Олимпиадные задания по литературному чтению.4 класс
олимпиадные задания по чтению (4 класс) по теме

Гонтова Татьяна Тимофеевна

Олимпиадные задания по литературномучтению. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zad_4_kl_chteniedokument_microsoft_word_3.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная олимпиада по литературному чтению

4 класс  

Ф.И.учащегося_________________ школа____________ класс ________

Ф.И.О.учителя_________________________________________________

1. Блиц-турнир.

1. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?_________________________________________

2. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется русская сказка с похожим сюжетом? Кто ее автор? (Автора этой сказки часто называют «солнцем русской поэзии».) ______________________________________________________________

3. В предисловии к первому изданию этой сказки было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Автор этой сказки известный французский писатель. Кто этот автор? Как называлось произведение, и куда держала путь эта барышня?_______________________________________________________________

4. Английский математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для маленькой дочурки своего друга по имени Алиса. Под какими названиями были изданы эти сказки? Кто автор? ______________________________________________________________________________

2. Из жизни писателей.

1. Этот поэт служил на Кавказе. Дважды его представляли к награде за отвагу, но царь Николай I отклонял ходатайства командования. Этот поэт был смертельно ранен на дуэли. Он создал стихотворения « Парус», « Бородино», «Узник» и другие. В 2014 году мы отметили  его 200 –летний юбилей ____________________________________________

2. Этот автор родился в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Он мог стать священником, но стал учителем русского языка. Смолоду интересовался уральским фольклором. Свои литературные произведения он назвал сказками. Это... _______________________________________________________________________________

3. Известный детский писатель К.Н. Чуковский на самом деле имел другие имя и фамилию, но все же псевдоним и настоящее имя очень похожи. Назови настоящее имя Чуковского.____________________________________________________________________

4. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя. ________________________________________________________________________

5.Русский писатель, придумавший себе анаграммный  псевдоним Нави Волырк _____________________________________________________________________________

6. Под каким псевдонимом мы знаем автора произведения о двух озорных мальчишках Тома и Гека? ________________________________________________________________________________

3. В каких странах жили эти писатели?

Ш. Перро  _________________________

С. Михалков ___________________________

Д. Родари ______________________________

Г. -Х. Андерсен _________________________

А. Линдгрен ____________________________

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро ― Красная __________________________________________________

Рассказ В. Бианки ― Оранжевое _______________________________________________

Рассказ В. Осеевой ― Синие  __________________________________________________

Рассказ А. Куприна ― Белый __________________________________________________

Сказка Ш. Перро ― Синяя ____________________________________________________

5. По началу  произведения определите его жанр:

а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

   И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. _______________________________________________________________________

б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая.                                                                         ________________________________________ ________________________________                                                          

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

______________________________________________________________________________

г) Когда в товарищах согласья нет,

На  лад их дело не пойдет,

И  выйдет из него не дело, только мука.                     ________________________________________

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

______________________________________________________________________________

6.Каждое выражение соедини с его значением:

1) Стоит по горло в воде, а пить просит.                        а) трудолюбие        

2) Уплыли годы, как вешние воды.                                 б) старость

3) Дома как хочу, а на людях как велят.                         в) зависть, жадность

4) Чему быть, того не миновать.                                      г) приличие

5)  Всякое умение трудом дается

                       

7.Узнайте сказочных героев, назовите из какого они произведения и кто автор произведения.

а) Как зовут шаловливого мальчика в  кожаных штанах, жилетке, клетчатой рубашке с большими пуговицами, ходившего в деревянных башмаках? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Кто носит яркую голубую шляпу, оранжевую рубашку с зелёным галстуком и жёлтые, канареечные брюки?_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

в) Как зовут героя, ростом только  в три вершка, да на спине с двумя горбами? Несмотря на свою неказистую внешность, он мог встряхнуться, встрепенуться, захрапеть и стрелою  полететь.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Как зовут маленького, хрупкого человечка, которому пришлось преодолеть много трудностей? Наряд его был  необычен: большой тюрбан на голове, широкий пояс, пышные шаровары, синий халат (с дамасским кинжалом за поясом) и огромные, широкие туфли. ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

8.Вспомни русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира.

1)        Пика не кладется в мешок. ( Польша)____________________________________________

2)        Молчаливый рот – золотой рот. (Германия) _________________________________

3)        Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам) _________________________

4)        Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)______________________________________

9. Дай  толкование устаревшим  словам                                          

ланиты ____________________ ____

супостат ________________________

челом бить  ______________________

горница_________________________

яства ___________________________

перст ____________________________

10. Составьте акростих.

Акростих - это стихотворная загадка, отгадку на которую составляют начальные буквы каждой строки.

Например:  Л - лето в гости к нам пришло,

              Е – есть нам чем заняться.

              Т – только б быстро не прошло,

              О – обидно расставаться!

И-  ___________________________________

Г-  ___________________________________

Р-  ____________________________________

А - ___________________________________

Ответы на муниципальную  олимпиаду по литературному чтению 4 класс 2016 уч. г.

1. Блиц-турнир.                                                                                                             (  по 3 б. Всего 12 б. )

1. В каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?____________________ Царскосельский лицей

2. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и Семь гномов». А как называется русская сказка с похожим сюжетом? Кто ее автор? (Автора этой сказки часто называют «солнцем русской поэзии».) _________«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

3. В предисловии к первому изданию этой сказки было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Автор этой сказки известный французский писатель. Кто этот автор? Как называлось произведение, и куда держала путь эта барышня?___________________ Шарль Перро «Красная шапочка», шла к бабушке

4. Английский математик Чарльз Доджсон часто придумывал сказки для маленькой дочурки своего друга по имени Алиса. Под какими названиями были изданы эти сказки? Кто автор? ______________________________«Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл.

