Литературное чтение 4 класс. А.С. Пушкин "Сказка о золотом петушке"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Головинова Татьяна Михайловна

Методическая разработка занятия по литературному чтению 4 класс Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о золотом петушке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_4_klass.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                      Конкурс "Постигая творчество любимого писателя»    

        Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс

               Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»

                                   Головинова Татьяна Михайловна

    Тема:  Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о золотом петушке»

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности;

Ход урока

                                 Экскурсия (выступают дети)

   - Здравствуйте, дорогие ребята! Мы приглашаем вас в удивительную Пушкинскую страну. 178 лет  назад погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает.

 - За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники.

-  Какие красивые книги издаются сегодня, неправда - ли? Хочется читать их снова и снова. Мы уверенны, что сказки Пушкина читают, и будут читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

  -На уроках литературного чтения  мы знакомились с отдельными страницами жизни и творчества поэта (показывают на книги), иллюстрировали отдельные эпизоды сказок (оформлена выставка рисунков ребят на доске)

 Учитель:

     - У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Одну я помню сказку эту

Поведаю ее я свету.

- Это сказка Пушкина. Давайте прочитаем все вместе (на доске) – «Сказка о золотом петушке»

- Но прежде, чем будем слушать сказку, прочитайте самостоятельно вопросы на доске и постарайтесь на них ответить после прослушивания.

Вопросы:

-   Что запомнилось из услышанного?

-   Кто наказал царя и за что?

– Правильно ответить на этот вопрос и будет целью нашего урока.

-  Слушание сказки (аудиосказка из интернета ). Дети следят по учебнику.

- А чем сказка отличается от других жанров? (Читается плавно, напевно, певуче; написана простым, доступным для народа языком)

- Какой вид сказки? (волшебная)  

- Где же в сказке волшебство? (Звездочет в роли волшебника, золотой петушок укажет, откуда беда, конец сказки: «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало»)

- Кто главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

(слова приготовлены заранее и вывешиваются на доску по ходу ответов детей)

задиристый
грозный
беспомощный
жадный
злой
глупый
жестокий
своенравный
самодурный

    - Докажите словами текста, что царь был задиристым.

(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)

-  В сказке встречаются некоторые слова, теперь уже не всем понятные. Прочитайте их и попробуем определить их значение (дети получают карточки,  находят в словаре учебника)

Словарная работа:

Инда – иногда        

Рать – войско

Звездочет,  мудрец- тот, кто предсказывал будущее

Темя – часть головы

Стан – место для остановки, передышки

Надгробного кургана – захоронение

Негде - где-то

Скопец  - старец

Шеломы  - шлемы

Сарачинская шапка - восточный головной убор

 

– А как вы думаете, почему царь Дадон  обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?       (Петушок верный, справедливый)

– Докажите, что петушок был верным царю.

(Верный сторож, как со сна, 

Шевельнется, встрепенется, 

К той сторонке обернется 

И кричит: "Кири-ку-ку! 

Царствуй, лежа на боку!)" 

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвился…и в то же время

С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

-  Задания для вашей  самостоятельной работы. ( Раздать  карточки).

Работа в парах:

-  С чего начинается сказка?

 -  Каким был царь Дадон в начале сказки?

- Как золотой петушок предупреждал царя об опасности?

- Как управлял царь Дадон в это время?

- Какую картину увидел царь Дадон на поле сражений?

 -  Каким показан царь, когда увидел мертвых детей?

- Каким вы увидели царя после встречи с шамаханской царицей?

 - Что пообещал царь Дадон звездочету?

- Сколько лет пользовался царь Дадон услугами золотого петушка?

 - Прочитай слова, которыми Пушкин заканчивает сказку. Что этими словами хотел сказать поэт?

Работа в группе:

- Образ царя Дадона. Почему Пушкин дал царю такое имя – Дадон?

 ( Использование Толкового словаря русского языка Ожегова и Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля)

- Почему был наказан царь Дадон?  Каким его показывает поэт? Подтвердите свой ответ словами из сказки.

Выявление главной мысли сказки.

- Какой же урок дает Пушкин? В чем основная мысль сказки? А поможет ответить на этот вопрос задание в тетради – стр. 48 задание 3. И для сильной группы – задание № 4.

- Итак, ребята, как же нужно жить, чтобы не поплатиться своей жизнью? Какой вывод вы сделали для себя?

- Так кто же наказал царя Дадона? И за какие качества (возврат к началу урока к вопросу № 2)

Сначала дети отвечают на листочках самостоятельно, потом сверяют запись на доске.

Царь Дадон

  1. Беззаботный, жестокий.
  2. Бездумно совершает поступки
  3. По-настоящему не любит ни страну, ни сыновей

- Каким же должен быть царь, чтобы концовка была другая?

Самооценка

Оцените по шкале успеха  свою работу на уроке  (под эту же музыку, что исполнялась в начале урока)

|----------|------------|------------|-----------------

               удовл.               хор.                отл.

Сегодня вы были все молодцы!

 

Домашнее задание.

 (Раздать до начала урока – кружочки сильной группе, квадратик средней группе, треугольник слабой)

Задание сильной группе:

- Но есть совсем другая сказка, в которой совсем другой конец – это сказка В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

- Сравните образы царя Берендея и царя Дадона.

Почему в одной сказке счастливый конец, в другой – трагический.

Задание средней группе:

Чтение по ролям

Задание слабой группе:

Выразительное чтение понравившегося отрывка из сказки.

- Для всех (по желанию) – проиллюстрировать и подписать эпизод – дополнить наш стенд еще одной сказкой.

- А завтра у нас будет урок обобщения и мы снова побываем в удивительной Пушкинской стране. (включить мелодию к песне)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат урока по литературному чтению А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», 4 класс

На основе сказки А.С. Пушкина совершенствовать навыки анализа художественного произведения; развивать аналитическое и образное мышление; учить определять тему и жанр произведения, выделять основную мы...

Конспект урока литературного чтения на тему: М.М.Зощенко «Золотые слова»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатыПредметные:- знать о жизни и...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Зощенко "Золотые слова (2-ой час)" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понимания юмористического текста; создание условий для дальнейшего совершенствования навыков правильного, осознанного и выразительного чтения.Планируемые резуль...

Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко "Великие путешественники", "Золотые слова" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о М. Зощенко и его произведениях «Золотые слова», «Великие путешественники»; формирование навыка осознанного чтения; формирование ...

Конспект урока литературного чтения по теме М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение и закрепление понимания юмористического текста, деление его на части; навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать биог...