"Капалуха"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению по произведению "Капалуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu.docx47.22 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.  П. Астафьева и рассмотреть содержание рассказа В. П. Астафьева «Капалуха».

Задачи (планируемые результаты)        

Предметные:

знание ранее изученных произведений; формирование читательских умений (качеств сознательности, правильности, выразительности, беглости) на материале текста; развитие воображения, развитие лексического строя речи; развитие связной речи; умение прогнозировать содержание по названию произведения; закреплять умения осознанного чтения  и восприятия  произведения на слух; умение определять основную мысль; формирование умений определять жанр произведения, составлять план произведения; умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Личностные:

 осмысление поступков героев и умение давать им оценку; воспитывать чувства любви, заботы, бережного отношения к животным и природе; содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, способствовать сплочению коллектива.

Метапредметные:

умение организовывать рабочее место; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; осуществление самоконтроля при работе над деление рассказа на части (регулятивные УУД).

умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; развитие речевой выразительности, умение аргументировать свое мнение, расширение словарного кругозора, памяти, мышления; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера (коммуникативные УУД).

структурирование знаний, анализ, синтез; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; моделирование; построение логической цепи рассуждений;  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД).

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

  1. Организационный момент

– Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные УУД)

  1. Актуализация опорных знаний

– Ребята, напомните мне, какой раздел мы проходим? (Как хорошо уметь читать).

– С какими произведениями мы познакомились?

– Что вы помните об авторе?

– О чём он писал?

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (коммуникативные УУД)

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познавательные УУД)

  1. Речевая разминка

– Чтобы нам хорошо и выразительно читать, потренируемся с помощью скороговорок.

1. Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

2. Клёст клювом клюёт,

а клюв крест-накрест

Скорочтение:

– Чтение отрывок вслух коллективом;

– Чтение на скорость.

Умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение.

Развитие навыков сознательного, выразительного, безошибочного чтения (познавательные УУД) 

Развитие речевой выразительности (коммуникативные УУД) 

  1. Постановка цели урока

– Дети, посмотрите на доску, на ней записаны слова, прочитайте их, пожалуйста. (Нежность, любовь, сострадание, грусть).

– Как можно назвать все это одним словом? (Чувства).

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь).

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

Любовь – это чувство, которое направлено на(близких людей, животных…)

Любовь – это чувство, которое выражается … (словами, поступками…)

Любовь – это чувство, которое может быть(сильным или слабым…)

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова:

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

– Мы были близки с вами к этому определению, так ведь? (Ответы детей).

– Кого вы больше всего любите? (Ответы детей). 

– А почему? (без мамы маленький ребенок не может, мама всегда поможет, за это мы и любим ее).

– А чувство любви есть у животных? (Ответы детей).

– Любит ли мама своего птенца? (Ответы детей). 

– Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на нашем уроке? (Ответы детей). 

– Совершенно верно, мы будем знакомиться с произведением о любви матери к своим детям. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать выразительно, делить рассказ на части.

– Я предлагаю вам самим разгадать какое произведение мы будем с вами сегодня изучать.  Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

– Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

– Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

Умение определять основную мысль.

Умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей (познавательные УУД)

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом;  соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности (регулятивные УУД)

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (коммуникативные УУД)

  1. Подготовка к восприятию произведения

– Я вам предлагаю самим узнать с творчеством какого писателя  мы будем сегодня знакомиться. Для этого вам нужно уз карточек которые перед вами, выписать только русские буквы и мы узнает полное имя писателя, чей рассказ будем читать.

SLВИWGKTSVIOLPS

ПGIESTPSWVOBLИЧLI

WAVCSTLIAФLЬGEBSL

– Кто закончил, сядьте правильно, посмотрите на меня. Теперь проверим. (Один ученик выходит к доске, пишет что у него получилось, остальные проверяют за ним).

  1. Рассказ учителя:

(Показ портрета автора)

Виктор Петрович Астафьев был советским писателем. Он родился в 1924 году в Краснодарском крае.

Главными темами произведений Астафьева являются тема деревни и тема войны. Также автор пишет и для детей, это такие произведения как «Фотографию, на которой меня нет» и «Васюткино озеро».

Вершина творчества Виктора Астафьева – это сборник рассказов «последний поклон». Это вся его жизненная философия и биография.

В 2001 году в ноябре сердце Астафьева перестало биться. Прах сибирского писателя захоронен в родной деревеньке.

– Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов В. П. Астафьева.

– Попробуйте предложить о чем пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).

  1. Словарная работа

– Прежде чем прочитать произведение В. Астафьева, я предлагаю вам обратить внимание на слова, объясним их значение, чтобы лучше понять содержание рассказа. Они встречаются в тексте.

Валежник – упавшие на землю сучья, ветви и деревья, сухие и гниющие.

Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ лесных кварталов.

Космами – пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные; лохмы. Клочья тумана, дыма.

Черничник – заросли черники.

Пастьба – луг, где пасут скот.

  1. Первичное восприятие текста

– Давайте проверим ваши предложения и прочитаем рассказ  В. Астафьева «Капалуха». Потом выясним, кто был из вас прав.

(чтение рассказа учителем)

  1. Эмоционально – оценочная беседа

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства испытывали во время слушания рассказа? (Чувство грусти, жалость к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу).

– А какие чувства вы испытали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь).

– Что еще вас поразило, может быть удивило, что нового для себя вы узнали? (Выщипывают перья, голым животом греет яйца)

– О какой любви идет речь в рассказе? (О любви матери к своим будущим детям).

– А у людей такое бывает? (Да, когда она носит ребёнка в животике, она поет ему песенки, рассказывает сказки, оберегает. Ребёнок чувствуют мамину любовь).

