Урок литератерного чтения. 1 класс. М.С. Пляцковский «Урок дружбы»
презентация урока для интерактивной доски по чтению (1 класс) на тему
УРОК ЛИТЕРАТЕРНОГО ЧТЕНИЯ. 1 КЛАСС.
(Программа «Начальная школа XXI века)
ТЕМА УРОКА: М.С. Пляцковский «Урок дружбы»
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.
ЗАДАЧИ:
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, совершенствованию умений ориентироваться в тексте;
создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы, развития навыков выразительного чтения;
способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», презентация к уроку, карточки с частью пословиц о дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_druzhby.doc | 83.5 КБ |
urok_druzhby.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТЕРНОГО ЧТЕНИЯ. 1 КЛАСС.
(Программа «Начальная школа XXI века)
ТЕМА УРОКА: М.С. Пляцковский «Урок дружбы»
ТИП УРОКА: комбинированный
ЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.
ЗАДАЧИ:
- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, совершенствованию умений ориентироваться в тексте;
- создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы, развития навыков выразительного чтения;
- способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», презентация к уроку, карточки с частью пословиц о дружбе.
ХОД УРОКА
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке
Учитель: Сегодня на уроке у нас гости. Мы их поприветствуем и будем работать на уроке активно и дружно.
«Поговорим?- О чем?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо, что хорошо не очень.
Что-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? –Поговорим!
Нам будет интересно!»
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ
Цель: обеспечить готовность учащихся к активной учебно- познавательной
деятельности.
Учитель:
Свой урок начнем с разминки.
Учитель: Давайте вспомним некоторые произведения по отрывкам, которые изучали раньше. Назовем автора, определим жанр и тему. (подготовленные дети читают наизусть отрывки. Заполняется таблица).
Ученик 1:
Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змея в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развивает. Боря, сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему- то они еще не научились, вот в чем беда. (Дети вспоминают и называют произведение и автора)
(Евгений Пермяк «Бумажный змей») Слайд
Ученик 2:
Цыпленок, мышонок, муравей и жучок столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!
(Владимир Сутеев «Кораблик») Слайд
Ученик 3:
-Кто кого обидел первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Кто кого ударил первый?
-Он меня!
-Нет, он меня!
-Вы же раньше так дружили!
-Я дружил!
-И я дружил!
-Что же вы не поделили?
-Я забыл!
-И я забыл!
(Инсценировка с учителем. Владимир Орлов «Кто кого») Слайд
Ученик 4:
Без друга в жизни туго.
А это что такое?
(Пословица)
Учитель:
Автор | Название произведения | Жанр | Тема |
Евгений Пермяк | «Бумажный змей» |
|
|
Владимир Сутеев | «Кораблик» |
| |
Владимир Орлов | «Кто кого» |
| |
«Без друга в жизни туго» |
|
Молодцы, вы хорошо помните изученные произведения и авторов.
III. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Цель: создать содержательные и организационные условия по изучению нового произведения.
1. Предположение о названии произведения и его содержании.
Учитель:
-Какой темой можно объединить все эти произведения?
Ученики:
Дружба.
Учитель:
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждет встреча с новым произведением. Вот его название: «Урок дружбы».
-О чем может быть текст с таким названием?
«Урок дружбы»
Ученики:
Об уроках, о дружбе, о школе и т.д.
2. Чтение сказки учителем.
Учитель:
-Понравилось произведение?
- Кто главные герои произведения?
-От кого пришла посылка Чику?
-Что в ней было?
-Почему Чик не сказал об этом своему приятелю?
-А как к Чирику попали 10 зернышек?
-Почему Чик отказывался от угощения Чирика?
-Найдите и прочитайте последние слова Чика.
-Как вы понимаете эти слова?
-Кто из героев понравился?
IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО
Цель: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.
Учитель:
Давайте охарактеризуем каждого из героев. Какие они? Для этого соедините стрелками качества, которые присущи каждому из них. (работа в парах, ответы детей)
Чик-1вариант | Чирик-2вариант |
(не сказал приятелю)
открытый скрытный | -Здравствуй, Чик! воспитанный невоспитанный |
-«Себе ничего не останется» жадный щедрый | (собрал в пакетик аккуратно) аккуратный неаккуратный |
(несколько зернышек просыпалось) неаккуратный аккуратный | -Давай их поровну разделим. честный хитрый |
Стало стыдно. бессовестный совестливый | -Друзья все должны делить пополам. недруг настоящий друг |
Учитель:
Можно ли по картинке определить, кто здесь Чик, а кто Чирик?
Учитель:
- «В чем заключается Урок дружбы»
Учитель:
Кого можно считать настоящим другом и почему?
Ученики: Чирика. Он поделился с другом).
Учитель: Чему учит эта история?
Ученики: Говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться
Учитель:
Понял ли Чик свою ошибку?
Ученики:
Да, понял
Учитель:
Найдите в сказке слова, доказывающие это.
Ученики: (читают отрывок из текста)Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!
