Тема: В.Ю. Драгунский. «Тайное становится явным». |
Планируемые достижения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знания: - знать произведение В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Умения: - характеризовать героев произведения;
- называть особенности юмористического произведения;
- восстанавливать текст на основе сюжетных картинок;
- составить план рассказа;
- решить проблему, поставленную на уроке.
| Познавательные УУД - Анализировать книги на выставке;
- Восстанавливать причинно- следственные связи в сюжете произведения;
- Составлять план и пересказывать текст по плану.
Регулятивные УУД: - Принимать и сохранять учебную задачу;
- Определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности;
- Контролировать выполнение плана;
- Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные УУД - Формирование и аргументация своего мнения;
- Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- Умение слушать и понимать речь других;
- Умение убеждать и уступать.
| - Проявлять интерес к чтению юмористических произведений для детей;
- Становление мотивационной основы учебной деятельности;
- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально- нравственных норм;
- Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
- Формирование интереса к чтению, читательских компетенций.
|
Задачи | Образовательные: • продолжить работу над содержанием произведения В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»; • продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, активизировать «вдумчивое чтение»; • отработать навыки работы с текстом; осмыслить сюжет; продолжить работу над составлением характеристики героев, помочь понять мотивы их поведения и увидеть авторское отношение к ним. Развивающие: • развивать устную речь обучающихся, навык выразительного чтения; • развивать образное и логическое мышление, творческое воображение; • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать. Воспитательные: • продолжить воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; • воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать дружно в паре, группе; • воспитывать умение оценивать свои поступки и окружающих. |
Этапы урока |
Формы и приёмы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
|
| Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Организационный момент Определить уровень готовности учащихся к уроку, готовит к восприятию учебного материала | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку |
|
|
| Волевая саморегуляция |
Мотивационно – ориентировочный этап |
|
|
|
Эмоциональный настрой Ты улыбкой как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Слайд 2 Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. - Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко присядем за парты. | Выразительно читают стихотворение
| Мотивационная основа учебной деятельности.
|
|
|
|
Актуализация опорных знаний Слайд 3 Ваня сливу съесть решил, А что сделал – утаил. Отец об этом разузнал. Поступок Вани явным стал. - А вы узнали героя? - Из какого произведения и кто автор? - Как вы понимаете слова «явным стал»? (узнали все) Слайд 4 - Какое произведение у нас в гостях? Слайд 5 - Кто автор этого произведения? - Какие еще произведения писателя вам знакомы? (Выставка книг) Постановка целей и повторение пройденного. - Чему мы обычно учимся на уроках литературного чтения? - Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы. | Отвечают на вопросы учителя, прогнозируют предстоящую работу на уроке
Проблемный вопрос
Формулируют учебные задачи
| Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.
| Поиск и выделение необходимой информации. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Формулирование познавательной цели. Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование учебного сотрудничества Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. | Сотрудничество с учителем. Ставить новые учебные задачи. |
Поисковый этап |
Обучение планированию деятельности Работа над содержанием рассказа - Какой фрагмент проиллюстрировал художник? Слайд 6
«И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание»… Слайд 7
«Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу». Слайд 8
«Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»! Слайд 9
«И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду». Слайд 10
«Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный». - Ребята, с какой целью выполняли это задание? (Установить последовательность событий в рассказе? | Планируют свою деятельность на уроке Рассматривают серию сюжетных картинок, восстанавливают последовательность событий
Участвуют в аналитической беседе
Работают с учебником
Выборочно читают
Делают вывод |
| Хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях. Восстанавливать последовательность событий. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать, группировать в соответствии с заданным условием. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Отвечать на вопросы
| Принимать и сохранять учебную задачу. |
Практический этап |
Работа над идейно-смысловым содержанием рассказа Выборочное чтение - Что однажды услышал Денис от мамы? («Тайное всегда становится явным») - А как мама объяснила свои слова? нечестно
узнают
стыдно
наказание
Тайное становится явным
- А понял ли Денис, что значит «Тайное становится явным»? (Нет, с этой мыслью лег спать) - Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? - На чьёй вы стороне? - Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться) - Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте. - А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу? |
Отвечают на вопросы учителя.
