рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1 класс) на тему

Макаренко Светлана Анатольевна

Курс "Брянский край" введен для расширения знаний учащихся о родном крае. Данный курс содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихи брянских поэтов о родной земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №40» г. Брянска

«Рассмотрено»                                                                    «Согласовано»                                                            «Утверждено»                  

ШМО учителей начальных                                                Заместитель директора                                                 приказ  №94 от 30.08.2018

классов                                                                                 школы по УВР                                                                

Протокол № 1                                                                      30.08.2018 г.                                                                                  

от  30.08.2018 года                                                              __________(Н. Г. Деуля)                                              

_______ (С. М. Авраменко)                                                                                        

                             

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса  внеурочной деятельности

  «Брянский край. Азбука родного края»

духовно-нравственное направление

1 б класс

                                                               

                                                                                                                                                        

                                                                                                              учителя начальных классов высшей категории

                                                                                             Макаренко Светланы Анатольевны

                                                                                                            2018 г.

Пояснительная записка

Данный курс «Брянский край» введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс «Брянский край» является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ.

Программа регионального курса Брянской области «Брянский край» составлена БИПКРО, «С азбукой по родному краю», учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных, автор Н.Е. Пряникова, Шик Н.В..- Брянск: «Курсив», 2004.

Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле.

Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях. Программа «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей.

Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

Современное начальное образование - обязательное звено в системе непрерывного общего государственного образования, развивающееся в соответствии с изменениями, происходящими в обществе. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования, поскольку эти изменения отражаются на материальной и духовной жизни народа, общества.

Одними из главных задач школы как социального института в современных условиях являются:

формирование   физически   здоровой, духовно   богатой,   высоконравственной,   образованной личности,  патриота  России,  уважающего  традиции  и культуру своего и других народов;

- воспитание гражданственности, уважения к нравам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

Следовательно. сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, на наш взгляд, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого - с любви к тому месту, где живешь». (Л. Леонов)

В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного краеведческого образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности.

Региональный компонент предусматривает построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.

Ребенок, начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад - двор - школа - границы мира постепенно расширяются, и ребенок начинает задавать все больше вопросов. Для того чтобы дать ответы на некоторые вопросы, было написано учебное пособие «С азбукой по родному краю».

  Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

В связи с этим становится очевидным, что мало понимать важность решения задач патриотического воспитания, необходимо вооружить школу средствами и способами, позволяющими эти цели реализовать. Решение этой задачи представляется возможным на уровне обновления содержания начального образования в рамках национально-регионального компонента. Начинать решение этой задачи нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

Цель краеведческого курса «С азбукой по родному краю» - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края. Только так можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

 

Содержание учебного предмета, курса

 Реализация, краеведческого курса  осуществляется  через план внеурочной деятельности.

Реализация курса может осуществляться через внеурочную деятельность и позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить природу и историю родного края.

При изучении курса выделяются разделы:

1.Азбука - к мудрости ступенька. 4 часа.

2.Учимся разгадывать ребусы и загадки. 2 часа.

3.Сказки Брянского леса. 2 часа.

4 . Животный мир Брянской области.  2 часа.

5.Природа родного края. 2 часа.

6.Поэтическая Брянщина. 2 часа.

7. Происхождение  названий  городов, сел  и  рек  Брянской области. 3 часа

8.Из истории Брянского края. 4 часа.

9.Герб Брянской области.  1 час.

10.Легенды Брянского края.  2 часа.

11.Памятники природы. 2 часа.

12. К истокам слова.  1 час.

13.Суровые годы войны. 2 часа.

14.Учимся работать с картой Брянской области. 2 часа.

15.Занимательное азбуковедение. 1 часа.

16.Конкурс грамотеев. 1 час.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

регулятивные

- введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края, находить на исторической и современной картах России места исторических событий,  приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Главная      идея      курса        всестороннее  личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Практическая реализация данного курса находит выражение:

1)        в логике построения содержания курса: учебное пособие содержит занимательные задания, актуализирующие ввод краеведческого материала,  расположенные в алфавитном порядке;

2)        в методическом подходе к совершенствованию краеведческой работы: используя это пособие можно совершенствовать метапредметные умения и навыки, так и решать задачи воспитания;

3)        в системе учебных заданий, которые подчинены логике построения курса.

Не дублируя материал уроков окружающего мира и литературного чтения, опираясь на знания детей в этих областях, мы старались дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, на понимании единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем. Поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, к осознанию его природного своеобразия и особенностей его культурного наследия.

