Открытый урок по литературному чтению "Кот-ворюга" К. Паустовский
видеоурок по чтению (3 класс) на тему
Методическая разработка по литературному чтению 3 класс.
- Превращение кота Ворюги в кота Милиционера в рассказе К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
- На уроке я применила мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке.
- Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания содержания текста.
- Урок формирования типа правильной читательской деятельности с использованием ИКТ.
- Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения.
- Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева учебник по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 2 часть, Москва: Баласс, 2010 г. 3 класс
- Форма учебной работы: классно-урочная.
Цели:
- познакомить учащихся с содержанием произведения К. Паустовского «Кот-ворюга»;
- сформировать навык работы над анализом произведения;
- обучать элементам литературоведческого анализа;
- совершенствовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности;
- создавать условия для этического и эмоционального усвоения
прочитанного, вводить детей в мир нравственных ценностей,
- учить понимать авторский замысел произведения.
Задачи:
- выявлять знания литературоведческой терминологии и понимания
литературных жанров;
- уровень эмоционально-эстетического восприятия учащихся,
- формировать дружеские отношения между детьми.
Задача учителя:
- создать педагогически грамотную, благоприятную образовательную среду;
- обеспечить необходимый иллюстративно-наглядный материал;
- определить систему вопросов и заданий;
- строить урок по принципу деятельностного подхода как
- необходимого условия развития учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная,
-парная,
-групповая,
-коллективная.
Средства обучения и оборудование:
-учебник;
- тетрадь по литературному чтению;
-компьютер;
-проектор;
- презентация о биографии К. Паустовского;
- карточки для групповой и индивидуальной работы;
- цветные карандаши
Приложение: видеоматериал.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot-voryuga.doc | 102 КБ |
prilozhenie_1.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по литературному чтению 3 класс.
- Превращение кота Ворюги в кота Милиционера в рассказе К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
- Данная разработка урока представлена Речкиной Ю. Ю., учителем начальных классов БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №51» и содержит конспект урока и видеоматериал.
- На уроке я применила мультимедийный проектор, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания содержания текста.
- Урок формирования типа правильной читательской деятельности с использованием ИКТ.
- Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения.
- Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева учебник по литературному чтению «В одном счастливом детстве» 2 часть, Москва: Баласс, 2010 г. 3 класс
- Форма учебной работы: классно-урочная.
- Полное описание разработки:
Цели:
- познакомить учащихся с содержанием произведения К. Паустовского «Кот-ворюга»;
- сформировать навык работы над анализом произведения;
- обучать элементам литературоведческого анализа;
- совершенствовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности;
- создавать условия для этического и эмоционального усвоения
прочитанного, вводить детей в мир нравственных ценностей,
- учить понимать авторский замысел произведения.
Задачи:
- выявлять знания литературоведческой терминологии и понимания
литературных жанров;
- уровень эмоционально-эстетического восприятия учащихся,
- формировать дружеские отношения между детьми.
Задача учителя:
- создать педагогически грамотную, благоприятную образовательную среду;
- обеспечить необходимый иллюстративно-наглядный материал;
- определить систему вопросов и заданий;
- строить урок по принципу деятельностного подхода как
- необходимого условия развития учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная,
-парная,
-групповая,
-коллективная.
Средства обучения и оборудование:
-учебник;
- тетрадь по литературному чтению;
-компьютер;
-проектор;
- презентация о биографии К. Паустовского;
- карточки для групповой и индивидуальной работы;
- цветные карандаши
Приложение: видеоматериал.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | ||
- приветствие. - эмоциональный настрой - Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Начинаем урок. | Дети приводят в порядок рабочее место. | Регулятивные УУД (самоконтроль) Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнером) |
Актуализация знаний Введение в тему урока. | ||
1.Чтение авторского текста (учебник, с. 73, до последнего абзаца). - Как вы поняли, что значит «повествование от первого лица?» Кто может скрываться под словом «я»? - Понаблюдаем, как это у Паустовского, его рассказ нам предстоит прочитать. 2. Чтение последнего абзаца с. 73. | - Предположения детей (Главный герой или сам рассказчик) | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Познавательные УУД |
Постановка цели урока | ||
- Ребята, сформулируйте цель нашего урока. - Как мы сможем это сделать? | Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) | |
Открытие нового | ||
1. Биография К. Г. Паустовского. 2. Работа с текстом до чтения. Работа с заглавием и ключевыми словами (задание 1 в тетради по лит. чтению), иллюстрацией. а) Чтение заглавия рассказа Вопросы: -Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? -Как называет его автор? ----Что означает слово – «Ворюга»? -Какой оттенок у этого слова? б) Чтение ключевых слов (Задание 2 в тетради с. 9) - Что значит презрительно? Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения. -Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? Что произойдет в рассказе? в) Работа с иллюстрацией. -Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу. Почему у него такая напряженная поза? |
Рассказ учеников Да, главный герой- кот. Ворюга. Вор, воришка, хитрюга. Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Кот Воровал Перестал воровать Попался Накормили Хозяин и сторож Предположения детей. Рыжий, ободранный, глаза хитрые, настороженный. Притаился, что-то хочет украсть… | Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм |
Физкультминутка | ||
Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот, Встал и выгнул спину в мост, Распушил красивый хвост, Мягко лапками пошел Тихо песенку завел. Мур, Мур… | Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнерами) | |
3.Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение (вслух) -Читает учитель, вместе с детьми (с. 74-75).Часть 1. -Комментированное чтение учителем. Часть 2. - Чтение детьми текста вслух. Часть 3. -Комментированное чтение. Часть 4. | По ходу чтения учащиеся ведут диалог с автором. | Общеучебные УУД ( умение работать с текстом) |
2.Выявление первичного восприятия. -Почему вы смеялись, читая этот рассказ? -От чьего имени ведется рассказ? -О ком еще говориться в рассказе? -Кто такой Ленька? Прочитайте. -Почему пришлось обратиться к нему за помощью? -О ком еще ведется речь? -Как вы думаете, кто это? | Паустовский рассказал нам о том, что было на самом деле. О Леньке. Учащиеся доказывают фразами из текста. О Рувиме. Предположения детей. | Коммуникативные УУД Общеучебные УУД (работа со словарем) Регулятивные УУД (прогнозирование) |
3. Обобщающий вопрос | ||
-Как вы думаете, почему кот перестал воровать? | Предположения детей. | Регулятивные УУД (прогнозирование) |
4. Работа с текстом после чтения На партах схематический план. Расставьте, верно цифры в том порядке, в каком развиваются события.
