В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Разработка урока по литературному чтению В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по литературному чтению В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович" | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва, «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Задачи урока:
Предметные:
Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
Развивать умения определять тему, главную мысль произведения;
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
Развивать творческое мышление;
б) коммуникативные УУД:
Развивать умение слушать и понимать речь других;
Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
в) регулятивные УУД:
Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Личностные:
Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
Формировать умения адекватно оценивать свою работу.
Оборудование: книги писателей, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, кружки зеленого, желтого и красного цветов, ведерки трех цветов.
Ι. Актуализация знаний.
Организационный момент.
Нетрадиционное начало урока (3 мин)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами.
- Прочитайте названия произведений
(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)
- Знакомы ли вам эти книги?
- Что общего может быть у этих произведений?
(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)
- На какие группы вы бы распределили эти сказки?
(На авторскую и народную)
- Чем авторская сказка отличается от народной?
(Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)
ΙΙ. Изучение нового материала.
1.Предположение детей (о чем будет произведение) (7 мин)
Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.
- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.
- Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.
- Кого вы сразу представили?
- Кто такой Мороз Иванович?
(Предположения детей)
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
(Предположения детей)
– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.
- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?
Рассказ об авторе с опорой на презентацию
Владимир Федорович Одоевский.
Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.
Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.
- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.
Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
(предположения детей)
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)
– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.
- В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов
- Рубить платки – подшивать платки
- Студенец - колодец
- Горница – парадная половина крестьянской избы
- Почивать – лег спать
- Окостенели - замерзли
- Стрепня – еда
- Затейница – выдумщица
- Брильянты – драгоценные камни
- Горемычная – жалкая, несчастная
- Студеная – холодная
- Понадулась – обиделась
- Исстари – издавна
А сейчас проверьте правильность своих суждений.
Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зеленый кружок. Кто не смог определить значение 1 слова – желтый, 2 и более слов – красный.
- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.
2.Осмысление (чтение текста с остановками)
(23 мин)
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
Чтение и анализ первой части сказки
Вопросы после чтения 1-й части
– Говорят ли имена девочек об их делах?
(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)
- Что означает слово рукодельница?
(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)
- Давайте обратимся к толковому словарю
Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.
- Какие в нём два корня?
(рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)
– Есть ли зачин у сказки?
(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)
– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?
(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)
– Когда мы говорим считать мух?
(Когда бездельничают или ротозейничают.)
- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?
(Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)
Чтение и анализ второй части сказки
– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?
(Она уронила ведерко.)
– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?
(Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)
– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?
(Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)
– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?
(ответы детей)
– С чего началась их встреча?
(ответ)
– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?
(Попросить об этом Мороза Ивановича)
– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?
(Предположения детей)
– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.
Физкультминутка
Чтение и анализ третьей части сказки
– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?
(Нет. У нее очень замерзли руки)
- Какое слово вместо «замерзли» использует автор?
(окоченели)
– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)
– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?
(Взбила перину, приготовила обед)
– Как отблагодарил её дед?
(Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)
Чтение и анализ четвертой части сказки
После чтения 1–2-го абзацев:
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
(Вернуться домой с деньгами)
– Справится ли она с работой? Почему?
(Предположения детей)
После чтения 4-й части.
– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?
(Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед)
Чтение и анализ пятой части сказки
После 1-го абзаца:
– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?
(Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)
– Справится ли она с этой работой?
(Предположения детей)
– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?
(ответы детей)
После чтения 5-й части:
– Чем наградил Ленивицу старик?
(Он вместо пятачков дал ей лед)
Почему?
(Она была ленивая, ничего не хотела делать)
Выявление первичного восприятия текста.
– С кем произошла сказочная история?
(С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)
– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?
– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?
(ответы детей)
Определение главной мысли сказки
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?
(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)
– Что же оценил Мороз Иванович?
(Ум, внимание, трудолюбие.)
3.Рефлексия (5 мин)
Работа в группах
– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?
«Мало хотеть – надо уметь»,
«Семь раз примерь, один раз отрежь».
«В большом деле и маленькая помощь дорога».
«Сделав худо, не жди добра»,
«Что испёк, то и кушай»,
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».
Проверка правильности выполнения задания
- Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда».
– Какую близкую по значению пословицу вы знаете?
(Что посеешь, то и пожнёшь.)
– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?
– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?
ΙΙI. Итог.
– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)
– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?
(Отношение к работе, желание прийти на помощь)
– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета.
ΙV. Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы автора в конце сказки с. 207-208
2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.
3. Нарисовать иллюстрацию к сказке «Мороз Иванович».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.
Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....
Сказка. В.Ф.Одоевский Мороз Иванович"
конспект урока...
Тест по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. для 3 класса по сказке В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"
Данный тест составлен для работы по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" (учебник стр.196 - 207) для контроля умения работать с текстом. Подготовка к аттестации в 4 классе....
Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...
Урок чтения В.Ф. Одоевский "Мороз иванович". 3 класс
Урок-обобщение по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз иванович."...
Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» - развитие навыков различать народную сказку от авто...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...