Программа "Динамическое чтение"
рабочая программа по чтению на тему

Беспалова Елена Владимировна

          В  настоящее  время  происходит  развитие  и  обновление   школы,  которое  дало  возможность  учителю  работать  по  -  новому.  

         Смысл  программы  « Динамическое чтение»  состоит в  том,  чтобы  организовать  в  начальных  классах  регулярные  занятия,  на  которые  любые  дети – с  разной  интеллектуальной  подготовкой:  слабые  и  сильные – могли  бы  решать  нетиповые, поисково – творческие  задачи, работать оперативно с информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dinamicheskoe_chtenie.docx42.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  курса-тренинга „Динамическое чтение“

 для учащихся начальных классов

1 . Обоснование   темы:

          В  настоящее  время  происходит  развитие  и  обновление                      школы,  которое  дало  возможность  учителю  работать  по  -  новому.  

         Смысл  программы  « Динамическое чтение»  состоит в  том,  чтобы  организовать  в  начальных  классах  регулярные  занятия,  на  которые  любые  дети – с  разной  интеллектуальной  подготовкой:  слабые  и  сильные – могли  бы  решать  нетиповые, поисково – творческие  задачи, работать оперативно с информацией.

Уникальность предлагаемой методики заключается в следующем:

  • курс разработан для определенной возрастной группы;
  • дана четкая поурочная система формирования навыка скорочтения, система работы над языком, над ритмом мысли, структурой текста, скоростью мыслительных операций;
  • упражнения расположены в соответствии с требованием «мозг должен быть лишь постепенно приучен к работе»;
  • имеет четкие указания по времени, по алгоритму снятия информации, по результатам на каждом конкретном этапе;
  • дан комплекс упражнений на формирование навыка запоминания информации с первого предъявления, выбор типа чтения в зависимости от цели;
  • тренинг позволяет оптимизировать интеллектуальные ресурсы, мышление становится позитивным, нестандартным, меняется его качество и скорость мыслительных операций. Скорочтение – единственный вид умственной деятельности, который позволяет решить все эти задачи;

Динамическое чтение (скорочтение) — единственный вид умственной деятельности, который позволяет развить весь блок психических процессов. Чтобы овладеть скорочтением, необходимо активизировать химические, биохимические реакции всего головного мозга, наработать дополнительные связи между нейронами, увеличить скорость мыслительных процессов, изменить качество мышления.

Левое полушарие отвечает за буквальное понимание слов, работу с числами, структурирование информации, создание алгоритмов, логику, двигательную систему правой половины тела.

Правое полушарие считывает подтекст, отвечает за целостность восприятия, наглядно-образную память, пространственное воображение, неординарность мышления, усвоение информации на уровне мысли, творческие способности, интуицию.

Одновременное включение полушарий позволит в полном объеме воспринимать информацию.

Развитие ритма мысли, индуктивности мышления, скорости мыслительных процессов позволит в режиме быстрого чтения «видеть» структуру текста, отслеживать развитие мыслей автора.

Изучение стилистики позволит выражать свои мысли точно, выразительно.

Изучение лингвистики позволит хорошо ориентироваться в языковых средствах, уместно употреблять их. Огромный пласт языка - это фразеологизмы, синонимы, антонимы, паронимы, омонимы. Понимание слов и значений, понимание слов и значений в их взаимосвязи, выделение существенных признаков предметов и другие параметры вербального интеллекта являются центральными в курсе «Динамическое чтение».

Пошаговая работа над развитием смысловой памяти, изучение способов изложения информации (дедукция, индукция), типов текста (повествование, описание, рассуждение), композиции развивают способность ориентироваться в тексте, понимать, запоминать и использовать эту информацию в будущем.

Знакомство с видами чтения (сканирование, выборочное, просмотровое, панорамно-быстрое, углубленное), развитие умения в зависимости от целей и задач выбирать тот или иной вид приводят к развитию гибкой стратегии чтения.

Знание приемов запоминания тематически не связанной информации, формирование навыка путем отработки каждого приема способствуют качественному запоминанию, развивают память.

Выполнение психофизических упражнений позволит развить образное мышление, концентрацию, распределение, переключаемость, устойчивость внимания.

В курс входят упражнения на развитие арифметико-практического мышления и логики, пространственного воображения и логики, наблюдательности, зрительной памяти, скорости зрительного восприятия, слуховой памяти, гибкости, вариативности мышления, гармонизацию работы полушарий, умение выполнять одновременно две мыслительных операции.

Программа  занятий  включает  следующие  основные  направления:

 -Развитие  памяти  (аудиальной  и  визуальной; оперативной  и  долговременной).

