Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
«Волшебное слово» В.А.Осеевой.
Общая тема: «Я и мои друзья».
Тип урока: комбинированный.
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;
учить работать с планом произведения.
Развивающие:
развивать навыки правильного чтения;
развивать творческую деятельность учащихся;
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
Воспитательные:
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_slovo_urok_chteniya_lihomanova_i.v.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебное слово» В.А.Осеевой.
Общая тема: «Я и мои друзья».
Тип урока: комбинированный.
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;
учить работать с планом произведения.
Развивающие:
развивать навыки правильного чтения;
развивать творческую деятельность учащихся;
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
Воспитательные:
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Ход урока:
Орг.момент:
- Ровненько встали, улыбнулись друг другу, пожелали удачи.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.
Вступительная беседа:
- Как называется произведение, с которым вы познакомились вчера? (Валентина Александровна Осеева «Волшебное слово»)
Сообщение темы:
- Сегодня мы продолжим с вами работу над этим произведением, а домашнее задание я проверю в ходе урока.
Проблемная ситуация:
- Как вы думаете, а зачем мы еще и сегодня будем говорить об этом рассказе?
- Верно, чтоб все понять, все осознать. Настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
- Сегодня мы с вами будем говорить о главных героях, размышлять об их поступках. И главная цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.
- Прочитайте его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92 вопрос № 1.
- Ваше мнение вы выскажете в конце урока.
- Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось и согрело нас.
Воспроизведение последовательности действий:
- Назовите героев произведения. (дедушка, мальчик, сестра, бабушка, брат)
- Давайте попробуем воспроизвести ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.
События записаны вразброс на доске:
2. Разговор с Леной.
4. Беседа за обедом.
1. Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.
- Что у нас получилось? (план текста)
- Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.
Работа над лексическим значением слов:
- Но сначала вспомните лексическое значение некоторых слов.
стряпает (готовит пищу)
противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в огороде)
Работа над иллюстрацией:
- Какое из этих слов подходит к иллюстрации на стр. 88? (сквер)
- Используя данные слова, опишите словесно иллюстрацию:
скамейка
беседа
отдых
сквер
(В сквере, на скамейке, отдыхал дедушка. К нему подошел мальчик, дедушка завел разговор.)
Проверка домашнего задания:
- Перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой». Это было домашнее задание, поэтому должны читать правильно, выразительно.
Стр. 87 – 89. со слов: …С тобой что-то случилось?...
до слов: …Он вскочил и побежал домой.
Анализ первой части слова:
- Давайте обсудим этот диалог. Ваше мнение.
- Подходят ли эти слова и словосочетания, под описание поведения Павлика?
сердитое лицо
сердито буркнул
сжал кулаки
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
- Каким Павлик вам показался? (грубым, невоспитанным …)
- А старик?
- Почему старик захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)
- Сразу ли мальчик поверил ему?
- Погодите, он побежал сразу? (да), значит, он все-таки поверил, но не был уверен, что это поможет.
- Найдите в тексте, где описывается его неуверенность. Стр. 89. «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!»
Физминутка.
- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было. Ветер дует нам в лицо …
Работа над второй частью текста:
- Что же в рассказе было дальше? (Павлик стал просить у Лены краски)
- Прочитаем эту часть рассказа по-ролям, это было ваше домашнее задание.
- Определите действующих лиц этой части. (автор, Лена, Павлик)
Стр. 90. со слов: Павлик боком подошел к сестре …
до слов: Он думал теперь только о волшебном слове.
- Какое волшебное слово сказал Павлик?
- Как подействовало волшебное слово на Лену? (широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала, удивилась, предложила краски)
Работа над третьей частью текста:
- К кому следующему пошел мальчик? (к бабушке)
- Как отреагировала бабушка, когда она услышала волшебное слово? Прочитайте. (выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)
Стр. 91. со слов: - Горяченького … горяченького захотел, …
до слов: румяный пирожок.
- А реакция Павлика? (Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки)
Работа над четвертой частью текста:
- Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз? (уговорить брата, что бы тот взял Павлика покататься на лодке)
- Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вел себя за столом. (За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата.)
- Как он обратился к брату?
со слов: Когда брат сказал, …
до слов: - Возьми меня, пожалуйста.
- Почему вдруг все выполнили просьбы Павлика? (Павлик стал вежливым)
- В чем секрет волшебного слова? (возникает взаимопонимание, добро порождает добро)
- Так в чем состоит главная мысль этого рассказа? (нужно быть вежливыми, воспитанными, уважительными к старшим, если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми …)
- А вы не забываете быть вежливыми?
- Какие слова вам в этом помогают? По ходу открываются лучики на солнышке с волшебными слова. И перевернуть солнышко.
- Солнышко заулыбалось? (да) И нам стало теплее.
- Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. (Может ли быть слово волшебным?) – Может. Это в прямом или переносном смысле? (конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой)
- Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя? (да) Он увидел результат вежливости.
- В каком моменте это подтверждается? (он побежал в сквер) последний абзац стр. 92.
- Зачем Павлик побежал обратно в сквер? (чтобы поблагодарить старика)
- Так Павлуша стал вежливым, воспитанным?
- Вспомните пословицы, которые мы говорили на прошлом уроке.
Добрый человек добру и учит.
Добрый человек в добре проживет век.
- Прочитайте еще одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку.
Доброе слово путь к сердцу открывает.
- Как вы это понимаете? (человек становится улыбчивее, появляется хорошее настроение и ему хочется быть добрее)
- Чему научил вас рассказ Осеевой? (быть вежливыми, воспитанными, уважительно относится к старшим…)
Оценивание:
- Работали все замечательно, все были активны и так много взяли для своего воспитания из этого произведения, что однозначно всем отметка 5.
Домашнее задание:
- На следующем уроке мы составим мини-книжку по иллюстрациям к следующим ситуациям:
1 ряд – разговор с сестрой
2 ряд – разговор с бабушкой
3 ряд – разговор с братом и пересказать.
Учитель начальных классов Лихоманова И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...