Литературное чтение 4 класс. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Методическая разработка занятия по литературному чтению 4 класс Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о золотом петушке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chteniyu_4_klass.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс "Постигая творчество любимого писателя»
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс
Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»
Головинова Татьяна Михайловна
Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»
1.Познавательные УУД:
- Осознавать познавательную задачу;
- Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
- Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
- Умение строить речевое высказывание в устной форме;
- Умение делать выводы;
2. Регулятивные УУД:
- Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
- Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
- Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать других;
- Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- Выражать свои мысли в устной форме;
- Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;
4.Личностные УУД:
- Положительное отношение к учению;
- Готовность преодолеть школьные трудности;
Ход урока
Экскурсия (выступают дети)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас в удивительную Пушкинскую страну. 178 лет назад погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает.
- За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники.
- Какие красивые книги издаются сегодня, неправда - ли? Хочется читать их снова и снова. Мы уверенны, что сказки Пушкина читают, и будут читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)
-На уроках литературного чтения мы знакомились с отдельными страницами жизни и творчества поэта (показывают на книги), иллюстрировали отдельные эпизоды сказок (оформлена выставка рисунков ребят на доске)
Учитель:
- У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Одну я помню сказку эту
Поведаю ее я свету.
- Это сказка Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»
- Но прежде, чем будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь на них ответить после прослушивания.
Вопросы:
- Что запомнилось из услышанного?
- Кто наказал царя и за что?
– Правильно ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.
- Слушание сказки (аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.
- А чем сказка отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана простым, доступным для народа языком)
- Какой вид сказки? (волшебная)
- Где же в сказке волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)
- Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)
– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
(слова приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)
задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный
- Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
- В сказке встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и попробуем определить их значение (дети получают карточки, находят в словаре учебника)
Словарная работа:
Инда – иногда
Рать – войско
Звездочет, мудрец- тот, кто предсказывал будущее
Темя – часть головы
Стан – место для остановки, передышки
Надгробного кургана – захоронение
Негде - где-то
Скопец - старец
Шеломы - шлемы
Сарачинская шапка - восточный головной убор
– А как вы думаете, почему царь Дадон обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка? (Петушок верный, справедливый)
– Докажите, что петушок был верным царю.
(Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: "Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!)"
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)
- Задания для вашей самостоятельной работы. ( Раздать карточки).
Работа в парах:
- С чего начинается сказка?
- Каким был царь Дадон в начале сказки?
- Как золотой петушок предупреждал царя об опасности?
- Как управлял царь Дадон в это время?
- Какую картину увидел царь Дадон на поле сражений?
- Каким показан царь, когда увидел мертвых детей?
- Каким вы увидели царя после встречи с шамаханской царицей?
- Что пообещал царь Дадон звездочету?
- Сколько лет пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?
- Прочитай слова, которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?
Работа в группе:
- Образ царя Дадона. Почему Пушкин дал царю такое имя – Дадон?
( Использование Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля)
- Почему был наказан царь Дадон? Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами из сказки.
Выявление главной мысли сказки.
- Какой же урок дает Пушкин? В чем основная мысль сказки? А поможет ответить на этот вопрос задание в тетради – стр. 48 задание 3. И для сильной группы – задание № 4.
- Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой вывод вы сделали для себя?
- Так кто же наказал царя Дадона? И за какие качества (возврат к началу урока к вопросу № 2)
Сначала дети отвечают на листочках самостоятельно, потом сверяют запись на доске.
Царь Дадон
- Беззаботный, жестокий.
- Бездумно совершает поступки
- По-настоящему не любит ни страну, ни сыновей
- Каким же должен быть царь, чтобы концовка была другая?
Самооценка
Оцените по шкале успеха свою работу на уроке (под эту же музыку, что исполнялась в начале урока)
|----------|------------|------------|-----------------
удовл. хор. отл.
Сегодня вы были все молодцы!
Домашнее задание.
(Раздать до начала урока – кружочки сильной группе, квадратик средней группе, треугольник слабой)
Задание сильной группе:
- Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»
- Сравните образы царя Берендея и царя Дадона.
Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический.
Задание средней группе:
Чтение по ролям
Задание слабой группе:
Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.
- Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной сказкой.
- А завтра у нас будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране. (включить мелодию к песне)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс
На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...
Конспект урока литературного чтения на тему: М.М.Зощенко «Золотые слова»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс
Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и...
Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова (2-ой час)" 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые резуль...
Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко "Великие путешественники", "Золотые слова" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о М. Зощенко и его произведениях «Золотые слова», «Великие путешественники»; формирование навыка осознанного чтения; формирование ...
Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: расширение и закрепление понимания юмористического текста, деление его на части; навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать биог...