Рабочая программа
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
"Согласовано": Председатель МО МБОУ «СОШ с. Стригай» ___________/_Т.В.Прохорова Протокол №1 от «27» августа 2017г. | "Согласовано": Зам.дир. по УВР МБОУ «СОШ с. Стригай» ___________/И.Е.Захарова/ Протокол №1 от «28» августа 2017г.. | "Утверждаю": Директор МБОУ «СОШ с. Стригай» __________/Ю.В.Евдокимова/ Приказ №186 от «28» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению 1-4 классы
Прохоровой Татьяны Васильевны учителя высшей категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «28» августа 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1-4 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, автора Э.Э. Кац. «Литературное чтение. 1 – 4 классы»
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 года, регистрационный № 22540);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года №1060 «О внесении изменений в федеральный в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 года, регистрационный № 26993);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01 октября 2013 года, регистрационный № 30067);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по учебным предметам;
ООП НОО МБОУ– I ступень обучения;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 мая 2015 г. N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
Планируемые результаты
К концу 1 класса
Личностные:
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам литературного чтения;
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• внимания к красоте окружающего мира; к красоте природы своей Родины;
• осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи;
• внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;
• эмоционального отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
Предметные:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение;
• сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
• объяснять смысл названия произведения;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать своё отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• выразительно читать и учить наизусть стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сочинять рассказы по рисункам;
• сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся получат возможность научиться:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
• чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
• различать сказки, стихотворения, рассказы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• организовывать своё рабочее место;
• устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре;
• осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
• в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника;
• в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
• понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, репродукций картин;
• выделять непонятные слова и находить их значение в толковом словаре учебника (под руководством учителя);
• сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведений характеру, поступкам.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
• знакомиться с новой книгой, её автором, названием, иллюстрациями;
• группировать литературные произведения по жанрам;
• сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• объяснять смысл названия произведения;
• высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
• внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
к концу 2 класса
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
• умения оценивать своё отношение к учёбе;
• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
Предметные:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведённое им впечатление;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
• объяснять действия персонажей;
• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
• сравнивать героев разных произведений;
• ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать рассказ по циклу картинок;
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой учащихся.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать по ролям художественное произведение;
• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
• находить сравнения в тексте произведения;
• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путём прохлопывания.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
• самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;
• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать произведения и героев;
• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
• находить объяснение незнакомых слов в словаре;
• находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в паре, высказывать своё мнение, выслушивать мнение партнёра;
• задавать вопросы по тексту произведения;
• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
• обсуждать героев литературных произведений: высказывать своё отношение, оценивать высказывание партнёра, вырабатывать общую позицию;
• аргументировать собственную позицию;
• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
к концу 3 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
могут быть сформированы:
• познавательная мотивация учения;
• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, изменением темпа речи, использованием необходимых логических ударений для передачи смысла читаемого произведения;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка -басня, сказка-былина, сказка-рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач;
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
к концу 4 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
могут быть сформированы:
• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
Предметные
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя - примерно 120 слов в минуту);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
• различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
• соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
• создавать иллюстрации к произведениям;
• создавать в группе сценарии и проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
• устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
• владеть диалогической формой речи;
• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Содержание программы
1 класс (40 ч)
Круг чтения
Страна Вообразилия (16 ч)
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д. Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из
Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н.Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо». Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Сказки о животных (14 ч)
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».
Природа и мы (10 ч)
Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».
Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-Золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
2 класс(136 ч)
Круг чтения
Осень пришла (12 ч)
Вспомним лето (6 ч)
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень (6 ч)
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок...», «Ходит конь по бережку...», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь —плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение.
Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины (12 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок). Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (35 ч)
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (32 ч)
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А. Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение (15 ч)
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
3 класс (136 ч)
Круг чтения
«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на берёзах…»
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (6 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
О мужестве и любви (11 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки (14 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (9 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие (16 ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот-ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге (13 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла (10 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
И в шутку, и всерьёз (19 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
4 класс (136 ч)
Круг чтения
Мифы (8 ч)
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Народные сказки (15 ч)
Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».
Былины (12 ч)
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки (19 ч)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тики-Тави»; Н. Гумилёв «Маркиз де Карабас».
Басни (9 ч)
И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и Лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и Крот»; А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея».
Слово о родной земле (11 ч)
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И. Никитин «Русь».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».
О прошлом Родины (9 ч)
«Повесть временн х лет»; А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».
Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».
Прошла по земле война (9 ч)
А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»; А. Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте (17 ч)
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»; Н. Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен
«Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина»; А. Блок «Летний вечер».