 -развитие концентрации внимания (произвольного  и  непроизвольного  внимания).

 -развитие воображения и  конструкторских  способностей (творческого  пространственного, произвольного  воображения).

 -развитие  мышления  и  интеллектуальных  способностей  (развитие  способностей  комбинировать,  планировать,  анализировать,  рассуждать, сравнивать).

2.Цель  программы:

          Учитывая  индивидуальный  подход  развить  у  ребенка  интеллектуальные  способности, скорость чтения, познавательный процесс.

3. Задачи  программы:

  1. правильно  организуя  действие  на  занятиях,    достичь  того,  чтобы  ребенок  сам  хотел,  любил  и  умел  читать, работать с информацией.
  2. развитие  творческой  и  исследовательской  активности.
  3. развитие  способностей  к  сотрудничеству,  коммуникативности.

4. Основные  требования:

 -занятия  проводить  в  форме  тренинга,  с  постепенным  усложнением  заданий

-создать атмосферу доброжелательности.

- задания даются с учетом индивидуальных особенностей.

 -нельзя сравнивать слабых с более сильными детьми.

  - использовать индивидуальный подход.

   -регулярно  проводить  мониторинг  интеллектуального  развития, скорости чтения использовать при этом тесты, диагностики, зачет.

Разделы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Развитие внимания

12 ч

10 ч

10 ч

10 ч

Развитие памяти

12 ч

10 ч

10 ч

10 ч

Развитие воображения

24 ч

24 ч

20 ч

16 ч

Развитие мышления и интеллектуальных способностей

16 ч

20 ч

24 ч

28 ч

Количество часов:

                                                                                                  64ч          64ч            64ч        64ч

Результаты:

Личностные

  •      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  •     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

Первый год обучения. 64 часа.

Примерная тематика занятий

Развитие памяти. 12 часов

  1. Ознакомление с предметом. Проверка уровня развития памяти.
  2. Развитие слуховой памяти.

Дидактические игры « Математические слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее слово», «Испорченный телефон».

  1. Развитие зрительной памяти.

 Дидактические игры и задания: Зрительные диктанты, « Рисует компьютер», игры на развитие моторики руки, зрительно-слуховые диктанты. Игра «Что изменилось».

  1. Игры и упражнения для развития логической и механической памяти «Найди пару», «Пара слов», зрительные диктанты.
  2. «Помощники Шерлока Холмса» урок- соревнование.
  3. Диагностика развития памяти ( кратковременной и долговременной памяти)

Развития внимания . 12 часов

  1. Игры на внимания. «Найди отличия» .Тренинг скорочтения.
  2. Таблицы Шульте.
  3. «Внимание Угадай-ка!» по методике Никитина.
  4. «Поможем художнику» игры на развития внимания и воображения.
  5. «Лабиринты»- урок путешествие.
  6. Задачи на внимания.
  7. Диагностика внимания.

Развития логического мышления. 24 часа

  1. «На что это похоже» игры на воображения.
  2. «Звезды на небе» символики созвездий.
  3. «Составь узор из геометрических фигур».
  4. «Мозаика».
  5. «Сюжетная мозаика».
  6. «Сложи квадрат» по методике Никитина.
  7. «Танграм».
  8. Тренинг Скорочтения
  9. Игры с палочками, со спичками на сложение различных фигур.
  10. Игры со счётными палочками.
  11. Конструирование из бумаги.
  12. Урок-соревнование «Лего-го».

Развитие вербального мышления   . 16 часов

  1. Синонимы.
  2. Антонимы.
  3. Фразеологизмы.
  4. Пословицы, поговорки.
  5. Тексты.
  6. Знакомство со словарями
  7. Толковый словарь Ожегова
  8. Орфографический словарь

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

К концу первого класса учащиеся должны на базовом уровне:

  • повысить скорость чтения до 40 слов в мин и более;
  • решать простые головоломки;
  • сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • запоминать до 12-15 объектов при  одномоментном (3 сек) предъявлении.

При среднем уровне учащиеся должны уметь:

  • решать  логические задачи;
  • сравнивать, анализировать, обобщать;
  • решать пространственные головоломки;
  • работать со словарём;
  • скорость чтения 60 слов в мин.

