"Капалуха"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению по произведению "Капалуха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_chteniyu.docx | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 класс
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева и рассмотреть содержание рассказа В. П. Астафьева «Капалуха».
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
знание ранее изученных произведений; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение прогнозировать содержание по названию произведения; закреплять умения осознанного чтения и восприятия произведения на слух; умение определять основную мысль; формирование умений определять жанр произведения, составлять план произведения; умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.
Личностные:
осмысление поступков героев и умение давать им оценку; воспитывать чувства любви, заботы, бережного отношения к животным и природе; содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, способствовать сплочению коллектива.
Метапредметные:
умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; осуществление самоконтроля при работе над деление рассказа на части (регулятивные УУД).
умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развитие речевой выразительности, умение аргументировать свое мнение, расширение словарного кругозора, памяти, мышления; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).
структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).
Ход урока | Планируемые результаты | ||||
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | ||||
| |||||
– Быстренько проверь, дружок: Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»! | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД) | ||||
| |||||
– Ребята, напомните мне, какой раздел мы проходим? (Как хорошо уметь читать). – С какими произведениями мы познакомились? – Что вы помните об авторе? – О чём он писал? | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД) Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД) | ||||
| |||||
– Чтобы нам хорошо и выразительно читать, потренируемся с помощью скороговорок. 1. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб. 2. Клёст клювом клюёт, а клюв крест-накрест Скорочтение: – Чтение отрывок вслух коллективом; – Чтение на скорость. | Умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение. | Развитие навыков сознательного, выразительного, безошибочного чтения (познавательные УУД) Развитие речевой выразительности (коммуникативные УУД) | |||
| |||||
– Дети, посмотрите на доску, на ней записаны слова, прочитайте их, пожалуйста. (Нежность, любовь, сострадание, грусть). – Как можно назвать все это одним словом? (Чувства). – Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь). – Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Дайте определение понятию «любовь» по опорным словам. Любовь – это чувство, которое направлено на… (близких людей, животных…) Любовь – это чувство, которое выражается … (словами, поступками…) Любовь – это чувство, которое может быть… (сильным или слабым…) – А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова: Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. – Мы были близки с вами к этому определению, так ведь? (Ответы детей). – Кого вы больше всего любите? (Ответы детей). – А почему? (без мамы маленький ребенок не может, мама всегда поможет, за это мы и любим ее). – А чувство любви есть у животных? (Ответы детей). – Любит ли мама своего птенца? (Ответы детей). – Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на нашем уроке? (Ответы детей). – Совершенно верно, мы будем знакомиться с произведением о любви матери к своим детям. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать выразительно, делить рассказ на части. – Я предлагаю вам самим разгадать какое произведение мы будем с вами сегодня изучать. Для этого мы вместе составим цепочку букв. 1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К) 2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А) 3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П) 4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А) 5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л) 6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У) 7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х) Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение: В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А) – Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА) – Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения. | Умение определять основную мысль. Умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям. | Формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей (познавательные УУД) Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности (регулятивные УУД) Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (коммуникативные УУД) | |||
| |||||
– Я вам предлагаю самим узнать с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться. Для этого вам нужно уз карточек которые перед вами, выписать только русские буквы и мы узнает полное имя писателя, чей рассказ будем читать. SLВИWGKTSVIOLPS ПGIESTPSWVOBLИЧLI WAVCSTLIAФLЬGEBSL – Кто закончил, сядьте правильно, посмотрите на меня. Теперь проверим. (Один ученик выходит к доске, пишет что у него получилось, остальные проверяют за ним).
(Показ портрета автора) Виктор Петрович Астафьев был советским писателем. Он родился в 1924 году в Краснодарском крае. Главными темами произведений Астафьева являются тема деревни и тема войны. Также автор пишет и для детей, это такие произведения как «Фотографию, на которой меня нет» и «Васюткино озеро». Вершина творчества Виктора Астафьева – это сборник рассказов «последний поклон». Это вся его жизненная философия и биография. В 2001 году в ноябре сердце Астафьева перестало биться. Прах сибирского писателя захоронен в родной деревеньке. – Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов В. П. Астафьева. – Попробуйте предложить о чем пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).
– Прежде чем прочитать произведение В. Астафьева, я предлагаю вам обратить внимание на слова, объясним их значение, чтобы лучше понять содержание рассказа. Они встречаются в тексте. Валежник – упавшие на землю сучья, ветви и деревья, сухие и гниющие. Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ лесных кварталов. Космами – пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные; лохмы. Клочья тумана, дыма. Черничник – заросли черники. Пастьба – луг, где пасут скот.