– Кто из героев вам особенности понравился? (Ответы детей).

  1. Определение темы и жанры произведения

– О чем этот рассказ? (Ответы детей).

– Можно ли рассказ В. Астафьева считать сказкой? Почему? (Ответы детей). 

– Кто же это капалуха? (Оказывается, капалуха – так сибирские охотники называют самочку глухаря).

Умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

 

Умение определять основную мысль;

Умение определять жанр произведения;

Поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (коммуникативные УУД);

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и

Работать начинаем.

VII.        Анализ содержания произведения

1.        Вторичное чтение рассказа учащимися по цепочке (по абзацу).

– Назовите главных героев рассказа.

– А что вы знаете о глухарях?

– Как вела себя капалуха при встрече с людьми? (Тревожно, гневно).

– А почему? (Она боялась за своих птенцов).

– Давайте рассмотрим, как вела себя глухарка в начале и в конце рассказа. Найдите и прочитайте из текста слова (действия), которые описывают поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

(металась в стороны; крылья разброшены, мела ими землю; закостенели от неподвижности крылья; пыталась и не могла взлететь).

– Как вы понимаете такое состояние глухарки? (Капалуха боялась за своих будущих птенцов, она готова была отдать за них свою жизнь).

– Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

(Они были восхищены смелостью птицы-матери, им стало её жаль).

– С кем сравнил автор капалуху-маму? (С нашей мамой).

– А почему? (Наша мама также защитит нас в трудную минуту).

– Найдите слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

(сидела на сучке; сидела, вытянув шею; целилась на гнездо; плавно слетела; заползла в гнездо; распустила крылья; замерла).

– Какие правила поведения в лесу вы знаете?

1. Не шуметь, чтобы не мешать лесным жителям;

2. Не оставлять мусор после себя;

3. Не разводить костёр без взрослых, а если разводили, то обязательно хорошо потушите;

4. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогайте яйца в нём. Птица может бросить гнездо.

– Какой мамой была капалуха? (Заботливая, бесстрашная, отважная, смелая, самоотверженная).

– Что такое самоотверженная? (Сама себя отвергает, ради чего-то, забывая о своей безопасности, т.е. жертвует собственными интересами во имя интересов других).

– Чтобы произошло с детьми глухарки, если бы ребята взяли яйца с собой? (Они бы погибли)

– Как вы думаете, обладает ли капалуха материнскими чувствами? (Ответы детей)

– Как одним словом назвать это чувство? (Любовь).

Умение осознанно читать и воспринимать на слух произведение;

Сформировать у детей навыки  бережного отношения к природе

Умение работать с текстом; выделять существенное. Умение ориентироваться в учебнике. (познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (коммуникативные УУД)

VIII.        Выполнение творческой работы по содержанию произведения

Чтение текста по частям, озаглавливание каждой части.

1 часть. У черничного бугорка, в тайге.

– Как вы думаете, на сколько частей можно разделить прочитанный рассказ?

– Какая будет первая часть? (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

– Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге).

2 часть. Гнездо! Находка!

(до слов «А что будет с капалухой?»)

– Итак, кто такая капалуха?

– Что главное в этой части?

– Как озаглавим эту часть?

– Как могли поступить ребята?

3 часть. Тревога капалухи!

(до слов «И все весело побежали...)

– Что главное хотел показать автор в этой части? (волнение капалухи)

– Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

4 часть. Снова в гнезде!

(до конца)

– Что главное в этой части?

– Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

Умение прогнозировать содержание по названию произведения.

Умение самостоятельно работать с содержанием по предложенным заданиям.

Умение работать с текстом; выделять существенное. Умение ориентироваться в учебнике. (познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли (коммуникативные УУД)

Осуществление самоконтроля при работе над деление рассказа на части (регулятивные УУД) 

IX.        Итог урока

– С каким рассказом познакомились?

– Кто является автором рассказа?

– Чему учит нас рассказ?

– В образе капалухи он воплотил черты всех мам. Поэтому закончить работу над произведением я хочу строчками о маме, а вы мне поможете. Каждая строчка будет начинаться со слова мама, которое вы будете произносить все вместе:

Мама – это значит нежность,

Мама – это ласка, доброта,

Мама – это безмятежность,

Мама – это радость, красота!

Мама – это на ночь сказка,

Мама – это утренний рассвет,

Мама – в трудный час подсказка,

Мама – это мудрость и совет!

Мама – это зелень лета,

Мама – это снег, осенний лист,

Мама – это лучик света,

Мама – это значит ЖИЗНЬ!

– У вас у каждого на партах есть смурфики, грустный и веселый. Выберите по своему настроению, грустный, было скучно и не все понятно на уроке. Веселый, на уроке было интересно, познавательно и все понятно.

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения (регулятивные УУД)

X. Информация о домашнем задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. В.П. Астафьев. Капалуха.

3 класс. Литературное чтение .В.П.Астафьев. «Капалуха».Автор: Дремина Татьяна ВладиленовнаУчитель начальных классов    ГОУ Гимназии №63Технология: продуктивное чтение с использова...

Урок по теме: "В. Астафьев "Капалуха"

Открытый урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию....

Урок по литературному чтению В.Астафьев "Капалуха"

Этот материал поможет учителю провести урок по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Капалуха"...

Урок литературного чтения в 4 классе "В.П.Астафьев Капалуха"

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выр...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Астафьев "Капалуха"

Представляю разработку урока по теме "Материнская любовь в произведении В.П.Астафьева "Капалуха". Урок был проведен в предверии 8 марта. Главная цель урока - воспитать любовь к маме, сделать ей подаро...

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.П.Астафьев "Капалуха"

Презентацией можно воспользоваться при проведении урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа России". Тему урока "В.П.Астафьев. "Капалуха"....