Конспект урока по теме Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок проводится в 3 классе. Дети работают в парах и группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_l.n._tolstoy.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста | Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения | Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы | |||
I. Организация начала урока | -Ребята, мне приятно вас видеть на уроке литературного чтения. (Создание ситуации успеха) - Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Если будет трудно, мы поможем друг другу. – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Психологически настраивает учащихся класса на урок | Показывают готовность | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения | |||
II. Проверка домашнего задания | Вот новый день и новый час, Урок литературного чтения новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. Портрет Л.Н.Толстого (Слайд 1) – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. -Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Как он относится к людям? - Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя. - Как вы понимаете эти слова? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться) - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? - А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 2 минуты. | «Акула», «Прыжок» Выполняют тестовые задания | Владеют логическими действиями. Анализируют содержание рассказов. | |||
III. Постановка учебной задачи / Разминка | - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте. - А сейчас прочитайте стихотворение про себя Бедная собака – бросили её – Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей. – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных». - Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей) - Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. - Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? – О чём нам может рассказать заголовок? (О хищном льве и маленькой собачке.) – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»? Найдём в словаре Ожегова – Посмотрите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. | Читают стихотворение Читают стихотворение про себя Чтение стихотворения хором Беседа
Прослушивание Читают название. Рассуждают о содержании произведения. – Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. | Владеют логическими действиями. Прогнозируют содержание рассказа по за-головку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Высказывают свое мнение. | |||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста. 2. Словарная работа | – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». Какие цели поставим перед собой? – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ? – Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие? – Было ли вам кого-нибудь жалко? | Внимательно слушают. Делятся своими впечатлениями. Определяют совместно с учителем толкование слов. – О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце. | Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Владеют навыками работы со справочной литературой. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. | |||
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения Работа в парах (составить диалог героев) | - В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. - Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? -В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.) - Найдите в тексте слово «ухватил». Прочитайте предложение полностью. Подберите синоним к слову «ухватил». - Почему именно это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под руку.) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. - Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки) | Выполняют задания, отвечают на вопросы. – Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… – Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Составляют диалог животных при первой встречи | |||
Работа с иллюстративным материалом | – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? - А что бы вы подписали под этой иллюстрацией? | – Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. – Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст. – В дружбу. | ||||
-Найдите и прочитайте в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова) . - Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная) - Вспомним, какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание) -По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитайте. ( .. оторвал кусок мяса и поделился с ней) - Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст). -Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу.) Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Толстой не описывает этот год, потому что жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями. -Что же произошло с собачкой? (Собачка заболела и умерла) - Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой). -Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга) Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.) - Отчего лев умер? Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились. | – Собачка заболела и умерла. – Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой. – Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение. | |||||
Работа в группах | 1 группа портрет героя – льва 2 группа портрет героя – собачки – Какой конец в этой истории? (Печальный.) – Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это… – Кого вам сейчас жалко? Почему? Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. -Выберете пословицы, которые передают главный смысл были. - А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, как людей, так и животных? -Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами. - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах. -Зачитайте их. | Отвечают на вопрос. | Полно и точно выражают свои мысли | |||
V.Итог урока. Рефлексия | Достигли ли мы целей, которые ставили в начале нашего урока? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...) Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Я научился… • Новыми знаниями я смогу поделиться… За урок получат все оценки за тесты. Хорошо работали…. Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! | Делают выводы и обобщения. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа | |||
V. Домашнее задание | Пересказать рассказ, придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств достижения цели |
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
4. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.
(Акула)
1. Как мальчики оказались в открытом море?
А. Они упали в воду с корабля.
Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.
2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
А. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
Б. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.
3. Когда отца охватил страх?
А. Когда один из мальчиков стал тонуть.
Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.
4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
А. Его сковал страх за детей, за сына.
Б. Ему было все равно, что происходило в море.
5. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?
А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.
Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок)
6. Почему мальчик залез на мачту корабля?
А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.
Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
7. Когда мальчик опомнился?
А. Когда в народе кто – то вдруг ахнул от страха.
Б. Когда открыл глаза.
8. Как отреагировал капитан на поступок сына?
А. Он был безразличен.
Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
9. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?
А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.
Б. Он заплакал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.
На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания и ответственности за животных, на то, что...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...
конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...
Конспект урока по технологии: Аппликация из резаных ниток "Собачка"
Конспект урока по технологии для 3 класса...
Конспект открытого урока по теме "Л. Толстой Лев и собачка"
Класс: 3Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалогаЦель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...