Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

КозяноваВалентина Валерьевна

Конспект урока для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_chtenie2.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: чтение

Класс: 3 «В»

Тема: « Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница»»

Тип урока: урок обучающего чтения

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

  • учить детей приёму прогнозирования текста;
  • выявить сходство сказки с басней;
  • прививать интерес к  чтению русской художественной литературы;
  • создать условия для знакомства учащихся с новым произведением детского писателя;
  • развивать умения анализировать прочитанное, умение отвечать на вопросы учителя;
  • воспитывать интерес к самостоятельному чтению,чтению по цепочке;
  • познакомить с жизнью и творчеством Всеволода Гаршина;
  • формировать навыки чтения  по цепочке;
  • развивать умение оценивать поступки героев.
  • развивать навык чтения;
  • развивать умение давать характеристику героям;

Метапредметные:

  • Высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
  • развивать мыслительную деятельность детей при анализе произведения;;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место;
  • развивать связную речь;

Личностные:

  • Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам;
  •  расширение читательского кругозора;
  • развитие мышления, памяти, речи;
  • развивать интерес к чтению литературы

Методы:

Словесный: беседа;

Наглядный: мультимедийная презентация

Практический: синквейн

Средства обучения: учитель: учебник, мультимедиа; учащиеся: учебник.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мобилизующий

1.Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу урок чтения. Напомню вам, что меня зовут Валентина Валерьевна.

2.Психологический настрой.

О чём пойдёт речь на уроке,

Будем определять.

Задания нам в этом помогут,

Давайте их выполнять.

3. Проверка готовности к уроку.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать рабочая тетрадь, учебник  чтения и ручка.

   

Проверяют готовность к уроку.

Самостоятельно организовывать своё место.

Приветствуют

Настрой на рабочий лад, на доброжелательное отношение друг к другу и к учителю.

2. Подготовка к первичному восприятию

Прочитайте названия произведений:

«Кот, петух и лисица»;

«Ворона и лисица»;

«Волк и Ягнёнок»;

«Волк и семеро козлят»;

«Волк и Лисица»

-Разделите эти произведения на две группы.

-Вспомните определения каждого из этих жанров. Есть ли у этих произведений что-то общее?

Басни и сказки о животных.

Герои-животные.

3.Установка на первичное восприятие.

Сначала мы сказку с тобой прочитаем.

Героев её мы, конечно, узнаем.

Затем сказку с басней нужно сравнить,

С чем они схожи определить.

 

3.Сообщение цели и темы урока.

- А кто сказочный герой узнаем, когда загадку разгадаем:

Выпуча глаза сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По человечьи плавает.

Подумайте какую сказку мы будем с вами читать?

-Откройте учебник на странице 70. Прочитайте фамилию автора и название произведения.

-Знаком ли вам этот автор. Давайте ознакомимся с ним.(Портрет писателя)

Лягушка.

«Лягушка путешественница.»

Всеволод Гаршин. «Лягушка путешественница.»

Отгадывают загадку

Умение отвечать на вопросы учителя

4. Первичное восприятие  и краткий анализ первой части текста.

 -Сейчас мы с вами прочитаем первую часть текста, а вы внимательно слушайте содержание и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

-О каком времени года идёт речь в произведении?

-Найдите подтверждение в тексте произведения.

-Нравится ли лягушке погода?Почему вы так думаете?Докажите словами из текста.

-Как вы думаете, зачем автор нам так много говорит о том, что лягушка наслаждалась такой погодой?

-Как относится наша героиня к мнению окружающих?

-Найдите подтверждение в тексте.

-Как понимаете смысл слов "заквакав, она может уронить своё лягушачье достоинство"?

Достоинство- осознание своих прав, своей значимости, моральной ценности и уважения их в себе.

-Найдите предложение, которое говорит о том , что в её обычной жизни что-то изменится?

-Предположите, что может случиться с лягушкой на болоте?

- Об осени.

- Он хотел нам сказать, что лягушка самая обыкновенная, и её устраивает в этой жизни.

-Ей не всё-равно, т.к. она боится, что о ней плохо подумают.

-Но случилось одно происшествие

Умение отвечать на вопросы учителя

Вступают в диалог с учителем

Умение вести диалог

6.Первичное восприятие и  краткий анализ  второй части текста

А сейчас мы с вами прочитаем вторую часть  а вы мне расскажите, что же произошло с нашей героиней.

(Чтение второй части по цепочке.)

-Чувство страха или любопытства испытывает лягушка, увидев гостей на болоте?

-Подтвердите свой ответ, используя строки из текста.

Предположите, как дальше поведёт себя наша героиня.

-(Лягушка слегка опасалась уток, но  испытывала при этом не чувство страха, а любопытство)

7.Физминутка

8.Первичное восприятие и краткий третьей части текста.

  • Прочитав третью часть мы узнаем, как же поведёт себя героиня. Слушайте друг друга внимательно.(Чтение третьей части по цепочке.)

-Почему лягушке захотелось на юг, найдите подтверждение в тексте.

-Прочитайте предпоследний абзац этой части.

-Как действия лягушки характеризуют её?

-Догадываетесь, какой план придумала лягушка?

Отвечают на вопросы учителя

Умение грамотно излагать мысли в устной форме

9. Первичное восприятие и краткий анализ четвёртой части текста

А сейчас самостоятельно прочитайте четвёртую часть и расскажите мне в чём же состоял план лягушки.(самостоятельное чтение четвёртой части.)

