Третья буква в слове “старик” А
  • Первая буква в слове “старуха” С
  • Первая буква в слове “невод” Н
  • Седьмая буква в слове “золотая” Я

- Какое слово получилось? Слайд 7.

- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

Что такое басня? стр .104

Золотая рыбка, старик, старуха

Неводом

Ученики в парах составляют и записывают слово на листочках.

Басня.

Познакомиться  с произведениями И.А. Крылова и новым жанром литературы.

(Чтение детей)

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; слушать поставленные вопросы и отвечать на них. 

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические –

дополнение и расширение имеющихся знаний

Регулятивные: (целеполагание)

(прогнозирование)

Открытие нового

-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется  надо отгадать загадки:

Птица медленно плывёт,

 Словно белый теплоход.

 Горделива и красива,

 Терпелива и пуглива.

Кто ходит задом наперёд?

 Кто в чистой лишь воде живёт?

 В норе глубокой он сидит

 Усами тихо  шевелит

А и Б сидели на трубе,

А- упала, Б- пропала,

Кто остался на  трубе?

У неё во рту пила.

Под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котел попала

- Как же называется басня?

Слайд7

-Эта басня была написана в 1814 году. 196 лет назад.

-Рассмотрите иллюстрацию к басне. Слайд 8

-Что общего?                                  

-Что делают герои?                      

-Получается или нет?                  

Чтение строки со слайда

-Лебедь

-Рак

 -И

-Щука

« Лебедь, рак и щука»

Оцените себя

Все живут в воде, могут плавать,

-Пытаются сдвинуть телегу с места.

-Нет.

Общеучебные познавательные:

 извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; умение работать с текстом.

Личностные :умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.

Регулятивные: (самооценка)

- Какие вам встретились незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

Работа в парах.

Обсудить с соседом смысл непонятных слов

Коммуникативные :(лидерство и согласованность действий с партнерами)

Первичное чтение учителем

- Понравилась ли вам басня?

-Как написана эта басня прозой или стихотворением?

-Назовите героев басни.

- Что заставило вас улыбнуться?

Дети отвечают на вопросы.

- Глупые: тянули в разные стороны

Общеучебные познавательные : умение слушать

Физкультминутка

Лучшие качели-

Гибкие лианы.

Это с колыбели

Знают обезьяны.

Кто весь век качается,-

Да, да, да!-

Тот не огорчается

Никогда!.

- Прочитайте басню самостоятельно

с. 104

Дети читают басню самостоятельно.

Общеучебные  ( умение работать с текстом)

Первичное закрепление

- Найдите  в тексте слова, которые характеризуют   образ каждого героя

- Какими словами описано усердие героев?                      

 - Был ли воз на самом деле тяжёлым?  

 - Почему же воз и ныне там?  

- Лебедь рвётся в облака - Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.

-Рак пятится назад  -Рак неповоротливый, нерасторопный.

-Щука тянет в воду.     -Щука упрямая

- Из кожи лезут вон.

-Поклажа бы для них казалась и легка.

-Между ними  не было согласия, не могли договориться

Общеучебные познавательные : извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; умение работать с текстом.

Личностные :умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Физминутка

Утром стрекоза проснулась,

 Потянулась, улыбнулась.

 Раз – росой она умылась,

 Два – изящно покружилась,

 Три – нагнулась и присела

 На четыре – полетела.

 У реки остановилась,

 Над водою закружилась.

Слова, в которых выражается главная мысль басни называется моралью.

- Найдите главную часть басни – мораль.  В басне всегда есть нравоучительный вывод, он может находиться как в начале произведения, так и в конце. Собственно говоря, в басне мы учимся на отрицательном примере. Не зря, сам Крылов говорил « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
Вы встречали подобное в жизни? Расскажите.

-Кто прочитает мораль этой басни?

- Чему же учит басня?

-Есть замечательная русская пословица: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось. Слайд 9.учебник с. 104.

-В чём смысл этой пословицы?

- Давайте прочитаем выразительно басню, постараемся без ошибок.

- краткое нравоучительное заключение

Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Эта басня учит в любом деле быть согласованными, работать вместе, дружно.

Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно) 

Выразительное чтение басни детьми (2чел).

  Общеучебные познавательные

 умение работать с текстом,

умение выделять существенное.

Личностные :умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Итог урока

-С каким писателем  сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни?                  

- Что такое мораль басни?                                                          

- С какой целью пишут басни?

- Встретились ли нам на уроке  герои других басен И.А Крылова? Слайд 10

-Кто знает название этих басен?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?                      

Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки

( Лисица, стрекоза)

«Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», « Лиса и виноград»

-Познакомились с творчеством Крылова и новым жанром литературы-басня.

- Да.

Познавательные: осуществлять анализ, установление причинно-следственные связи.

Рефлексия

- Выберете смайлик и прикрепите его на самооценочный лист - какое настроение вы получили  от урока Слайд 11

Регулятивные: (самооценка).

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить)

  Слайд 12 Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Урок литературного чтения во 2 классе "И.А.Крылов и его басня "Лебедь, Щука и Рак". УМК "Школа России".

Тип урока: ОНЗ (технология критическоо мышления). Урок построен в соответствии со всеми этапами данной технолоии. К уроку прилагается презентация....

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения  во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...

Технологическая карта. Литературное чтение "Лебедь, Рак и .щука"

Цель:-  формирование новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня»Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерн...