Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: чтение
Класс: 3 «В»
Тема: « Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница»»
Тип урока: урок обучающего чтения
Создать условия для реализации целей:
Предметные:
- учить детей приёму прогнозирования текста;
- выявить сходство сказки с басней;
- прививать интерес к чтению русской художественной литературы;
- создать условия для знакомства учащихся с новым произведением детского писателя;
- развивать умения анализировать прочитанное, умение отвечать на вопросы учителя;
- воспитывать интерес к самостоятельному чтению,чтению по цепочке;
- познакомить с жизнью и творчеством Всеволода Гаршина;
- формировать навыки чтения по цепочке;
- развивать умение оценивать поступки героев.
- развивать навык чтения;
- развивать умение давать характеристику героям;
Метапредметные:
- Высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
- развивать мыслительную деятельность детей при анализе произведения;;
- самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- развивать связную речь;
Личностные:
- Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам;
- расширение читательского кругозора;
- развитие мышления, памяти, речи;
- развивать интерес к чтению литературы
Методы:
Словесный: беседа;
Наглядный: мультимедийная презентация
Практический: синквейн
Средства обучения: учитель: учебник, мультимедиа; учащиеся: учебник.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Осуществляемые действия | Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||
1.Мобилизующий | 1.Приветствие. -Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу урок чтения. Напомню вам, что меня зовут Валентина Валерьевна. 2.Психологический настрой. О чём пойдёт речь на уроке, Будем определять. Задания нам в этом помогут, Давайте их выполнять. 3. Проверка готовности к уроку. -Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать рабочая тетрадь, учебник чтения и ручка.
| Проверяют готовность к уроку. | Самостоятельно организовывать своё место. | Приветствуют | Настрой на рабочий лад, на доброжелательное отношение друг к другу и к учителю. | ||
2. Подготовка к первичному восприятию | Прочитайте названия произведений: «Кот, петух и лисица»; «Ворона и лисица»; «Волк и Ягнёнок»; «Волк и семеро козлят»; «Волк и Лисица» -Разделите эти произведения на две группы. -Вспомните определения каждого из этих жанров. Есть ли у этих произведений что-то общее? | Басни и сказки о животных. Герои-животные. | |||||
3.Установка на первичное восприятие. | Сначала мы сказку с тобой прочитаем. Героев её мы, конечно, узнаем. Затем сказку с басней нужно сравнить, С чем они схожи определить. | ||||||
3.Сообщение цели и темы урока. | - А кто сказочный герой узнаем, когда загадку разгадаем: Выпуча глаза сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По человечьи плавает. Подумайте какую сказку мы будем с вами читать? -Откройте учебник на странице 70. Прочитайте фамилию автора и название произведения. -Знаком ли вам этот автор. Давайте ознакомимся с ним.(Портрет писателя) | Лягушка. «Лягушка путешественница.» Всеволод Гаршин. «Лягушка путешественница.» | Отгадывают загадку | Умение отвечать на вопросы учителя | |||
4. Первичное восприятие и краткий анализ первой части текста. | -Сейчас мы с вами прочитаем первую часть текста, а вы внимательно слушайте содержание и приготовьтесь отвечать на мои вопросы. -О каком времени года идёт речь в произведении? -Найдите подтверждение в тексте произведения. -Нравится ли лягушке погода?Почему вы так думаете?Докажите словами из текста. -Как вы думаете, зачем автор нам так много говорит о том, что лягушка наслаждалась такой погодой? -Как относится наша героиня к мнению окружающих? -Найдите подтверждение в тексте. -Как понимаете смысл слов "заквакав, она может уронить своё лягушачье достоинство"? Достоинство- осознание своих прав, своей значимости, моральной ценности и уважения их в себе. -Найдите предложение, которое говорит о том , что в её обычной жизни что-то изменится? -Предположите, что может случиться с лягушкой на болоте? | - Об осени. - Он хотел нам сказать, что лягушка самая обыкновенная, и её устраивает в этой жизни. -Ей не всё-равно, т.к. она боится, что о ней плохо подумают. -Но случилось одно происшествие | Умение отвечать на вопросы учителя | Вступают в диалог с учителем | Умение вести диалог | ||
6.Первичное восприятие и краткий анализ второй части текста | А сейчас мы с вами прочитаем вторую часть а вы мне расскажите, что же произошло с нашей героиней. (Чтение второй части по цепочке.) -Чувство страха или любопытства испытывает лягушка, увидев гостей на болоте? -Подтвердите свой ответ, используя строки из текста. Предположите, как дальше поведёт себя наша героиня. | -(Лягушка слегка опасалась уток, но испытывала при этом не чувство страха, а любопытство) | |||||
7.Физминутка | |||||||
8.Первичное восприятие и краткий третьей части текста. |
-Почему лягушке захотелось на юг, найдите подтверждение в тексте. -Прочитайте предпоследний абзац этой части. -Как действия лягушки характеризуют её? -Догадываетесь, какой план придумала лягушка? | Отвечают на вопросы учителя | Умение грамотно излагать мысли в устной форме | ||||