При высоком уровне учащиеся

имеют скорость чтения 70-100 слов в мин:

  • развита мелкая моторика рук;
  • зрительного память до 20 объектов;
  • способности воспроизводить увиденное за 3 сек.;
  • работать с текстами и находить информацию.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Методика скорочтения М.И. Ильина
  • «Ступеньки творчество или развивающие игры» Б.П.Никитин 1989 г.
  • «Игровые и занимательные задания по математике» 1 класс Т.К.Жикалкина 1989г. Москва.
  •  «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» П.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорово,Л.И.Цеханская 1989г Моск
  • Таблицы Шульте.
  • Букварь XXI века. А.М. Ильин, Л.П. Ильина
  •  Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению»
  • Узорова О.Тренажёр «Слоги»

Второй год обучения. 64 часа

Примерная тематика занятий

Развития памяти . 10 часов.

  1. Тестирования. Проверка уровня развития памяти.
  2. Арифметико-практическое мышление. Математические диктанты.
  3. «Найди отличия» игра .
  4. «Галка и голуби» ( урок –игра.)
  5. « Посмотри и запомни» урок-аукцион.

Развития внимания .14 часов.

  1. Проверка уровня детей. Тестирование.
  2. «Юный следопыт» урок-соревнование.
  3. Графические диктанты.
  4. Игры на внимания.
  5. «Веселый счет».
  6. «Лабиринты».
  7. «Кто самый внимательный» Соревнование.

Развития воображения и конструирования .24 часа.

  1. Тренинг «Скоростное чтение»
  2. Волшебные превращения жителей города.
  3. Знакомство с искусством Оригами.
  4. Оригами (интегрированный урок)
  5. Игры со спичками.
  6. Игра головоломка «Пифагор», «Монгольская игра».
  7. Знакомство с игрой «Сонор». Игровое поле и фигурки.
  8. Познакомить с правилами игры.
  9. Точка, круг, радиус, диаметр (знакомство с новыми понятиями)

Развития мышления и интеллектуальных способностей . 20 часов.

  1. «Математические лабиринты» и головоломки.
  2. «Занимательные квадраты» и ребусы.
  3. Задания на развитие классификации.
  4. Задачи на развитие способности анализировать.
  5. Задачи на развитие способности комбинировать.
  6. Задачи на развитие способности рассуждать.
  7. «Турнир знатоков» урок-соревнование.
  8. Задачи-шутки,  задачи-смекалки.
  9. Олимпиада.
  10. Диагностика уровня развития мышления, памяти, чтения.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

К концу второго класса учащиеся должны читать со скоростью 80-90 слов в минуту
  • Решать числовые логические головоломки.
  • Решать нестандартные задачи (задачи-шутки, задачи-смекалки).
  • Составлять из геометрических фигур новые фигуры.\
  • Ориентироваться в тексте.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  •  «Внеклассная работа по математике в начальной школе». В. Л, Труднев  1975
  • «Игровые и занимательные занятия по математике»  Т.К. Жигалкина  1989 г. Москва
  • «Развитие детей на уроках математики» «Начальная школа» журнал №7 1991
  • «Ступеньки творчества или развивающие игры»  Б.П. Никитин
  • Задания школьных и кустовых олимпиад.
  • «Задачник» Г. Остер 1996 г. Москва .
  • «Занимательная математика» «Начальная школа» газета №20 1996
  • «Развитие пространственного мышления на уроке математики и труда» №5 1991 «Начальная школа» журнал.
  • Таблицы Шульте.

Третий год обучения . 64 часа.

Примерная тематика

Развитие памяти. 10 часов

  1.  Занимательные рисунки (Графические диктанты)
  2. «Посмотри и запомни» (игры на развитие кратковременной памяти)
  1.  «Точки» развитие визуальной памяти.
  2.  Определение оперативной памяти.
  3. Головоломные размещения и перестановки.

Развитие внимания.  10 часов

  1. «Числовые лабиринты»
  2. Игра на внимания

Дидактические игры «Сколько звеньев», «Сосчитай сколько 5», «Где лошадь?», Помоги рабочему», «Чур, без ошибок!».

  1. «Умножить или разделить» игра.
  2. Головоломные размещения и перестановки.
  3. Обман зрения.

Развития воображения и конструирования. 20 часов

  1. Игры со счётными палочками.
  2. «Семь раз отмерь - один раз отрежь» игра.

Дидактические игры: «Циферблат», «Семь розочек», «Разрежь квадраты» и.т.д.

  1. Геометрические головоломки  «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат».
  2. Урок игра «Волшебные превращения»
  3. Оригами. Сложение из бумаги простейшие фигурки зверей и птиц.
  4. Разрезание и складывание фигур.
  5. «Геометрическое домино» Игра на развитие воображения и внимания.
  6. «Продолжи рисунок» Игра на воображение.
  7. Диагностика развития у детей творческого воображения.

