А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок разработан по литературному чтению 4 класс. 1.Познавательные УУД:
- Осознавать познавательную задачу;
- Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
- Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
- Умение строить речевое высказывание в устной форме;
- Умение делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
- Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
- Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
- Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Выражать свои мысли в устной форме;
- Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;
4.Личностные УУД:
- Положительное отношение к учению;
- Готовность преодолеть школьные трудности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_zolotom_petushke_urok.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»
1.Познавательные УУД:
- Осознавать познавательную задачу;
- Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
- Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
- Умение строить речевое высказывание в устной форме;
- Умение делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
- Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
- Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
- Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Выражать свои мысли в устной форме;
- Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;
4.Личностные УУД:
- Положительное отношение к учению;
- Готовность преодолеть школьные трудности;
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания (ученики выполняли задание на УЧИ.РУ)
- В тестовой работе вы выполняли задание. К какому выводу можно прийти: про какое время говорится в задании, где можно прочитать и посмотреть про это время)?
- 19 век – золотой век. В это время живут и работают известные писатели, художники, поэты, музыканты. (учебник стр 81)
- Каких писателей вы знаете, которые писали в прошлом?
-Какие сказки Пушкина знаете?
- Сказки Пушкина читали, читают и будут читать каждое поколение детей.
- Как вы думаете, почему?
На доске пословицы и поговорки. Одна, из которых выражает главную мысль произведения. «Сказка о золотом петушке»:
- Не давши слово, крепись, а давши – держись.
- Как поживешь, так и проживешь.
- Пока жаренный петух в голову не клюнет.
- Не рой другому яму – сам туда попадешь.
- А какая из них нам предстоит узнать?
2.Словарная работа в парах
- В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.
(Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)
Сначала работают на карточках в парах, а потом соотносят с доской.
Негде черт, нечистая сила
Ратные дела доспехи
Рать восьмой
Лихие где-то
Инда восточный головной убор
Скопец, мудрец даже
Бранной военные
Стан войско
Шеломы злые
Осьмой старец
Латы военной, от слова брань
Сарачинская шляпа шлемы
Бес военный лагерь
Проверка: учащиеся называют слово и его значение.
На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.
3. Чтение сказки учителем и сильными учениками (нацелить работать с карандашом, выделять черты характера Дадона и петушка)
4.Работа по содержанию
- Почему это произведение можно назвать сказкой?
- Назовите героев сказки.
- Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?
- Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)
- В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)
- Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)
- А можно ли назвать царя глупым? (Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).
- А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
Поэтому Пушкин его так и назвал.
- Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)
- В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)
- Каким героем является царь: положительным или отрицательным? (на доске цепочка)
Царь Дадон:
грозный
беспомощный
злой
глупый
не держит царское слово
жестокий
Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.
- В сказках всегда есть добро и зло.
Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).
- Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).
- Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со сна… Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)
- В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).
Золотой петушок (на доске цепочка)
верный
ответственный
справедливый
Проверка
г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»
- Выполните задание № 2, с. 45
Задание № 2
-Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.
защищать свое царство ____________________
владеть золотым петушком ____________________
держать данное слово ____________________
Проверка
- Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.
Ребята читают и выбирают правильный ответ
6. Обобщение
-Наш урок мне хочется закончить словами
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
- Как вы понимаете эти слова?
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
Дети читают
7. Рефлексия
8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.
9. Итог урока: Сегодня мы с вами сходим на кукольный спектакль «Золотой петушок» и сравним литературное произведение и детский спектакль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»...
Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс
На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...
Литературное чтение 4 класс. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
Методическая разработка занятия по литературному чтению 4 класс Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о золотом петушке"...
Викторина по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"
Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во внеу...
А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Технологическая карта урока. Литературное чтение, 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»...
Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского...
Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке"
Тест подготовлен и проведен для учащихся 4 класса, которые занимаются в кружке "Эрудиты"...