9. Первичное восприятие и краткий анализ четвёртой части текста | А сейчас самостоятельно прочитайте четвёртую часть и расскажите мне в чём же состоял план лягушки.(самостоятельное чтение четвёртой части.) -Как объясните словосочетание:"бумажный паяц"(Игрушка из бумаги, которая приводит в движение при подёргивании за верёвочки с помощью деревянной палочки.) -Вам нравится план лягушки?В чём он состоял, прочитайте. -А как отнеслись утки к этому плану?Найдите подтверждение в тексте. -Какие чувства испытывала лягушка во время полёта: страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя? -Можно ли предположить, какое из чувств победит? | -Её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились. -(Страх- "У лягушки захватило дух от страшной высоты"; "Утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик: это было очень страшно" Любопытство-"начала осматриваться". Гордость-"радовалась и гордилась". Вот как я превосходно придумала" Благодарность- "Едва удержалась, чтобы не поблагодарить их".) | |||||
10.Первичное восприятие и краткий анализ пятой части текста | "Жужжащее" чтение пятой части. -Значение каких слов вам было непонятно? Скирда- стог сена. Цеп- ручное оружие для молотьбы. Сжатые поля- поля, где убрали урожай. -Чем вызвана просьба лягушки "лететь не так высоко"?(Желанием показать себя, т.е. похвастаться тем, какая она необыкновенная.) -Какая черта характера начинает проявляться: трусость, любознательность или хвастливость?(Хвастливость) -Но разве можно поведение лягушки свести к тому, что она только хвастливая?(её можно назвать очень храброй) -А разве любознательность никак не проявилась в поведении лягушки?Именно любознательность и заставила её сменить направление полёта, теперь она летела спиной и головой вперёд, а брюшком назад, чтобы лучше всё видеть. Она видела, что все ею восхищаются, "ей ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят") Значит хвастовство появилось в результате любознательности. -Что же можно ожидать в дальнейшем? | ||||||
11 .Первичное восприятие и краткий анализ шестой части текста. | Послушайте пятую часть, а затем ответите мне удалось ли лягушке попасть на юг или нет. (Чтение последней части учителем.) -Удалось ли лягушке попасть на юг? -Что же ей мешало?(Ей хотелось, чтобы все узнали, кто придумал такой способ перелёта, она забыла про осторожность, крикнула и упала в грязный пруд на краю деревни.) -Найдите и прочитайте два последних абзаца. Что поняли? (Она даже, попав в беду, продолжает восхвалять себя и фантазировать) -найдите, используя весь текст, строчки, которые доказывают, что рассказ лягушки- это хвастовство и фантазия- и не мог быть другим. Какова цель этого рассказа лягушки, как вы думаете?(Создать о себе хорошее мнение у окружающих её теперь лягушек) прочитаем её рассказ по предложениям. Она думала всю жизнь и, наконец,изобрела новый необыкновенный способ путешествия на утках" - А так ли было на самом деле?(Нет, она думала всего несколько минут) "Как у неё были свои утки, которые носили её, куда ей было угодно". так ли это?(нет) "Как она была на прекрасном юге..." -Расскажите, какая же была лягушка?(Изобретательная, сообразительная, смешная, хвастливая, любознательная, болтливая, любопытная, решительная, смелая) | ||||||
12. Биография | Всеволод Михайлович Гаршин ― автор двух небольших книжек рассказов родился 159 лет назад. К семи годам Гаршин перечитал «массу книг», а в гимназии начал писать свои первые произведения. кол-во рассказов для кого писал,что вы читали?Обложки книг показать. Всеволод Гаршин был добрым,честным, справедливым человеком. | ||||||
13.Рефлексия | Составим синквейн о ней. Первая строка: тема- одно существительное-Лягушка Вторая строка:описание темы в двух словах,2 прилагательных- болотная, мокрая Третья строка: описание действия в рамках темы тремя словами(3 глагола, причастия или деепричастия)-соображает, болтает, хвастает. Четвёртая строка: фраза из четырёх слов,показывающая отношение к теме(Целое предложение)- Изобретает необыкновенный способ летать. Пятая строка: синоним слова к теме- Путешественница. -Докажите, что история про лягушку это сказка.(Главные герои- животные, они говорят как люди, действуют как люди, есть сказочный зачин и концовка.) Прочитайте поговорку, записанную на доске. ХВАСТОВСТВО САМО СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ. -Подходит ли она к нашей сказке? -Из этого сюжета могла ли получиться басня? -Сюжет какой басни, где персонаж тоже поддаётся лести, что его и "губит", напоминает эта сказка? ("Ворона и лисица") -Чем же эта сказка похожа на басню?(Она, как и басня учит не быть хвастливым и не поддаваться лести, т. к. это приводит к беде.) -Чему научила эта сказка? -Понравилась ли вам эта сказка? Поделитесь впечатлениями о сказке. Чем?Что необычного? -Какой момент в сказке вам особенно понравился? | ||||||
14.Домашнее задание. | Составить план сказки «Лягушка путешественница» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница"
Конспект урока литературного чтения для 3 класса . Тема урока: В.М.Гаршин " Лягушка- путешественница" ...
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по сказке В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница".
Разработка состоит из конспекта урока и презентации. Часть 2....
Всеволод Михайлович Гаршин "Лягушка -путешественница"
Книга-лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой.Я люблю тебя читать!Думать,мыслить и мечтать!...
Отрытый урок по теме: Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка- путешественница"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902461","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"433","width":"577"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16902...
Открытый урок ""Суд над Лягушкой-Путешественницей из произведения Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка- Путешественница».
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе....
Карта ученика по сказке Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница"
Интегрированное занятие логопеда и учителя начальных классов по программе "Перспектива" для 3 класса.Задания направлены на развитие осмысленного чтения и письма. Учащиеся оценивают свою рабо...