– Давайте проверим ваши предложения и прочитаем рассказ В. Астафьева «Капалуха». Потом выясним, кто был из вас прав. (чтение рассказа учителем)
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства испытывали во время слушания рассказа? (Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу). – А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь). – Что еще вас поразило, может быть удивило, что нового для себя вы узнали? (Выщипывают перья, голым животом греет яйца) – О какой любви идет речь в рассказе? (О любви матери к своим будущим детям). – А у людей такое бывает? (Да, когда она носит ребёнка в животике, она поет ему песенки, рассказывает сказки, оберегает. Ребёнок чувствуют мамину любовь). – Кто из героев вам особенности понравился? (Ответы детей).
– О чем этот рассказ? (Ответы детей). – Можно ли рассказ В. Астафьева считать сказкой? Почему? (Ответы детей). – Кто же это капалуха? (Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря). | Умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;
Умение определять основную мысль; Умение определять жанр произведения; | Поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД); | |||
| |||||
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем и Работать начинаем. | |||||
VII. Анализ содержания произведения | |||||
1. Вторичное чтение рассказа учащимися по цепочке (по абзацу). – Назовите главных героев рассказа. – А что вы знаете о глухарях? – Как вела себя капалуха при встрече с людьми? (Тревожно, гневно). – А почему? (Она боялась за своих птенцов). – Давайте рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа. Найдите и прочитайте из текста слова (действия), которые описывают поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. (металась в стороны; крылья разброшены, мела ими землю; закостенели от неподвижности крылья; пыталась и не могла взлететь). – Как вы понимаете такое состояние глухарки? (Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь). – Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо? (Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль). – С кем сравнил автор капалуху-маму? (С нашей мамой). – А почему? (Наша мама также защитит нас в трудную минуту). – Найдите слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей. (сидела на сучке; сидела, вытянув шею; целилась на гнездо; плавно слетела; заползла в гнездо; распустила крылья; замерла). – Какие правила поведения в лесу вы знаете? 1. Не шуметь, чтобы не мешать лесным жителям; 2. Не оставлять мусор после себя; 3. Не разводить костёр без взрослых, а если разводили, то обязательно хорошо потушите; 4. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогайте яйца в нём. Птица может бросить гнездо. – Какой мамой была капалуха? (Заботливая, бесстрашная, отважная, смелая, самоотверженная). – Что такое самоотверженная? (Сама себя отвергает, ради чего-то, забывая о своей безопасности, т.е. жертвует собственными интересами во имя интересов других). – Чтобы произошло с детьми глухарки, если бы ребята взяли яйца с собой? (Они бы погибли) – Как вы думаете, обладает ли капалуха материнскими чувствами? (Ответы детей) – Как одним словом назвать это чувство? (Любовь). | Умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение; Сформировать у детей навыки бережного отношения к природе | Умение работать с текстом; выделять существенное. Умение ориентироваться в учебнике. (познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (коммуникативные УУД) | |||
VIII. Выполнение творческой работы по содержанию произведения | |||||
Чтение текста по частям, озаглавливание каждой части. 1 часть. У черничного бугорка, в тайге. – Как вы думаете, на сколько частей можно разделить прочитанный рассказ? – Какая будет первая часть? (до слов «Я поспешил к бугорку…»). – Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге). 2 часть. Гнездо! Находка! (до слов «А что будет с капалухой?») – Итак, кто такая капалуха? – Что главное в этой части? – Как озаглавим эту часть? – Как могли поступить ребята? 3 часть. Тревога капалухи! (до слов «И все весело побежали...) – Что главное хотел показать автор в этой части? (волнение капалухи) – Как озаглавим? (Тревога капалухи!) 4 часть. Снова в гнезде! (до конца) – Что главное в этой части? – Как озаглавим? (Снова в гнезде!) | Умение прогнозировать содержание по названию произведения. Умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям. | Умение работать с текстом; выделять существенное. Умение ориентироваться в учебнике. (познавательные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (коммуникативные УУД) Осуществление самоконтроля при работе над деление рассказа на части (регулятивные УУД) | |||
IX. Итог урока | |||||
– С каким рассказом познакомились? – Кто является автором рассказа? – Чему учит нас рассказ? – В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе: Мама – это значит нежность, Мама – это ласка, доброта, Мама – это безмятежность, Мама – это радость, красота! Мама – это на ночь сказка, Мама – это утренний рассвет, Мама – в трудный час подсказка, Мама – это мудрость и совет! Мама – это зелень лета, Мама – это снег, осенний лист, Мама – это лучик света, Мама – это значит ЖИЗНЬ! – У вас у каждого на партах есть смурфики, грустный и веселый. Выберите по своему настроению, грустный, было скучно и не все понятно на уроке. Веселый, на уроке было интересно, познавательно и все понятно. | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД) | ||||
X. Информация о домашнем задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения с использованием технологии РКМЧП с презентацией в 3 классе "В.П. Астафьев "Капалуха"
Конспект урока с презентацией. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint 2007....
Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.
3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...
Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"
Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....
Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"
Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...
Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"
Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"
Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"
Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....