открытый урок по литературному чтению 3 класс "И.З. Суриков Детство"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Герасименко Анна Ивановна

.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины  природы.

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И.Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

И. Суриков «Детство»

  1. Ф.И.О. автора: Герасименко Анна Ивановна
  2. Место работы: МБОУ «Шеломовская СОШ», Новозыбковского района, Брянской области.
  3. Должность: Учитель начальных классов
  4. Предмет: Литературное чтение
  5. Класс: 3
  6. Тема урока: И. Суриков «Детство»
  7. Базовый учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение, 3 класс, 1 часть.
  8. Цель:        познакомить учащихся со стихотворением И.Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
  9. Планируемые результаты:
  1. учащиеся должны уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта;
  2. различать стихотворный и прозаический тексты;
  3. наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;
  4. наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
  1. Тип урока: комбинированный
  2. Формы работы учащихся: чтение, анализ, рассуждение, разъяснение.
  3. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, музыкальные колонки, проекционный экран, видео- или аудиозапись произведения; карточки (текст для речевой разминки, задания), маршрутные листы.
  4. Структура и ход урока:

 

№ п\п

Этап урока

Название используемых материалов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Ι.

Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Давайте поприветствуем их!

Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

Прозвенел звонок весёлый,

Приглашает на урок.

Встали все у парт спокойно,

Начинаем ровно в срок.

Тихо сядем, не нарушим тишину,

И тихонечко, тихонько

Я сейчас урок начну.

— На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

Ученики выходят из-за парт и стоят тровненько.

2 мин.

ΙΙ.

Речевая разминка.

Умные совята

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

И.Котляр

- Прочитайте жужжащим способом.

- Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)

- Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем –сов-? (Совет.)

- Прочитайте с интонацией удивления (ещё: сердито, радостно, с вопросительной интонацией).

- Сейчас прочитайте выразительно.

- Слушают внимательно, читают жужжащим чтением, ищут однокоренные слова.

Читают с интонацией удивления, сердито, радостно, выразительно

ΙΙΙ.

Работа по теме урока

  1. Кросворд

  1.  Факты биографии И. Сурикова

3. Прослушивание стихотворения в записи.

4. Беседа по содержанию:

- Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.

3

   

2

1

Р

К

О

4

  1. Выгляну в оконце
    Лежит белое суконце.
    Всю зиму лежит,
    А весной убежит. (снег)

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму —
Никто не поднимает.
Весна придёт —
Он сам уйдёт. (сугроб)

3. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

        (сновидение)

4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (ветер)

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Мне на ухо. Откройте учебники на странице 72.
- Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему

было только 39 лет.

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».
- Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.
- Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение. Откройте свои учебники на странице ( стр.72.) «Детство».

— Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

— Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
— Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
— Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю о значении некоторых из них вы можете догадаться.

Ученики отгадывают кроссворд и вписывают в него слова

- Открывают учебники. Слушают биографию И. Сурикова.

Один ученик читает  найденные факты из биографии поэта, а остальные ученики его слушают.

Учащиеся прослушивают отрывок стихотворения И. Сурикова «Детство» в аудиозаписи и следят по тексту учебника.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя.

ΙV.

Словарная работа в парах.  

Словарная работа будет проводиться следующим образом:

В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ)

Учащиеся работают по заданию карточки. После её выполнения оценивают себя самостоятель

но

V.

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 — будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

Ученики вместе с учителем выполняют характерные движения, о которых говорится в стихотворении.

VΙ.

Работа с текстом.

  1. Работа над 1 частью

  1. Работа над 2 частью

  1. Работа над 3 частью

Прочитаем 1 часть на стр 72.
 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
— А где происходило событие?
 - Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать
 дальше.
 - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
 - И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
 -  Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Читаем дальше.
 А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?

 А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?

 - А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

 “А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

 3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно. 
— Как можно озаглавить эту часть?
— Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить...”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Учитель. А как надо эти слова понимать?
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему
 сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
 Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 Дети. Да, конечно!

(О сказках.)

(“Иван-царевич и серый волк”).
 Дети. 

– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха 

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
 Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
 Дети.

 – О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.
 Дети. – Но ведь это же во сне!
 Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
 Дети. – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.

VΙΙ.

Подведение итогов

Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
— Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
— Ребята, спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Домашнее задание: с.72 -75 читать выразительно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: И.З. Суриков «Детство» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Шеломовская средняя общеобразовательная школа» Подготовила: Учитель начальных классов Ι Ι квалификационной категории Герасименко А.И. 2013- -2014 учебный год

Слайд 2

Умные совята Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ. И.Котляр РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Слайд 3

КРОССВОРД 2 1 Р 3 К О 4 С Н Е Г В О З Д У Х И Н Е Й В Е Т Е Р

Слайд 4

Иван Захарович Суриков 1841 -1880 г

Слайд 5

Русская народная песня «Рябина» на слова И.З.Сурикова

Слайд 6

И.З.Суриков «Детство»

Слайд 7

Словарная работа: Кубарем качуся крестьянская обувь, сплетенная из лыка Лапти быстро , стремительно Светец приспособление для ручного прядения Прялка подставка для лучины, освещавшей жильё

Слайд 8

Кубарем качуся – быстро, стремительно (кубарь- деревянная детская игрушка, похожая на волчка.)

Слайд 9

Лапти –крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

Слайд 10

Прялка

Слайд 11

Светец

Слайд 12

Русская печь

Слайд 13

Немножко Отдохнём! Физкультминутка

Слайд 14

Русская народная сказка « Иван-Царевич и Серый Волк».

Слайд 15

Конкурс на лучшего чтеца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: «Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»»

Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе Тема: « Творчество С.В. Михалкова.Страна Детства»

Тема:  « Творчество С.В. Михалкова.Страна Детства»Цели:                дать представление о жизни С.В.Михалкова...

Конспект открытого урока по литературному чтению И.З. СУРИКОВА "Детство"

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.З.Суриков Детство» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения Сурикова «Детство», понимания текста и специфики его литературной формы. За...