Курс «С азбукой по родному краю» - носит интегративный,    надпредметный   характер.    Это позволяет вводить краеведческий материал в единстве и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. На наш взгляд, краеведческий компонент должен пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. При этом не исключается возможность  ведения  отдельного  курса

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа разработана для 1 класса. Занятия проходят 1 раз в неделю,  всего 33 часа. Срок реализации 1 год.

Тематическое планирование

урока п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Введение. 3емля Пересвета

1

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

1

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Родной наш Брянск

1

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.

1

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы

1.

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.

1

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.        

1

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и'].

И. Швец «Наша Брянская область».

1

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,  Красный Рог, Карачев.

1

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п1]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы Александр Пересвет.

1

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин.

1

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

1

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

1

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье.

1

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

1

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1

приложение №1

Календарно-тематическое планирование

урока п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата (план)

       Дата

 (факт)

Корректировка

1

Введение. 3емля Пересвета

1

3.09

2

Гласные буквы А, а, обозначающие гласный звук [а]. Аист - символ счастья и удачи.

1

 10.09

3

Согласные буквы Б, б, обозначающие согласные звуки [б], [б,]. Родной наш Брянск

1

 17.09

4

Согласные буквы В, в, обозначающие согласные звуки [в], [в']. «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1

 24.09

5

Согласные буквы Г, г, обозначающие согласные звуки [г], [г']. Герб Брянской области.

1

 1.10

6

Согласные буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']. Река Десна.

1

 8.10

7

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й э]. Реки Брянской области.

1

 15.10

8

Гласные буквы Е, ё, обозначающие два звука [й о]. Памятники природы

1.

 22.10

9

Согласные буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]. Жуковский район. Село Вщиж.

1

 29.10

10

Согласные буквы 3, з, обозначающие согласные звуки [з], [з'] Город Злынка.

1

 12.11

11

Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. Ипуть-река.        

1

 19.11

12

Согласные буквы И, й, обозначающие согласный звук [и'].

И. Швец «Наша Брянская область».

1

 26.11

13

Согласные буквы К, к, обозначающие согласные звуки [к], [к']. Клинцы,  Красный Рог, Карачев.

1

 3.12

14

Согласные буквы Л, л, обозначающие согласные звуки [л], [л']. Легенды брянского леса.

1

10.12

15

Согласные буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м1]. Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

17.12

16

Согласные буквы Н, н, обозначающие согласные звуки [н], [н']. Новозыбков, Навля.

1

24.12

17

Гласные буквы О, о, обозначающие гласный звук [о]. На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

14.01

18

Согласные буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п], [п1]. Брянский боярин, герой Куликовской битвы Александр Пересвет.

1

21.01

19

Согласные буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']. Ревна. Рогнедино.

1

28.01

20

Согласные буквы С, с, обозначающие согласные звуки [с], [С]. Брянский Сусанин.

1

4.02

21

Согласные буквы Т, т, обозначающие согласные звуки [т], [т']. Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

18.02

22

Гласные буквы У, у, обозначающие гласный звук [у]. Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

25.02

23

Согласные буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф']. Город революционера И. И. Фокина.

1

4.03

24

Согласные буквы X, х, обозначающие согласные звуки [х], [х']. Слово о Дятьковском хрустале.

1

11.03

25

Согласные буквы Ц, ц, обозначающие согласный звук [ц]. Птицы Брянского края.

1

18.03

26

Согласные буквы Ч, ч, обозначающие согласный звук [ч']. Грибы Брянского края.

1

1.04

27

Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]. Село 16в. Шеломы.

1

8.04

28

Согласные буквы Щ, щ, обозначающие согласный звук [щ1]. Сещенское подполье.

1

15.04

29

Буква Ь. «Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

22.04

30

Гласная буква Ы, обозначающая гласный звук [ы]. Реки и поселения Брянского края.

1

29.04

31

Буква Ъ. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

6.05

32

Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]. И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

13.05

33

Гласные буквы Ю, ю, обозначающие звуки [йу]. На стоянку первобытного человека в Юдиново.

Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й а]. Яловка. Брянск - наш край родной.

1

20.05

приложение №2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект представлен  пособиями:

С Азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 кл. общеобразовательных школ. Авторы-составители:  Пряникова Н.Е., Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012.- 116 с.

Технические средства обучения

Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Проектор

Компьютер

Принтер

Ксерокс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...