Физминутка под музыку.
Лексическая работа с применением словаря.
-Вам встретились такие слова значение которых было непонятно?
отмахиваться крылышками
Моделирование обложки.
-Чему учимся, составляя модель обложки?
-Самостоятельно составьте модель обложки.
Проверка.- Сравните свои работы с образцом. (учителем допущены 2 ошибки)
-С чем вы не согласны?
-Почему нарисовали круг?
-Докажите что мы читали сказку.
-Что в этом произведении вымысел, а что правда?
-Поднимите руку, кто справился с моделированием обложки.
-Оцените выполнение своей работы (дети оценивают работы на листочках по предлагаемым критериям)
Учитель: Спасибо автору этой сказки. Замечательную сказку сочинил для нас. А сейчас я предлагаю вам заняться творчеством. Автор каждого текста мечтает, чтобы у его текста был читатель, слушатель – умный, грамотный и понимающий.
V.ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний на уровне их применения при выполнении заданий
1группа: распределить роли, прочитать по ролям, исключая слова автора в диалоге Чика и Чирика.
2группа: подобрать пословицы подходящие к тексту. Какая пословица подходит к произведению? Порассуждай.
Сам погибай, …а товарища выручай.
Старый друг лучше … новых двух.
Не имей сто рублей, …а имей сто друзей.
Нет друга - ищи, …а нашёл - береги.
Один за всех, …все за одного
Друзья познаются …в беде.
Дружба ….всего дороже.
Новых друзей наживай, …а старых не теряй!
3группа: Вставить в текст пропущенные слова.
-Давайте повторим правила работы в группе:
Умей выслушать каждого
Уважай собеседника.
Приди к единому мнению.
Добивайся успеха!
Презентация работы групп.
Вопросу учащимся.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Учитель:
Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать. С каким произведением познакомились?
Ученики:
«Урок дружбы» Михаила Пляцковского
Учитель:
Чему научились на примере героев сказки? ( ответы детей)
-Какое это слово дружба? Доброе, злое, непонятное?
-Что для вас означает это слово?
Учитель: А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)
Кто хочет рассказать о своем друге (Дети рассказывают о своих друзьях: проза, стих, пословица)
VII.РЕФЛЕКСИЯ
Цель: создать условия для самооценки учащимися эмоционального состояния.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Автор
Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Владимир Сутеев «Кораблик» Автор
Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Владимир Сутеев «Кораблик» Владимир Орлов «Кто кого» Автор
Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Владимир Сутеев «Кораблик» Владимир Орлов «Кто кого» УНТ «Без друга в жизни туго» Автор
Михаил Пляцковский
Чик Чирик (не сказал приятелю) открытый скрытный -Здравствуй, Чик! воспитанный невоспитанный -«Себе ничего не останется» жадный щедрый (собрал в пакетик аккуратно) аккуратный неаккуратный (несколько зернышек просыпалось ) неаккуратный аккуратный -Давай их поровну разделим. честный хитрый Стало стыдно . бессовестный совестливый -Друзья все должны делить пополам. недруг настоящий друг
Чик Чирик (не сказал приятелю) открытый скрытный -Здравствуй, Чик! воспитанный невоспитанный -«Себе ничего не останется» жадный щедрый (собрал в пакетик аккуратно) аккуратный неаккуратный (несколько зернышек просыпалось ) неаккуратный аккуратный -Давай их поровну разделим. честный хитрый Стало стыдно . бессовестный совестливый -Друзья все должны делить пополам. недруг настоящий друг
Слайд 7
Посылка- упакованная вещь, пересланная по почте кому- либо. Отмахнуться- взмахом отогнать от себя кого- то. Легкомысленно оставить без внимания.
Правила работы в группе: 1.Умей выслушать каждого. 2.Уважай собеседника. 3.Приди к единому мнению. 4.Добивайся успеха!
Слайд 7 М. Пляцковский Урок дружбы М.Пляцковский Урок дружбы
Михаил Пляцковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"
урок посвящен воспитанию дружеского отношения друг к другу....
Презентация к уроку чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"
Презентация поможет провести урок интереснее....
Технологическая карта урока литератерного чтения. Тема: Ненецкая сказка "Кукушка"
УМК "Перспектива". 2 класс. Урок по ФГОС...
М.Пляцковский "Урок дружбы",1 класс
Конспект и презентация урока по чтению "М.Пляцковский Урок дружбы",1 класс...
Михаил Спартакович Пляцковский «Урок дружбы».
Кто в дружбу верит горячо,Кто рядом чувствует плечоТот никогда не упадет,В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг,То встать ему поможет друг!Всегда в беде надежный другЕму протянет рук...
Рабочий лист по сказке М. Пляцковского "Урок дружбы" (ВД, читательская грамотность)
Для занятий по формированию читательской грамотности у учеников 1 класса в рамках курса "Функциональная грамотность"...
Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс
Тема: М. Пляцковский «Урок дружбы».Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.Задачи урока:Образовательная: формирова...