А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта урока. Литературное чтение, 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_itog_.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Учебный предмет, класс, УМК | Литературное чтение, 4 «А» класс, УМК «Начальная школа XXI века» | |||
Тема занятия/урока | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке» | |||
Цель урока | Научить анализировать поступки героев | |||
Методы | Групповые, фронтальные, индивидуальные | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Знать: особенности авторских и народных сказок Уметь: может выделить главную мысль сказки может составить портрет сказочного героя | Познавательные: уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели. Регулятивные: составлять схематический план, формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному. Осознание ответственности за поступки, этические чувства. | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Ориентирование в системе моральных норм и ценностей. | ||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | ||
Компьютер, проектор, презентация к уроку | Учебник, выставка книг, нарисованный замок, вырезанные силуэты листьев. | |||
Педагогические технологии | Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная. |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель - результат | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация. (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.) | Настроить учащихся на активную работу. Организация внимания школьников. Формирование целевых установок урока, готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности. | – Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!» Яркие и добрые, как сны Сыплются слова, слова-алмазы На вечерний бархат тишины. Убегаем в буйство ярких красок В торжество добра над темным злом Убегаем в пушкинские сказки Чтоб добрей и лучше стать потом… - Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами? | |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. | Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения, представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся | – Тема сегодняшнего урока…
– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года. | - Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке» - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», |
Открытие нового(знания, способа действия) Физкульт/минутка | Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового. | – Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених». (Дыхательная гимнастика) Чудо – нос. | |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Творческие задания Работа в группе | Формирование умения обобщать знания. | Наш урок-игру мы будем проводить в определённом порядке. Слайд 2. - За каждый верный ответ группа получает фишку. В конце урока определим группу учеников-победителей. – Давайте вспомним начало сказки. (Прослушивание аудиозаписи от начала сказки до слов: «Вмиг тогда мой петушок закричит и встрепенётся и в то место обернётся» 2:35) Кто главные герои сказки? Слайд 3 – Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона? – Докажите словами текста, что царь был задиристым. Слайд 4 – В каких словах выражается его грозность? Слайд 5 – В чем проявилась его беспомощность, прочитайте. Слайд 6 – В чем ещё проявилась беспомощность Дадона? – Почему царь был жадным? Слайд 7 –Докажите злость Дадона. – А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? Слайд 8 – Когда проявилась глупость царя? – В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? Слайд 9 – Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя. Слайд 10 – Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? Слайд 11 – О ком так в жизни говорят? – Подходит это слово – эпитет к нашему герою? – Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? – Добро и зло – это неделимые, вечные начала. - Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки. – Где проявилась своенравность царя? Докажите словами текста Слайд 12 – Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство? – Посмотрите, какие качества царя мы выявили? – Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? Слайд 13 – Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? Слайд 14 – Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? Слайд 15 Петушок – Докажите, что петушок был верным царю. Слайд 16 – Сколько раз петушок выручал царя? – Когда петушок проявил справедливость? Слайд 17 – Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? Слайд 18 | Запись на доске: - Царь Дадон задиристый - И соседям то и дело - Смолоду был грозен он. - Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.
Вот он с просьбой о помоге Должен был он содержать Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона. - Со злости Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу. - Волю первую твою - Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет. - Горы золота сулит. - Славный - О том, кто делает добрые, славные дела - Сопоставить добро и зло - В разговоре с мудрецом в конце сказки - Или бес в тебя ввернулся? - Плюнул царь: «Так лих же: нет! Убирайся, цел пока! Царь хватил его его жезлом - Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки. - Петушок. - Петушок спорхнул со спицы; - Когда золотой петушок… клюнул в темя. |
Итоговая рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Домашнее задание. | Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения. Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. | – Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке? (работа в РТ) Слайд 19 – Как понимаете смысл этой поговорки? Слайд 20 – Чему учит эта сказка? А.С. Пушкин назвал петушка золотым. Каково значение этого слова? - Цвета золота и осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья. – У вас у каждого лежит вырезанные из бумаги листья. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни. – Итог урока-игры я хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания.) - Ребята написали синквейны к сказке. (Зачитать) Подсчёт количества фишек, выявление группы победителей.
«Сказка ложь, да в ней намек! Домашнее задание. (Раздать до начала урока – листья жёлтого цвета сильной группе, кремового - средней группе, зелёного - слабой) Задание на листьях жёлтого цвета: - Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…» - Сравните образы царя Берендея и царя Дадона. Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический. Задание на листьях кремового цвета: Чтение по ролям Задание на листьях зелёного цвета: Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки. - Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод. | - Не рой другому яму – сам туда попадешь. Правда суда не боится. По правде и сила. Пока жареный петух в голову не клюнет… - Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других. - Делать добро, не быть злыми, жестокими. Толкование слова золотой: из золота сделанный; золото содержащий; вызолоченный, позолоченный; Драгоценный, превосходный. (На столах лежат вырезанные из бумаги листья трёх цветов: жёлтые, кремовые и зелёные.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»...
Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс
На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...
Литературное чтение 4 класс. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
Методическая разработка занятия по литературному чтению 4 класс Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о золотом петушке"...
Викторина по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"
Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во внеу...
Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского...
Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке"
Тест подготовлен и проведен для учащихся 4 класса, которые занимаются в кружке "Эрудиты"...
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»...