Выступление Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению.
материал по чтению на тему
В современном мире с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в современных условиях обучения насущной проблемой действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников точности связной речи в процессе обучения сжатому изложению.
Современный этап обучения русскому языку в начальных классах характеризуется повышенным вниманием учителей к речевой подготовке младших школьников. Это и понятно, так примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он, говорит, слушает, читает, пишет, иными словами, занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи или ее созданием. Значение работы по развитию дара слова для жизни, для развития умственных и творческих способностей детей, для решения задач воспитательного характера всегда осознавалось учителями.
В современном мире с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в современных условиях обучения насущной проблемой действительности.
Однако в современной методике обучения русскому языку еще существуют нерешенные проблемы обучения связной, точной, лаконичной речи. А ведь от того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса обучения.
Одним из важнейших письменных творческих работ, формирующих умения в связной речи является изложение. По определению М.Р.Львова, изложение - это письменные пересказы образцовых текстов. В основе изложений лежит подражание образцу, но подражание активное. Оно сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, актуализирует как воспроизводящее, так и творческое мышление.
Видов изложений по содержанию, степени самостоятельности немало. Это подробные изложения, сжатые, выборочные, творческие. Наиболее часто учителя в своей практике используют подробное изложение. Это оправдано, поскольку младшим школьникам по силам передать подробно классический образец хорошей русской речи.
А вот сжатое изложение не так часто, как оно этого заслуживает, проводится в начальной школе. Этому факту есть простое объяснение: процесс формирования умения видеть сущностную сторону усваиваемого содержания и воспроизводить главное – труден и не очень удобен, поскольку большая часть учебного времени уходит на обучение находить основное, исключать детали, к которым так «привязаны» учащиеся. Да и ошибок много в работах по написанию сжатого изложения. Помимо этого, в сжатых изложениях младших школьников достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием.
Но, учитывая тот факт, что обучение сжатому виду изложений способствует формирование таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность, следует практиковать широкую практику письма изложения данного вида.
Для этого необходимо совершенствовать существующую методику обучения сжатому изложения. С какого периода обучения необходимо начинать учить младших школьников сжатому изложению? Каков перечень формируемых коммуникативно-речевых умений при работе по обучению созданию сжатых текстов? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в данном выступлении.
Моя многолетняя практика работы с младшими школьниками убедила меня в том, что эффективнее этот вид изложения вводить в третьем классе. Учащиеся владеют некоторыми теоретическими сведениями о речи ( текст, его основные признаки, типы текстов, знакомы с изобразительно- выразительными средствами языка). Это позволяет учителю построить систему постепенного знакомства с изложением, в котором содержание передается кратко, сжато.Следует учитывать, что процесс формирования и развития точной и лаконичной связной речи при обучении сжатого изложения протекает медленно.
Подготовительной работой к написанию изложения в сжатой форме являются краткие устные пересказы текстов на уроках литературного чтения, придумывание заголовков к текстам, деление текста на логические части, и придумывание к ним название, составление простого плана и др.
Какие речевые умения следует формировать у третьеклассников?
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, логично и лаконично излагать мысли автора текста;
- умение найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Под точностью речи мы понимаем оптимальное словоупотребление; выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль. Краткость речи предполагает четкость изложения мысли и выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов, без неоправданного повтора.
Традиционно в методике используются три приема сжатия текста:
- исключение деталей, подробностей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетание исключения и обобщения.
Выбор приемов зависит и от степени подготовленности учащихся , и от характера текста, и от той коммуникативной задачи, которая стоит перед учащимися.
Независимо от того, каким способом подготовлено выделение главного, основного содержания текста, предъявленного для восприятия, сжатое изложение, должно отвечать следующим методическим требованиям:
- сохранение последовательности в развитии событий;
- наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;
- использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия;
- установление смысловой связи между предложениями;
- использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.
Очень важно тщательно подбирать тексты к этому сложному виду творческих письменных работ. Тексты, отбираемые для сжатых изложений, должны быть понятны и доступны по композиции; интересны по содержанию; должны содержать детали, которые придадут тексту занимательность, подробную информацию о каких-либо явлениях или событиях.
Методика работы над сжатым изложением очень похожа на методику проведения подробного изложения, однако есть и отличия, например, в использовании специфических приемов, которые помогают сжатому воспроизведению текста.
К ним относятся следующие приемы:
- сокращение некоторых членов предложения, однородных членов предложения;
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- перевод прямой речи в косвенную речь;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Целенаправленная, систематическая работа по обучению сжатому изложению может повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи младших школьников, если в процессе обучения использовать достаточное количество упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений.
Из всех известных в методике упражнений, направленных на формирование умения точно передавать в тексте мысли, для начальной школы следует выделит четыре:
-- упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами;
- упражнения, направленные на формирование умения выделять существенное в информации;
- упражнения , направленные на формирование умения правильно, логично излагать свои мысли;
-упражнения , формирующие умения находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Приведу примеры упражнений.
1) На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл выделенного фрагмента текста.
По широкой лестнице его понесли кверху, в зал. Продавец на секунду зажмурился. Звучало много голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. По всем признакам парадный завтрак удался на славу. (Ю.Олеша)
Вот что получилось у третьеклассников: В зале было шумно и весело.
2) Выпиши только самое главное, чтобы получился связный текст.
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела мамины с маком, папины с тмином, потом Женины с сахаром.Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкими. Обернулась, да уже поздно было. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую для братика баранку доедает.
- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.
Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
- Девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка девочку и привела ее в свой садик…
Вот какой текст получился у учащихся.
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя баранки и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает. А сзади пристала собака да все баранки и съела. Женя обернулась, да уж поздно. Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась.
Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
Женя ей все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в садик…
3)Среди приведенных ниже предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении.
Полученные результаты моего исследования позволяют наметить перспективы: продолжать изучение процесса формирования коммуникативно - речевых умений, необходимых для создания сжатого текста; поиск путей изучения ошибок в связной письменной речи учащихся; дальнейшее совершенствование коммуникативно - речевых умений при обучении другим видам изложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...
Приемы по формированию и совершенствованию культуры письменной речи в процессе обучения младших школьников русскому языку
Для выработки у школьников практических умений и навыков в области языка и речи нужно использовать комплексные упражнения, позволяющие развивать у детей языковые...
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...
Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ"
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в сил...
Проблема исследования обучения младших школьников точности выражать свои мысли в психолого-педагогической литературе.
Связная речь - многоаспектная проблема. Её изучением занимается психология, лингвистика, психолингвистика, социальная психология, общая и специальная методика.При определении сущности данного по...
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач.
Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий при обучении решению задач....