ΙΙΙ. | Работа по теме урока - Кросворд
- Факты биографии И. Сурикова
3. Прослушивание стихотворения в записи.
4. Беседа по содержанию: |
| - Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.
|
|
| 3 |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| 1 |
| Р |
| К | О | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Выгляну в оконце
Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. (снег)
| 2. Белый дед – белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму — Никто не поднимает. Весна придёт — Он сам уйдёт. (сугроб) | 3. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
(сновидение) | 4. Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица. (ветер) |
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72. - Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина». - Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым: Детства прошлого картины! Только вы светлы: Выступаете вы ярко Из сердечной мглы. - Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение. Откройте свои учебники на странице ( стр.72.) «Детство».
— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.
— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? — Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? — Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером. Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом. В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться. | Ученики отгадывают кроссворд и вписывают в него слова
- Открывают учебники. Слушают биографию И. Сурикова.
Один ученик читает найденные факты из биографии поэта, а остальные ученики его слушают.
Учащиеся прослушивают отрывок стихотворения И. Сурикова «Детство» в аудиозаписи и следят по тексту учебника.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя. |
|
VΙ.
| Работа с текстом.
- Работа над 1 частью
- Работа над 2 частью
- Работа над 3 частью
|
| Прочитаем 1 часть на стр 72. - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? — А где происходило событие? - Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения. – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья. – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше. - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? — А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. — А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы? — А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? - Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? Читаем дальше. — А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? — А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте. – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом. – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно. — А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки: “А в трубе сердито Ветер злой поет”? – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем. Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку. Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте. – А еще очень складно... – “Складно да ладно”. – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком. Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек? Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно. — Как можно озаглавить эту часть? — Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? – И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро. – А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях. – А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет: “И начну у бабки Сказки я просить...” Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.) Учитель. А как надо эти слова понимать? – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки. Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
| Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни... Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб. Ученица. “Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..” Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
Дети. Да, конечно! (О сказках.) (“Иван-царевич и серый волк”). Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно. Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо. Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался. Дети. – О плавной и красивой... – О тихой и приятной... – О правильной, ровной, связной. Дети. – Но ведь это же во сне! Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда. Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
|
|