Предлагают варианты решения проблемы.
Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра. |
|
| Участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, слушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение. | Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей Проговаривание последовательности своих действий |
«Чтение - разведка» - Какие эксперименты проводил Дениска над кашей? Слайд 11 - пошлёпал ложкой;
- посолил;
- посыпал сахару;
- долил кипятку;
- вылил в кашу всю баночку хрена.
- Что испытывал Дениска, когда проводил эксперимент с кашей? (Чувство обиды, досады) - Правда ли, что Дениска потерял сознание и поэтому выплеснул кашу на улицу? - Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста? - Какие чувства испытывала мама, увидев пустую тарелку? (Чувство радости) - А что произошло дальше? - Меняется ли настроение у мамы при появлении милиционера? - Как она разговаривает с милиционером? - Найдите и прочитайте эпизод, который подходит к иллюстрации на стр.166. - А что чувствовал дяденька в этот момент? (ему плохо, он волнуется, стал заикаться) - А кому вы сочувствовали? Почему? - Самый напряженный момент в рассказе называется кульминацией. - Что почувствовала мама в этот момент? - Почему мама долго смотрела на сына? (Хотела понять, что было у Дениски на душе в этот момент) - Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? - Почему мама не наказала сына? (поняла, что он раскаивается) - Нашел ли Дениска ответ на свой вопрос: «Тайное становится явным?» ( Как ни скрывай, тайное всегда становится явным) - Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? (совесть) -Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомнится на всю жизнь. - Какая же главная мысль рассказа? (нельзя врать, правда станет известной) - Если обман всё равно раскроется, каким же человеком надо быть? (честным) - Каким человеком вырастет Денис? (честным, совестливым) |
Зачитывают самые смешные фрагменты рассказа «Свободный микрофон»
Работа над партитурой чувств
Выборочное чтение
Решение проблемного вопроса
Проблемный вопрос
Соотношение с жизненными ситуациями |
| Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и формулировать выводы.
Определение основной информации, извлечение информации из прочитанных текстов;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать свой ответ.
Допускать возможное существование разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, использовать речевые средства для решения разного рода задач | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем. |
Практическая работа - Вам знаком сюжет сказки, поэтому предлагаю поработать в группе. - Объединитесь в группы и прочитайте цель. Цель: восстановить последовательность событий, происходящих в сказке. - Прочитайте задание. Задание: все пункты плана перепутались. Восстановите порядок, вспомнив содержание сказки. Успехов! Слайд 12 «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «Ты должен съесть всё до дна!» «А я остался с кашей наедине». - С какой целью выполняли это задание? (Подготовить пересказ по плану) | Работа в группах
Составляют план
Сверка с образцом
Миниитог |
| Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. | Выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. |
Работа с пословицей - Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу? Слайд 13 - Кашу свари, да ещё и в рот положи.
- Кроткое слово гнев побеждает.
- Шило в мешке не утаишь.
| Работа с пословицами в парах.
|
|
| Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
|
Рефлексивно-оценочный этап |
Составление синквейна к слов у «правда» Правда горькая, чистая скрывать, говорить, знать Нужно всегда говорить правду Истина - Как называется произведение? - К какому жанру относится? (юмористический рассказ) - Как относится к своему герою автор? - Какой урок вы извлекли из сегодняшнего произведения? Слайд 14 - А теперь оцените свою работу сегодня на уроке. У вас на столах лежат смайлики. Если вы считаете, что поработали на отлично возьмите смайлик желтого цвета. Если считаете, что поработали на оценку хорошо возьмите зелёный смайлик, а если поработали не очень возьмите синий смайлик
| Работают с "синквейном"
Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о разрешении поставленной проблемы.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Определить степень успешности выполнения своей и чужой работы. |
|
|
| Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
Домашнее задание. Слайд 15 - краткий пересказ по составленному плану; - составить синквейн к слову «ложь» - нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду. Учитель: поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский.» - Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины. Слайд 16 - Спасибо за работу на уроке. | Самовыбор домашнего задания |
|
|
|
|