2. Из жизни писателей.                                                                                             (  по 3 б. Всего 18 б. ) 1. Этот поэт служил на Кавказе. Дважды его представляли к награде за отвагу, но царь Николай I отклонял ходатайства командования. Этот поэт был смертельно ранен на дуэли. Он создал стихотворения « Парус»,

« Бородино», «Узник» и другие. В 2014 году мы отметили  его 200 –летний юбилей ________________________________________________________________ М.Ю.Лермонтов

2. Этот автор родился в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Он мог стать священником, но стал учителем русского языка. Смолоду интересовался уральским фольклором. Свои литературные произведения он назвал сказками. Это... ____________________ П.Бажов

3. Известный детский писатель К.Н. Чуковский на самом деле имел другие имя и фамилию, но все же псевдоним и настоящее имя очень похожи. Назови настоящее имя Чуковского. ____________________                                                                                  Николай Васильевич Корнейчуков

4. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя. _Виталий Валентинович Бианки

5.Русский писатель, придумавший себе анаграммный псевдоним Нави Волырк.________ Иван  Крылов

6. Под каким псевдонимом мы знаем автора произведения о двух озорных мальчишках Тома и Гека? _____________________________________________________________________  Сэмюэл  Клеменс

3. В каких странах жили эти писатели?                                                               (  по 2 б. Всего 10 б. )

Ш. Перро  _________________________ Франция

С. Михалков ___________________________ Россия

Д. Родари ______________________________ Италия

Г. -Х. Андерсен _________________________  Дания

А. Линдгрен ____________________________  Швеция

4. Продолжи названия произведений:                                                                    (  по 2 б. Всего 10 б. )

Сказка Ш. Перро ―Красная ________________________ шапочка

Рассказ В. Бианки ―Оранжевое__________________  горлышко

Рассказ В. Осеевой ―Синие ______________________ листья

Рассказ А. Куприна ―Белый _________________________ пудель

Сказка Ш. Перро ―Синяя _______________________ борода

5. По началу  произведения определите его жанр:                                           (  по 2 б. Всего 10 б. )

а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

   И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. __________________  стихотворение

б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая.                                                                         ________________________________________                               сказка

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

_________________________________________________________________ былина

г) Когда в товарищах согласья нет,

На  лад их дело не пойдет,

И  выйдет из него не дело, только мука.                     ___________________________  басня

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

_______________________________________________________________________  рассказ

6.Каждое выражение соедини с его значением:                                       (  по 1 б.Всего  5 баллов)

1) Стоит по горло в воде, а пить просит.                        а) трудолюбие        

2) Уплыли годы, как вешние воды.                                 б) старость

3) Дома как хочу, а на людях как велят.                         в) зависть, жадность

4) Чему быть, того не миновать.                                      г) приличие

5)  Всякое умение трудом дается.                                    д) судьба

Ответы: 1 –в, 2 – б, 3 – г, 4 – д, 5 – а                                              

7.Узнайте сказочных героев, назовите из какого они произведения и кто автор произведения.

                                                                                                                                         (  по 3 б. Всего 12 б. )

а) Как зовут шаловливого мальчика в  кожаных штанах, жилетке, клетчатой рубашке с большими пуговицами, ходившего в деревянных башмаках? _____________________________________________                    _________________________Нильс. «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф

б) Кто носит яркую голубую шляпу, оранжевую рубашку с зелёным галстуком и жёлтые, канареечные брюки?_____________________________ Незнайка. «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носов

в) Как зовут героя, ростом только  в три вершка, да на спине с двумя горбами? Несмотря на свою неказистую внешность, он мог встряхнуться, встрепенуться, захрапеть и стрелою  полететь._____________________________________ Конёк – Горбунок. «Конёк-Горбунок» П. Ершов

г) Как зовут маленького, хрупкого человечка, которому пришлось преодолеть много трудностей? Наряд его был  необычен: большой тюрбан на голове, широкий пояс, пышные шаровары, синий халат (с дамасским кинжалом за поясом) и огромные, широкие туфли. _______________________________________________ Маленький  Мук.  «Маленький Мук» В. Гауф

8.Вспомни русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира.

                                                                                                                                           (  по 3 б. Всего 12 б. )

1) Пика не кладется в мешок. ( Польша)__________________ Шила в мешке не утаишь.

2) Молчаливый рот – золотой рот. (Германия) ____________ Слово – серебро, молчание  - золото.

3) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам) ___ Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4) Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)_______________ В тихом омуте черти водятся.

9. Дай толкование устаревшим словам                                                            (  по 1 б.Всего  6 баллов)

ланиты ____________________ щёки

супостат ________________________ противник, враг

челом бить ______________________ низко кланяться

горница _________________________ комната

яства _____________________ еда, кушанья

перст _________________________палец

10. За акростих 5б

Максимально – 100б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов (школьный тур).

Данный материал был составлен и использован на подготовительном этапе в школьном туре перед городской олимпиадой....

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс...

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов....

Олимпиадные задания по литературному чтению 3 и 4 класс.

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания по литературному чтению  для учащихся 3-х и 4-х  классов....

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс

Сборник олимпиадных заданий по литературному чтению 4 класс...

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс

Олимпиадные задания по литературному чтению 4 класс...