А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Технологическая карта урока. Литературное чтение, 4 класс.  УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_itog_.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Литературное чтение, 4 «А» класс, УМК «Начальная школа XXI века»

Тема занятия/урока

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цель урока

Научить анализировать поступки героев

Методы

Групповые, фронтальные, индивидуальные

Ожидаемый учебный результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: особенности авторских и народных сказок

Уметь:

может выделить главную мысль сказки

может составить портрет сказочного героя

Познавательные: уметь выделять в тексте пословицы, использовать схемы, модели.

Регулятивные: составлять схематический план, формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты; ставят вопросы к тексту и отвечают на вопросы; умеют выражать свое отношение к прочитанному.

Осознание ответственности за поступки, этические чувства.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Компьютер, проектор, презентация к уроку

Учебник, выставка книг, нарисованный замок, вырезанные силуэты листьев.

Педагогические технологии

Здоровьесбережение, поэтапного формирования действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникативная.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности.)

Настроить учащихся на активную работу.

Организация внимания школьников. Формирование целевых установок урока,

готовность слышать и воспринимать информацию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!» 
К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Убегаем в буйство ярких красок

В торжество добра над темным злом

Убегаем в пушкинские сказки

Чтоб добрей  и лучше стать потом…

- Дети, как вы думаете, почему я начала урок этими словами?

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

Формирование и развитие умения определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения,

представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

– Тема сегодняшнего урока…


– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года.

- Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка рыбаке и рыбке»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке»,

Открытие нового(знания, способа действия)

Физкульт/минутка

Формирование и развитие совместной познавательной деятельности по открытию нового.

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина. Я буду рада, если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

(Дыхательная гимнастика)

Чудо – нос. 
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. 
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо, 
Как угодно. 
Выполню задание, 
Задержу дыхание… 
Раз, два, три, четыре – 
Снова дышим: глубже, шире.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Творческие задания

Работа в группе

Формирование умения обобщать знания.

Наш урок-игру мы будем проводить в определённом порядке. Слайд 2.

- За каждый верный ответ группа получает фишку. В конце урока определим группу учеников-победителей.

– Давайте вспомним начало сказки.

(Прослушивание аудиозаписи от начала сказки до слов: «Вмиг тогда мой петушок закричит и встрепенётся и в то место обернётся» 2:35)

Кто главные герои сказки?

Слайд 3

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

– Докажите словами текста, что царь был задиристым.

Слайд 4

– В каких словах выражается его грозность?  
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? 

Слайд 5

– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

Слайд 6

– В чем ещё проявилась беспомощность Дадона?

– Почему царь был жадным?

Слайд 7

–Докажите злость Дадона.

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? 

Слайд 8

– Когда проявилась глупость царя?

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? 

Слайд 9

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

Слайд 10

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? 

Слайд 11

– О ком так в жизни говорят?

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? 

– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

- Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки.

– Где проявилась своенравность царя? 

Докажите словами текста

Слайд 12

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? 

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? 

Слайд 13

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно?

Слайд 14

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? 

Слайд 15

Петушок

– Докажите, что петушок был верным царю. 

Слайд 16

– Сколько раз петушок выручал царя? 

– Когда петушок проявил справедливость?

Слайд 17

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? 

Слайд 18

Запись на доске:

- Царь Дадон

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

- И соседям то и дело
Наносил обиды смело

- Смолоду был грозен он.

- Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.
Инда плакал царь Дадон,


- Инда забывал и сон.

Вот он с просьбой о помоге
- Обратился к мудрецу.

Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

- Со злости
Инда плакал.

Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.

- Волю первую твою
Я исполню, как мою.

- Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет.

- Горы золота сулит.

- Славный

- О том, кто делает добрые, славные дела

- Сопоставить добро и зло

- В разговоре с мудрецом в конце сказки

- Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?

- Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,

 - Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки.

- Петушок.

- Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!

- Когда золотой петушок… клюнул в темя.

Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке? (работа в РТ)

Слайд 19

– Как понимаете смысл этой поговорки? 

Слайд 20

– Чему учит эта сказка? 

А.С. Пушкин назвал петушка золотым.

Каково значение этого слова?

- Цвета золота и осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья.

– У вас у каждого лежит вырезанные из бумаги листья. Напишите, какие вы хотели бы сделать добрые дела в своей жизни.

– Итог урока-игры я хочу подвести вашими мыслями. (Зачитываются детские пожелания.)

- Ребята написали синквейны к сказке. (Зачитать)  

Подсчёт количества фишек, выявление группы победителей.


– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок»

Домашнее задание.

 (Раздать до начала урока – листья жёлтого цвета сильной группе, кремового - средней группе, зелёного - слабой)

Задание на листьях жёлтого цвета:

- Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

- Сравните образы царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический.

Задание на листьях кремового цвета:

Чтение по ролям

Задание на листьях зелёного цвета:

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.

- Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод.

- Не рой другому яму – сам туда попадешь.

Правда суда не боится.

По правде и сила.

Пока жареный петух в голову не клюнет…

- Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.

- Делать добро, не быть злыми, жестокими.

Толкование слова золотой: из золота сделанный; золото содержащий; вызолоченный, позолоченный; Драгоценный, превосходный. 

(На столах лежат вырезанные из бумаги листья трёх цветов: жёлтые, кремовые и зелёные.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Викторина Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»...

Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс

На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...

Литературное чтение 4 класс. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"

Методическая разработка занятия по литературному чтению 4 класс Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о золотом петушке"...

Викторина по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Предлагаю викторину по сказке А. С. Пушкина "Сказка о золотом петушке" для учащихся 1-4 класса, родителей, воспитателей, учителей, которую можно использовать как на уроке, так и во внеу...

Тема: «Роль природы в жизни человека» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

ЦеЦель: способствовать формированию первоначального представления о взаимодействии человека и природы; влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека; знакомство с творчеством русского...

Тест по сказке А.С.Пушкина "Сказка о золотом петушке"

Тест подготовлен и проведен для учащихся 4 класса, которые занимаются в кружке "Эрудиты"...

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»

Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»...