-Почему кот совершил благородный поступок? -Почему кота прозвали Милиционером? | Индивидуальная работа учащихся. Работа в парах. Отблагодарил людей за доброту и понимание. Чтение детьми этого отрывка из текста. Кот стал охранять дом от кур. Куры – это мелкие воришки. | Коммуникативные УУД |
5. Обобщение знаний. -Подумайте над смыслом пословиц. Какая пословица подходит к содержанию текста? -Почему кот стал другим? Какой он в начале рассказа и в конце? | Работа в группах
| Общеучебные УУД (работа с пословицами) |
Рефлексия | ||
- Оцените работу своей пары. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? | Ученики ставят отметку на карточке, подписывают и сдают учителю. - Понять, чем отличается неправда от фантазии. - Да. | Регулятивные УУД (самооценка) |
Итог урока | ||
- Почему рассказ называется «Кот – ворюга»? - Каков же замысел К. Паустовского? Чему нас учит рассказ? Моделирование своего отношения к героям рассказа. | - Главный герой – кот –воришка. Что мы должны быть внимательными к тем кто нуждается в нашем внимании и защите. Красный – положительно Синий – отрицательное Желтый – с уважением Зеленый - с сочувствием (Герои: Кот, Ленька, Петух, Рувим) | |
Домашнее задание | ||
Приготовить рассказ от имени кота. |
Приложение 1
1. Восстанови последовательность событий. Расставьте верно, цифры в том порядке, в каком развиваются события.
- Проделки кота.
- Благородный поступок.
- Кот-бродяга.
- В ловушке.
- Совет Леньки.
- Отчаянный поступок.
- Вор пойман.
2. . Какая пословица подходит к содержанию текста?
- Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.
- Без труда – не выловить и рыбки из пруда.
- Один за всех и все за одного.
- Голод не тетка.
- Поделом вору и мука.
3. Какой кот в начале рассказа и в конце?
В начале рассказа | ||||
В конце рассказа |
Речкина Юлия Юрьевна
г.Омск
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа№51»
644083, г. Омск ул. Коммунальная 13 б
89045837751
Предварительный просмотр:
Приложение 1
К. Паустовский «Кот-ворюга»
1. Прочитайте ключевые слова текста. Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? Что произойдет в рассказе?
Кот
Воровал
Перестал воровать
Попался
Накормили
Хозяин и сторож
2. Восстанови последовательность событий. Расставьте верно, цифры в том порядке, в каком развиваются события.
Проделки кота. | |
Благородный поступок. | |
Кот-бродяга. | |
В ловушке. | |
Совет Леньки. | |
Отчаянный поступок. | |
Вор пойман. |
2. . Какая пословица подходит к содержанию текста?
- Сколько вору не воровать, а кнута не миновать.
- Без труда – не выловить и рыбки из пруда.
- Один за всех и все за одного.
3. Какой кот в начале рассказа и в конце?
В начале рассказа | ||||
В конце рассказа |
4. Какова основная мысль рассказа? Какие формулировки кажутся наиболее точными?
А) Человек должен любить животных и заботиться о них.
Б) «Собака бывает кусачей, только от жизни собачьей» М. Мориц.
В) «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» А. де Сент-Экзюпери
5. Моделирование своего отношения к героям рассказа.
Красный – положительно
Синий – отрицательное
Желтый – с уважением
Зеленый - с сочувствием
Кот | |
Ленька | |
Петух | |
Рувим |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....
Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
В данном уроке предсталена интергация с уроком музыки....
Открытый урок по литературному чтению К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока с презентацией...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________
Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...
Открытый урок по литературному чтению К.Паустовский " Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Открытый урок литературного чтения 4 класс...
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)
Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...
Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»
Самоанализ открытого урока по литературному чтению в 4 «В» классе К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»...