Развития мышления и интеллектуальных способностей .24 часа

  1. «Магический квадрат».
  2. Отгадывание задуманного числа.
  3. Числовые пирамиды.
  4. Логические задачи на раскрашивания.
  5. Затейные задачи, задачи на переправу.
  6. «Блиц - турнир» задачи - шутки.
  7. Вербальный интеллект.
  8. Урок соревнование «Смекай, считай, отгадывай!»
  9. Диагностика логического мышления и интеллектуальных способностей.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

К концу третьего класса учащихся должны увеличить скорость чтения:

Высокий уровень  120 слов в мин.

Средний 90 слов в минуту

Базовый 60-65 слов в минуту

  • Знать правила развивающих игр (Колумбово яйцо, геометрические головоломки).
  • Рассуждать, доказывать, делать свои выводы.
  • Решать речевые задачи.
  • Ориентироваться  в словарях.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • «Смекалка для малышей» Москва 1996г.
  •  «Начальная школа» журнал №7-8 1992г. «Развитие познавательных способностей детей на уроках математике» 3 класс
  •  «Занимательные логические задачи» Л.М.Лихтарников Санкт-Петербург 1997 г.
  • Математические олимпиады учащихся начальных классов.
  • «Внеклассная работа по математике в начальных классах» Б.П. Труднев 1975г. Москва
  • Таблицы Шульте.

Четвертый год обучения

Примерная тематика

Развитие памяти .10 часов

  1. «Цепочка слов» развитие слуховой памяти.
  2. Игры на развитие логической и механической памяти.
  3. «Полезные наблюдения» игры на наблюдательность, память, классификацию.
  4. Определение долговременной памяти.
  5. Диагностика развития памяти.

Развитие внимания .10 часов

  1.  «Числовые лабиринты».
  2. Игры на развития устойчивости внимания.

Дидактические игры: «Сосчитай и напиши сколько 5?», «Где лошадь?», «Смеются или сердятся?», «Иллюзии».

  1. Игры на пересчет предметов.

Дидактические игры: «Кто спрятался за дерево?», «Помоги рабочему» «Сколько звеньев в каждой цепочке?»

  1. Задачи на внимания.
  2. Диагностика развития внимания.
  3. Развитие воображения и конструирования. 16 часов

  1.  «Конструкторская смекалка» урок - игра.
  2. Найдите фигуру (разделить фигуру или сосчитать сколько фигур).
  3. Геометрические головоломки, игры со спичками.
  4. Составь квадрат «Измерение предков». Урок - К.В.Н.
  5. Конструкторские задания. Урок – соревнования.
  6. «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Дидактические игры: «Из кувшина квадрат», «Разруби подкову», «Деление запятой».

  1. Игры на воссоздание силуэтов.

 Дидактические игры: «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».

  1. « Игра в фантастические гипотезы». Диагностика творческого и произвольного воображения.

Развитие мышления и интеллектуальных способностей .28 часов

  1. Задания по развитию способности анализировать.

Дидактические игры: «Выявление общих понятий», «Исключи лишнее слово», «Сравнить понятия».

  1. «Найди закономерность». Урок-соревнование.
  2. Анализ, сравнение, обобщение.
  3. Геометрические головоломки
  4.  Логические задачи.
  5. Математические загадки и ребусы.
  6. Работа с текстами.
  7. Логические задачи связаны с рассмотрением  нескольких множеств.
  8. Знакомство с лексическим словарём.
  9. Найди спрятанное слово (антиципация).

12.  Работа с текстами. Сканирование.

13.  Сканирование

  1. Диагностика уровня развития у детей развития интеллектуальных способностей.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся.

К концу четвертого класса учащиеся должны

Читать со скоростью 120-130 слов в минуту

Учащиеся должны уметь:

  • Рассуждать и рационально перебирать возможные варианты.
  • Решать логические задачи, связанные на нахождение нескольких множеств.
  • Выполнять числовые, геометрические головоломки.
  • Анализировать, рассуждать, планировать, доказывать, делать свои выводы.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  • Волкова С.И, Пчелкина О. Л «Альбом по математике и конструированию» 4 класс
  • «Остер Г. « Задачник». 1996г. Москва
  • Чилингирова Л ,Спиридонова .Б «Играя, учимся математике». 1993 г. Москва
  • Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике на уроке в начальной школе»
  •  «Начальная школа» журнал №8 1993
  • «Смекалка для малышей» 1996г. Москва
  • Лихтарникова Л.М. «Занимательные логические задачи» 1997 г. Москва
  • «Математические олимпиады учащихся начальных классов.
  • «Занимательная математика» «Начальная школа» газета №27 1995 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...