Урок обучения грамоте "В городе Алфавитинске"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Горбачева Татьяна Алексеевна
Тема.   "Закрепление пройденных звуков и букв".
Цели.  Обобщить и систематизировать знания по изученным гласным и согласным звукам и буквам; развивать речь, мышление; углублять знания в области русского языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gorode_alfavitinske.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

В городе Алфавитинске.

Тема.   "Закрепление пройденных звуков и букв".

Цели.  Обобщить и систематизировать знания по изученным гласным и согласным звукам и буквам; развивать речь, мышление; углублять знания в области русского языка.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Учитель. Прочитайте на доске девиз нашей работы.
                Дети (читают).
Мы дружим и помогаем друг другу.
У.
 Сегодня мы вспомним все, что знаем о звуках и буквах, о грамматике русского           языка. За ваши знания я накрою вам праздничный стол.

II.  Задание для свободной минутки.

На доске.

Ал + вит+фа = ?

У.  Какое слово зашифровано на доске?
Д.  Алфавит.

III.  Путешествие в город Алфавитинск.

У.  Давайте поздороваемся с жителями Алфавитинска.
    - Назовите букву, с которой начинается алфавит.

Д.  Буква А.
У.  Назовите букву, стоящую перед буквой п.
Д.  Это буква О.
У.  Какая буква стоит в пятом ряду первой?
Д.  Буква У.

У.  Какие звуки обозначают названные буквы?

Д.  Гласные.

У. Назовите букву вторую в первом ряду.

Д. Буква Б.

У. Какие звуки она обозначает, назовите их.

Д. [Б], [Б’]

У. Назовите букву пятую в первом ряду.

Д. Буква Д.

У. Какие звуки она обозначает, назовите их.

Д. [Д], [Д’]

У. Назовите букву, которая стоит между С и У.

Д. Буква Т.

У. Какие звуки она обозначает, назовите их.

Д. [Т], [Т’]

У. Какая буква стоит первой в предпоследнем ряду?

Д. Буква Ш.

У. Какой звук она обозначает, назовите его.

Д. [Ш]

У.  Какие звуки обозначают названные буквы?

Д. Согласные.

У.  На какие группы делятся звуки?
Д.  На гласные и согласные.
У.  Что можно сказать о гласных звуках?
Д.  Во рту не встречают преграды, воздух выходит свободно, можно петь и тянуть.

У.  – На какие группы делятся согласные звуки?

Д.   На твердые и мягкие, звонкие и глухие.

  У. От чего зависит мягкость согласных?
Д.  От гласной.

У. Вспомните скороговорки, где встречаются названные звуки.

Д. Был у бабы баран,

     Бил баран в барабан,

    Лбом бил баран в барабан,

    Бум - барам, Бум - барам, Бум - барам.

 

     Дед Данила делил дыню:

     Дольку - Диме, Дольку - Дине.

     На дворе - трава,

     На траве - дрова.

     Не руби дрова на дворе двора.

     На дворе - трава,

     На траве - дрова.

     Раз - дрова, два - дрова, три - дрова.

     Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

     

     Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
    Две мыши поплоше несли по два гроша.

IV. Упражнение на дыхание.

"А-а-а-а" – дети берут дыхание и отрывисто произносят столько звуков, сколько их указано.

"А" – дети берут дыхание и до конца выдоха произносят звук.

У. За хорошее знание звуков и букв, а также скороговорок получите первое    

    угощение.

Учитель крепит на вазу яблоко.

V. Продолжение. Работа со словами.

На доске предметные картинки и слова.

арбуз

ботинки

бабочка

У.  Что находится в первом столбике?
Д.  Предметы.
У.  Назовите "лишний" предмет.

     Дети дают разные ответы.

Д.  Арбуз – съедобный, а остальные – нет.

   – Ботинки – предмет изготовлен руками человека.

У.  Прочитайте слова во втором столбике. Назовите "лишнее".

      Дети дают разные ответы.

Д.  Арбуз – начинается на а, а другие слова – с буквы б.

    – Ботинки – множественное число, а остальные слова – в единственном числе.
   – Арбуз – 5 звуков, у других по 7 звуков.

У.  Произнесите первое слово.

     Дети произносят: [арбус].

  –  Прочитайте первое слово.

     Дети читают: арбуз.

   –  Что заметили?

