Урок чтения. работа с дидактическим текстом «Умение и дар человека»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок решения частных задач. Формирование умения читать «по-взрослому» («взрослое чтение» – это чтение синтагмами – речевыми звеньями, чтение плавное, безошибочное, выразительное); формирование представления об умении и даре человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenie_i_dar_cheloveka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 2 класс
Адвокатова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
Программа РО Матвеевой Е. И.
Тема урока: «Умение и дар человека»
Цель урока:
- формирование умения читать «по-взрослому» («взрослое чтение» – это чтение синтагмами – речевыми звеньями, чтение плавное, безошибочное, выразительное);
- формирование представления об умении и даре человека.
Тип урока: урок решения частных задач.
Ход урока:
- Создание ситуации успеха
Работа с дидактическими текстами ведется с 1-ого класса (после завершения букварного периода, 1 четверть) в курсе «Литературное чтение» и на протяжении 1 полугодия 2 класса.
Учитель продолжает систематическую работу по формированию умения читать «по-взрослому», на эту главную цель направлены все задания данного урока.
Для создания ситуации успеха учитель начинает урок с речевой разминки и предложил второклассникам чтение по кругу слов, которые позже встретятся учащимся в дидактическом тексте:
от рождения
какой-нибудь
у третьих
трудолюбие
приобрести
талантливые
Предложенные для чтения слова ученики читают разными способами: вместе, хором, а также индивидуально. Они поясняют значение некоторых слов, стараются читать безошибочно.
- Постановка частной задачи
Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика |
Учитель задает вопрос: – О чем мы говорили на последних уроках литературного чтения? | Мы говорили о том, каким бывает слово. |
– А каким бывает слово? | Слово бывает добрым, утешительным, поучительным… |
Предлагает прочитать высказывания (на доске). К большому терпению придет умение. Острый язык – дарование, а длинный – наказание. | Ученики читают высказывания выразительно, соблюдая интонацию, делая паузы там, где это нужно, выделяют голосом ключевые слова. |
– Как можно назвать эти высказывания? | Пословицы. |
– Почему вы так считаете? | В них есть поучение, мудрая мысль, краткое изречение. Это народная мудрость. |
– Объясните смысл этих пословиц. | Смысл первой пословицы ребята истолковали так: «Если очень стараться, то все получится». В объяснении второй пословицы учащиеся затруднились: острый язык поняли как правдивый, а длинный – как лживый. |
– В пословицах вам встретились слова умение, дарование. – Как вы думаете, одинаковы ли по смыслу слова умение, дарование (дар)? | Ученики высказывают свое мнение, истолковывают смыл слов, некоторые читатели сомневаются в своих ответах. |
- Решение частной задачи
Дидактический текст.
Людям от рождения дается какой-нибудь дар. Одни прекрасно поют. Другие сочиняют музыку или стихи. У третьих талант создавать чудеса из дерева, глины, простого листа бумаги.
Если у человека есть желание, трудолюбие и терпение, он может многому научиться. Это значит приобрести разные умения.
Талантливые и умелые люди способны сделать мир необычным, ярким, интересным.
Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика |
Для того чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать с дидактическим текстом. Может, в нем вы найдете точный ответ? Работать вы будете в группах. Подготовьте чтение «по-взрослому» той части текста, которая написана на листах. | Ученики проговаривают с учителем, как |
– Что для этого надо сделать? | Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре. |
Памятка для составления партитуры
|
6-и группам предложено работать над одной из двух частей дидактического текста, распечатанных на листе формата А3.
Учащиеся в процессе группового обсуждения фломастером подчеркивают ключевые слова, расставляют паузы и отмечают повышение-понижение интонации.
В результате получаются по 3 варианта партитуры одной части. Теперь ученики сравнят партитуры и в ходе обсуждения составят эталонную партитуру дидактического текста.
У учителя есть заготовка такого эталона, но раздаст эти заготовки учитель только после того, как эталон «родится» в ходе детского обсуждения.
Эталонная партитура выглядит примерно так:
Людям от рождения ↑/ дается какой-нибудь дар↓. / Одни↑ / прекрасно поют↓. / Другие↑ / сочиняют музыку↑ или стихи↓. / У третьих↑ / талант создавать чудеса из дерева↑, / глины↑, / простого листа бумаги↓. /
Если у человека есть желание↑, / трудолюбие↑ и терпение↑ /, он может многому научиться↓. / Это значит↑ / приобрести разные умения↓. /
Талантливые и умелые люди↑ / способны сделать мир необычным↑, / ярким↑, / интересным↓. /
Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика |
– Прочитайте текст по-взрослому, пользуясь эталонной партитурой. | На уроке звучит чтение 1-2 учащихся. |
– Оцените чтение ребят. – Какими критериями мы будем пользоваться при оценивании? | – Критерии те же, что и для составления партитуры. Разница только в том, что «показывать» ключевые слова и паузы придется не знаками на бумаге, а голосом. |
- Итоговая рефлексия
Деятельность учителя | Планируемая деятельность ученика |
– Можем ли мы теперь ответить на вопрос «Одинаковы ли по смыслу слова умение и дар?» | – Нет, это разные по смыслу слова: дар – это то, что дано человеку от рождения, а умение – это то, что ты научился делать. |
– Подтвердите свои слова прочитанным текстом. | Мнение детей подтверждается чтением выражений из текста. |
– А как мы можем проверить себя? | – По толковому словарю. |
Чтение словарных статей дар и умение. | – Дар – врожденная способность, талант. – Умение – способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке. |
– А вы знаете людей, обладающих каким-то даром? Может быть, и в классе есть такие ребята? | Учащиеся могут рассказать об известных писателях, поэтах, художниках, музыкантах. |
– А какие умения есть у вас? | – Умеем читать, писать, считать и т.п. |
На доске врассыпную предложены карточки со словами: талант, способность, опыт, мастерство, навык. Распределите слова в два столбика: близкие по значению к слову дар и к слову умение. | – Дар – талант, способность. – Умение – опыт, мастерство, навык. |
Домашнее задание
На дом учащимся можно предложить подготовить выразительное чтение дидактического текста в учебнике или чтение сказки Е. А. Пермяка «Волшебные краски».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умений работать с информационными текстами на уроках русского языка, математики
задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения...
Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Статья «Формированиe умений устанавливать причинно-следственные связи при работе с учебными текстами (на примере уроков окружающего мира)»
В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлен...
Смысловое чтение. Работа с несплошным текстом
Работа с афишами, добывание информации из любого несплошного текста. Развитие творческого воображения. Социализация ребёнка....
Планируемые результаты освоения программы «Чтение. Работа с информацией (текстом)»
Статья "Планируемые результаты освоения программы "Чтение.Работа с информацией". Работаем по ФГОС...
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» раздел «Чтение. Работа с информацией(текстом)»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» раздел «Чтение. Работа с информацией(текстом)»...
Работа с текстом. Основная мысль текста. Умение выражать собственное мнение о прочитанном.
Формирование умения выражать собственное мнение о прочитанном, важный элемент содержания обучения. В работе представлены различные приёмы работы с текстом. При выполнении заданий активизируются и разв...