А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Богунова Елена Ивановна

Данный урок разработан по литературному чтению 4 класс. 1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_zolotom_petushke_urok.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания (ученики выполняли задание на УЧИ.РУ)

- В тестовой работе вы выполняли задание. К какому выводу можно прийти: про какое время говорится в задании, где можно прочитать и посмотреть про это время)?

- 19 век – золотой век. В это время живут и работают известные писатели, художники, поэты, музыканты. (учебник стр 81)

- Каких писателей вы знаете, которые писали в прошлом?

-Какие сказки Пушкина знаете?

- Сказки Пушкина читали, читают и будут читать каждое поколение детей.

- Как вы думаете, почему?

На доске пословицы и поговорки. Одна, из которых выражает главную мысль произведения. «Сказка о золотом петушке»:

  1. Не давши слово, крепись, а давши – держись.
  2. Как поживешь, так и проживешь.
  3. Пока жаренный петух в голову не клюнет.
  4. Не рой другому яму – сам туда попадешь.

- А какая из них нам предстоит узнать?

 2.Словарная работа в парах

- В этой сказке нам встретится много устаревших слов. Попробуйте сами определить их значение.

(Учащиеся получают листочки, на которых в одном столбике написаны слова, а в другом их значения. Ребята должны стрелочкой соединить слово с его лексическим значением)

Сначала работают на карточках в парах, а потом соотносят с доской.

Негде                                                черт, нечистая сила

Ратные дела                                     доспехи

Рать                                                   восьмой

Лихие                                                где-то

Инда                                                  восточный головной убор

Скопец, мудрец                                даже

Бранной                                             военные

Стан                                                   войско

Шеломы                                            злые

Осьмой                                              старец

Латы                                                  военной, от слова брань

Сарачинская шляпа                          шлемы

Бес                                                      военный лагерь

Проверка: учащиеся называют слово и его значение.

 На экране появляется стрелка, которая показывает правильный ответ.

3. Чтение сказки учителем и сильными учениками (нацелить работать с карандашом, выделять черты характера Дадона и петушка)

4.Работа по содержанию

- Почему это произведение можно назвать сказкой?

- Назовите героев сказки.

- Как Пушкин относится к Дадону? Каким он его «нарисовал»?

- Докажите, что он был грозным. (Смолоду был грозен он…)

- В чем проявилась его беспомощность? (Вот он с просьбой о помоге…)

Злой. (Со злости инда плакал царь Дадон..)

- А можно ли назвать царя глупым? (Да, т.к. пообещал выполнить первую же волю мудреца, не думая о последствиях).

- А вы знаете, что имя Дадон означает неуклюжий, нескладный, несуразный человек.

Поэтому Пушкин его так и назвал.

- Держит ли царь данное им слово? (Я, конечно, обещал, Но всему же есть граница! И зачем тебе девица? Полно, знаешь ли, кто я?) (Не держит данное им слово)

- В чем проявляется жестокость царя? (Царь хватил его жезлом По лбу; тот упал ничком, Да и дух вон.)

- Каким героем является царь: положительным или отрицательным?  (на доске цепочка)

Царь Дадон:

грозный

беспомощный

злой

глупый

не держит царское слово

жестокий

Последовательно появляются слова, характеризующие царя Дадона.

- В сказках всегда есть добро и зло.

 Если Дадон олицетворение зла, то кто является символом добра и справедливости? (Петушок).

- Какими качествами Пушкин наделил золотого петушка? (Верный, ответственный, справедливый).

- Докажите, что петушок был справедливым и верным. (Верный сторож как со сна… Встрепенулся, клюнул в темя И взвился…и в то же время С колесницы пал Дадон…)

- В чем проявилась ответственность петушка? (Трижды спасал государство от набегов врагов).

Золотой петушок (на доске цепочка)

верный

ответственный

справедливый

Проверка

г) самостоятельная работа в тетради «Литературное чтение № 1»

- Выполните задание № 2, с. 45

Задание № 2

-Чему учит сказка? Выберите ответ или напишите свой.

защищать свое царство ____________________

владеть золотым петушком ____________________

держать данное слово ____________________

Проверка

- Подберите пословицу, которая выражает главную мысль произведения.

Ребята читают и выбирают правильный ответ

6. Обобщение

-Наш урок мне хочется закончить словами

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок!»

- Как вы понимаете эти слова?

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Дети читают

7. Рефлексия

hello_html_5382620e.gif

8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из сказки.

9. Итог урока:  Сегодня мы с вами сходим на кукольный спектакль «Золотой петушок» и сравним литературное произведение и детский спектакль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»...

Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс

На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...

Литературное чтение 4 класс. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"

Методическая разработка занятия по литературному чтению 4 класс Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о золотом петушке"...

Викторина по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во внеу...

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Технологическая карта урока. Литературное чтение, 4 класс.  УМК «Начальная школа XXI века»...

Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского...

Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Тест подготовлен и проведен для учащихся 4 класса, которые занимаются в кружке "Эрудиты"...