Сценарий урока в 1 классе "Знакомство с буквой Ч,ч"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Костина Оксана Юрьевна

Сценарий урока по литетратурному чтению о том, как познакомить учащихся 1 класса со звуком ч и буквой Ч,ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ch_29.11.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1а классе

по УМК «Начальная школа 21 века».

ТЕМА: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ «Ч,ч».

Разработала и провела

учитель начальных классов

Костина Оксана Юрьевна.

Волгоград, 2017

Цели:

1.Предметные: познакомиться с новой согласной буквой и особенностями ее звука ([Ч,] всегда мягкий), формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи учащихся, формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; формировать элементарные навыки читательской культуры.

2.Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других: совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.

3.Личностные:  определять мотивы учебной деятельности; вырабатывать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: работа в паре, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок –

 Начинается урок.

 Мы сюда пришли учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

Улыбнулись друг другу,

 Пожелали мысленно удачи.

Слова учителя (к классу):

-Зачем вы пришли сегодня в гимназию?

-Как нужно работать, чтобы всего этого добиться?
-Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Определение темы и целей урока.

На экране появляются картинки:

чемодан, черепаха, чай, чеснок, чайник, черника.

Учитель:

- Назовите  хором предметы, изображенные на картинках. Постарайтесь запомнить. Закройте глазки.

-Что изменилось? (поменялись местами).

-Как вы думаете, что общего в произношении всех этих слов? (Выслушиваются ответы детей, пока не прозвучит правильный ответ).

-Во всех словах есть звук [ ч'].

 -Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.

  • Учиться отличать… (звук ч от других звуков речи).
  • Узнать… (какой буквой обозначается звук).
  • Учиться читать … (слоги, слова, предложения).
  • Развивать речь, внимание, память.
  • Работать дружно и помогать друг другу.

3. Новый материал. Знакомство с новым звуком [ч’].

Учитель:

-Мы с вами исследователи, разделимся на  3 группы. Каждая группа анализирует слова «спички», «чайник» и делает вывод .

У доски 2 человека.

•  1-ая  : звук [ ч'] гласный или согласный?

•  2-ая  : звук [ ч'] твердый или мягкий согласный.

•  3-я  : звук [ ч'] звонкий или глухой звук?

Дети работают по рядам.

Делают вывод: звук [ ч'] согласный, во всех этих словах он мягкий, во всех этих словах он глухой.

Учитель подтверждает этот вывод и предлагает понаблюдать дальше.

-Какая гласная стоит в слове «чайник» за буквой ч?

-Какую команду дает буква а? (Будь твердым!)

-Как быть в этом случае? Ч <(Мягкий/твердый)

-Звук Ч не дружит с буквой Я!

Запомните: звук [Ч']всегда мягкий!

Ролевая игра «Живые звуки».

-А сейчас поиграем в игру «Живые звуки» со словом «спички».

-Сколько звуков в этом слове? (6).

-Я буду давать характеристику звуку, а вы угадывайте, о каком звуке идёт речь.

-Гласные звуки покружитесь, согласные потопайте.

Встаньте так, чтобы получилось слово «спички».

4 . Физминутка. Игра «Кто самый внимательный».

-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто самый внимательный».

-В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука ч в словах:

-если этот звук в начале слова – поднимаете вверх руки;

-если в конце слова – приседаете;

-если в середине – кружитесь;

-если будет «ловушка» - хлопаем в ладоши.

Мяч, чайка, туча, дом, врач, чипсы, речка, зима, чудеса, Чебурашка,  чайник, ночь, кот, печать, грач, чемодан, класс, ученик .

-Садитесь. Останутся стоять те, в имени или фамилии кого есть звук [ ч').

5.Знакомство с буквой Ч (ч).

-Кто скажет, с помощью какой буквы обозначается на письме звук ч?

(Буквы Ч).

-Покажите в «Букваре» эту букву.

-Почему их две? (Строчная и заглавная.)

-А почему у меня  их 4?

-В каких случаях пишется заглавная буква Ч? (В начале предложения и в именах ).

– На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)

Да, вы правильно решили:

Ч похожа на четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

-Кто может показать живую букву Ч?

6. Закрепление изученного.

а) Чтение слогов.

Ребята, умеющие читать, познакомятся со стихотворением «Часы» Орлова, остальные прочитают слоги на экране:
ЧА - ЧО - ЧИ - ЧЕ - ЧУ - ЧЁ (хором, индивидуально).

б) Стихотворение «Часы» прочитает …..

  • В каком случае говорят «Часы стоят»?
  • В каком случае говорят «Часы спешат»?
  • В каком случае говорят «Часы идут, но немножко отстают»?

б) Чтение слов и предложений.

-Читаем по столбикам.

- Прочитайте слова, в которых один слог, два слога, три слога.

- Какое незнакомое слово встретилось вам?

- Как вы понимаете слово ЧУЛАН?

-Если вам незнакомо значение слова, у кого можно спросить?

-А можно обратиться к толковому словарю.

Работа с толковым словарем.

-Какую ещё учебную задачу нам надо решить? (Прочитать предложения).

-Что особенного заметили в конце первого предложения? Как нужно прочитать это предложение? Сколько предложений? Это текст?

в) Работа в паре. 

Игра «Подбери пару».

- Соедините линиями, подходящие по смыслу слова. Какие получились
словосочетания?

-Как будете работать в паре?

-Заполните таблицу с зашифрованными словами внизу учебника . Прочитайте цепочку слов.

  • Что такое тачка(ручная тележка).
  • - Догадайтесь, почему от слова ручка идут три стрелки?
  • -Составьте предложения, употребив это слово в разных значениях.

1. Малыш протянул мне свою маленькую ручку.

2. Ручка у чашки была горячая.

3.Нам уроке у меня сломалась ручка.

7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

-Продолжите предложения:

-Я сегодня узнал…

-Я научился….

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…

– Что вызвало затруднение? Почему?

Наш урок подошёл к концу. Если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет – качаем головой.

- Со звуковыми моделями работали?

- Со словами встречались?

-Чай пили?

- Предложения читали?

- С горки катались?

- В парах работали?

- Конфеты ели?

- Новые слова узнали?

- Сильно устали?                    

 Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе. "Звуки [г], [г. Буква Г,г.]

Сценарий урока литературного чтения,  данного в 1 классе по теме "Звуки [г],  [г]. Буква Г,г....

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе...

Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, поз...

Сценарий урока по русскому языку для 1 класса "Строчные буквы л, м"

Сценарий урока русского языка соответствует УМК "Школа 2100". На уроке использовались игровые приемы, деятельностный метод обучения....

Сценарий урока "Буква М", "Письмо заглавной и строчной букв М. м"

Сценаий урока с презентацией по письму и чтению  (букварный период) для 1 класса  по теме "Буква М" по программе "Начальная шукола XXI века"...