-Как объясните словосочетание:"бумажный паяц"(Игрушка из бумаги, которая приводит в движение при подёргивании за верёвочки с помощью деревянной палочки.)

-Вам нравится план лягушки?В чём он состоял, прочитайте.

-А как отнеслись утки к этому плану?Найдите подтверждение в тексте.

-Какие чувства испытывала лягушка во время полёта: страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя?

-Можно ли предположить, какое из чувств победит?

-Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились.

-(Страх- "У лягушки захватило дух от страшной высоты"; "Утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик: это было очень страшно" Любопытство-"начала осматриваться". Гордость-"радовалась и гордилась". Вот как я превосходно придумала" Благодарность- "Едва удержалась, чтобы не поблагодарить их".)

10.Первичное восприятие и краткий анализ пятой части текста

"Жужжащее" чтение пятой части.

-Значение каких слов вам было непонятно?

Скирда- стог сена.

Цеп- ручное оружие для молотьбы.

Сжатые поля- поля, где убрали урожай.

-Чем вызвана просьба лягушки "лететь не так высоко"?(Желанием показать себя, т.е. похвастаться тем, какая она необыкновенная.)

-Какая черта характера начинает проявляться: трусость, любознательность или хвастливость?(Хвастливость)

-Но разве можно поведение лягушки свести к тому, что она только хвастливая?(её можно назвать очень храброй)

-А разве любознательность никак не проявилась в поведении лягушки?Именно любознательность и заставила её сменить направление полёта, теперь она летела спиной и головой вперёд, а брюшком назад, чтобы лучше всё видеть. Она видела, что все ею восхищаются, "ей ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят")

Значит хвастовство появилось в результате любознательности.

-Что же можно ожидать в дальнейшем?

11 .Первичное восприятие и краткий анализ  шестой части текста.

Послушайте пятую часть, а затем ответите мне удалось ли лягушке попасть на юг или нет.

(Чтение последней части учителем.)

-Удалось ли лягушке попасть на юг?

-Что же ей мешало?(Ей хотелось, чтобы все узнали, кто придумал такой способ перелёта, она забыла про осторожность, крикнула и упала в грязный пруд на краю деревни.)

-Найдите и прочитайте два последних абзаца. Что поняли?

(Она даже, попав в беду, продолжает восхвалять себя и фантазировать)

-найдите, используя весь текст, строчки, которые доказывают, что рассказ лягушки- это хвастовство и фантазия- и не мог быть другим.

Какова цель этого рассказа лягушки, как вы думаете?(Создать о себе хорошее мнение у окружающих её теперь лягушек)

прочитаем её рассказ по предложениям.

Она думала всю жизнь и, наконец,изобрела новый необыкновенный способ путешествия на утках"

- А так ли было на самом деле?(Нет, она думала всего несколько минут)

"Как у неё были свои утки, которые носили её, куда ей было угодно".

так ли это?(нет)

"Как она была на прекрасном юге..."

-Расскажите, какая же была лягушка?(Изобретательная, сообразительная, смешная, хвастливая, любознательная, болтливая, любопытная, решительная, смелая)

12. Биография

Всеволод Михайлович Гаршин ― автор двух небольших книжек рассказов родился 159 лет назад.

К семи годам Гаршин перечитал «массу книг», а в гимназии начал писать свои первые произведения. кол-во рассказов для кого писал,что вы читали?Обложки книг показать.  Всеволод Гаршин был добрым,честным, справедливым человеком.

13.Рефлексия

Составим синквейн о ней.

Первая строка: тема- одно существительное-Лягушка

Вторая строка:описание темы в двух словах,2 прилагательных- болотная, мокрая

Третья строка: описание действия в рамках темы тремя словами(3 глагола, причастия или деепричастия)-соображает, болтает,  хвастает.

Четвёртая строка: фраза из четырёх слов,показывающая отношение к теме(Целое предложение)- Изобретает необыкновенный способ летать.

Пятая строка: синоним слова к теме- Путешественница.

-Докажите, что история про лягушку это сказка.(Главные герои- животные, они говорят как люди, действуют как люди, есть сказочный зачин и концовка.)

Прочитайте поговорку, записанную на доске.

ХВАСТОВСТВО САМО СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ.

-Подходит ли она к нашей сказке?

-Из этого сюжета могла ли получиться басня?

-Сюжет какой басни, где персонаж тоже поддаётся лести, что его и "губит", напоминает эта сказка? ("Ворона и лисица")

-Чем же эта сказка похожа на басню?(Она, как и басня учит не быть хвастливым и не поддаваться лести, т. к. это приводит к беде.)

-Чему научила эта сказка?

-Понравилась ли вам эта сказка? Поделитесь впечатлениями о сказке. Чем?Что необычного?

-Какой момент в сказке вам особенно понравился?

14.Домашнее задание.

Составить план сказки «Лягушка путешественница»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"

Конспект урока литературного чтения  для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...

Всеволод Михайлович Гаршин "Лягушка -путешественница"

Книга-лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой.Я люблю тебя читать!Думать,мыслить и мечтать!...

Отрытый урок по теме: Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка- путешественница"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902461","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"433","width":"577"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902...

Карта ученика по сказке Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница"

Интегрированное занятие логопеда и учителя начальных классов по программе "Перспектива" для 3 класса.Задания направлены на развитие осмысленного чтения и письма. Учащиеся оценивают свою рабо...