Д.   Говорится [с], пишется з.
У.   Почему?
Д.   Проверочное слово арбузы.
УЗвонкие и глухие согласные звуки помогают услышать гласные. Это ваше      следующее знание. Примите грушу. 

Учитель прикрепляет к вазе грушу.

VI. Физкультминутка.

 В комнату вошел мой папа. (Шаги).

Мама убрала в шкаф шляпу. Встать а цыпочки, руки вверх).

В конуру залез наш пес. (Присесть , руки к коленям).

Гриша нам арбуз принес. (Встать, развести руки в стороны).

VII. Работа с однокоренными словами.

– Посмотрите на доску.  Прочитайте слова в первом столбике.

 

На доске.

зима                                   она
зимний                               он
зимовал

У.  – Задайте к словам вопросы.

ДЧто? зима;  какой? зимний;  что делал? зимовал.
У.  Что можно делать со словами?
Д.  Задавать к ним подходящие вопросы.

Получите вкусный апельсин.

У.  Прочитайте первое слово.
Д.  Зима.
У.  Произнесите его.
Д.  [Зима].
У.  Что заметили?
Д.  Ударение падает на второй слог, безударная гласная и, проверочное слово

      «зимы».
УЧтобы правильно написать гласную, нужно позвать на помощь ударение.   Это ваше следующее знание.

Примите ароматный персик.

– Почему я объединила эти слова?

Д.  Они родственные, у них общая часть зим-.
У.  Что записано во втором столбике?
Д.  Местоимения.
У.  Соотнесите местоимения со словами из первого столбика.
Д.  Она - зима.

      Он - зимний,

      Он  зимовал.

У.  Дополните «зимний, зимовал» словами-предметами.
Д.  Зимний лес, зимовал заяц.

У.  Со словом «зимний» составьте предложение.

Д.  Спит зимний лес.

У.  Какие главные слова  в этом предложении?

Д. Лес спит.

У.  К предметам, признакам и действиям предметов можно подставить  

     местоимение, со словом можно составить предложение и найти в нем главные

     слова.

За эти знания я положу в вашу вазу мандарин.

VIII. Работа над текстом

На доске.

В детском саду.

    Андрей и Ольга ходят в детский сад. Андрей любит лепить.   Ольга любит  рисовать цветы.  

    Воспитатели  учат  ребят   дружить.

У. Прочитайте текст про себя.

     Дети выполняют задание.

   – Как зовут детей в рассказе?

Д.  Андрей, Ольга.
У.  Прочитаем текст вслух.

   – Почему я подчеркнула слово Ольга?

Д.  Это полное имя, а сокращенное – Оля.

     Далее следует выборочное чтение.

  – Что любит Ольга?

Д.  Ольга любит рисовать цветы.
У.  Что любит Андрей?
Д.  Андрей любит лепить.
У.  Что бы вы сказали Ольге?
Д.  Ты настоящая художница.
У.  Что бы вы сказали  Андрею?
Д.  Ты молодец. У тебя красиво получается.
У.  Прочитайте, что делают воспитатели.
Д.  Воспитатели учат ребят дружить.
У.  Замените слово ребят другим словом.
Д.  Детей, малышей.
У.  К слову дружить подберите противоположное слово.
Д.  Ругаться, ссориться.
У.  А какое слово "доброе"?
Д.  Дружить.

У. Вспомните пословицы о дружбе.

Умный товарищ - половина дороги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

У.  Какие знания вы показали в работе над текстом?

Ответы детей.

– Имена бывают полные и сокращенные;  

- слова можно заменять другими, близкими – словами-синонимами;

- слова бывают и с противоположным значением – это антонимы.

   Примите за ваши знания сахарный арбуз.

Учитель прикрепляет на вазу арбуз.

У. Посмотрите, сколько фруктов вы собрали на уроке! О чем они вам напомнили?

     Дети вспоминают, о чем говорили на уроке.

– Спасибо за работу. Приятного аппетита.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Дидактический материал для уроков обучения грамоте «Мой любимый город»».

В современном мире тексты для чтения окружают нас повсюду, во всех сферах жизни. А для первоклассника, который научился читать, это умение становится более привлекательным. В связи с этим необходимо, ...

Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д\']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров"

Конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме "Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д. Закрепление. Город мастеров"  Цели и задачи урока: Закреплять у детей умение читать букв...