Мир детства (18 ч)
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л. Толстой «Детство» (главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А. Чехов «Мальчики».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения (9 ч)
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Дата | Кол-во ч | Тема урока | Примечание | |
План | Факт | |||
05.09 | 1 | Контрольное чтение № 1. | ||
06.09 | 2 | Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». | ||
07.09 | 3 | Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». | ||
08.09 | 4 | Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. | ||
12.09 | 5 | Славянские мифы. | ||
13.09 | 6 | Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». | ||
14.09 | 7 | Научно-популярная литература. Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев». | ||
15.09 | 8 | Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». | ||
19.09 | 9 | Народные сказки. | ||
20.09 | 10 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. | ||
21.09 | 11 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. | ||
22.09 | 12 | «Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Обобщение. | ||
26.09 | 13 | «Находчивый солдат» (русская народная сказка). | ||
27.09 | 14 | «Мужик и царь» (русская народная сказка). | ||
28.09 | 15 | «Портной и царь» (армянская народная сказка). | ||
29.09 | 16 | Сравнение сюжетных линий и героев сказок «Мужик и царь» и «Находчивый солдат». | ||
03.10 | 17 | «Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). | ||
04.10 | 18 | Составление плана сказки «Кола-Рыба». | ||
05.10 | 19 | Составление словесных портретов героев сказки «Кола-Рыба». | ||
06.10 | 20 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | ||
10.10 | 21 | Читальный зал «По колено ноги в золоте» (русская народная сказка). | ||
12.10. | 22 | Читальный зал «Искусный ковровщик» (индийская народная сказка). | ||
13.10 | 23 | Викторина «Сказки народов мира»*. | ||
17.10 | 24 | Былины. | ||
18.10 | 25 | «Как Илья из Мурома богатырём стал». | ||
19.10 | 26 | Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | ||
20.10 | 27 | Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». | ||
24.10 | 28 | Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». | ||
25.10 | 29 | Особенности былинной речи. Контрольное чтение. | ||
26.10 | 30 | А.К.Толстой «Илья Муромец». | ||
27.10 | 31 | Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья». | ||
07.11 | 32 | Былина «На заставе богатырской». | ||
08.11 | 33 | Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. | ||
09.11 | 34 | Картинная галерея. В.М.Васнецов «Богатыри». | ||
10.11 | 35 | Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова. | ||
14.11 | 36 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | ||
15.11. | 37 | Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…». | ||
16.11 | 38 | Деление на части «Сказки о царе Салтане…». | ||
17.11 | 39 | Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. | ||
27.11 | 40 | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина. | ||
28.11 | 41 | Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». | ||
29.11 | 42 | Биография и творчество К. Чапека. | ||
30.11 | 43 | К.Чапек «Случай с русалками». | ||
05.12 | 44 | Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». | ||
06.12 | 45 | Статья о Р.Киплинге. | ||
07.12 | 46 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | ||
08.12 | 47 | Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». | ||
12.12 | 48 | Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». | ||
13.12 | 49 | Внеклассное чтение. Сказки В.Гауфа. | ||
14.12 | 50 | Картинная галерея. М.А.Врубель «Царевна-лебедь». | ||
15.12 | 51 | Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна-лебедь». | ||
19.12 | 52 | Анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности. | ||
20.12 | 53 | Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». | ||
21.12 | 54 | Внеклассное чтение. Авторские сказки. | ||
22.12 | 55 | Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь». | ||
26.12 | 56 | И.А. Крылов «Любопытный». | ||
27.12 | 57 | Эзоп «Ворон и лисица». | ||
28.12 | 58 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица». | ||
29.12 | 59 | Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». | ||
30.12 | 60 | Читальный зал. И.А. Крылов «Лисица и виноград». А.Е. Измайлов «Филин и чиж». | ||
09.01 | 61 | Читальный зал. Томас де Ириатре «Утка и змея». | ||
11.01 | 62 | Внеклассное чтение «Басни». | ||
12.01 | 63 | Наш конкурс (викторина). Контрольное чтение. | ||
13.01 | 64 | Ю. Яковлев «Мама». | ||
16.01 | 65 | М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». | ||
18.01 | 66 | С.А. Есенин «С добрым утром!». | ||
19.01 | 67 | Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина. | ||
20.01 | 68 | М.М. Пришвин «Моя родина». | ||
23.01 | 69 | И. Северянин «Запевка». | ||
25.01 | 70 | И.С. Никитин «Русь». | ||
26.01 | 71 | Выразительные средства в стихотворении И.С. Никитина «Русь». | ||
27.01 | 72 | Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок). | ||
30.01 | 73 | Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя родина». | ||
01.02 | 74 | Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине. | ||
02.02 | 75 | «Повесть временных лет». | ||
03.02 | 76 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | ||
06..02 | 77 | Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге». | ||
08.02 | 78 | Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». | ||
09.02 | 79 | К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин». | ||
10.02 | 80 | Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина. | ||
13.02 | 81 | Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». | ||
15.02 | 82 | Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской». | ||
16.02 | 83 | Творческая работа по репродукции В.В. Маторина «Дмитрий Донской». | ||
17.02 | 84 | А.А. Ахматова «Мужество». | ||
20.02 | 85 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». | ||
22.02 | 86 | Работа над определением главной мысли рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | ||
23.02 | 87 | Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина». | ||
24.02 | 88 | А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | ||
27.02 | 89 | К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». | ||
01.02 | 90 | А. Ахматова «Памяти друга». | ||
02.03 | 91 | Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях. | ||
03.03 | 92 | Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ. | ||
06.03 | 93 | А.А. Фет «На рассвете». | ||
08.03 | 94 | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…». | ||
23.03 | 95 | Н.А. Некрасов «Саша». | ||
09.03 | 96 | Научно-популярные статьи «Кумушка лиса», «Ландыш», «Валдайский национальный парк». | ||
10.03 | 97 | Жизнь и творчество К.Г. Паустовского. | ||
06.03 | 98 | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | ||
13.03 | 99 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | ||
15.03 | 100 | Внеклассное чтение. Музыка и литература. | ||
16.03 | 101 | А.Н.Майков «Мать». Контрольное чтение. | ||
17.03 | 102 | Х.К.Андерсен «Соловей». | ||
20.03 | 103 | Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей». | ||
22.03 | 104 | Составление плана сказки «Соловей». | ||
23.03 | 105 | Чтение по ролям отрывков из сказки «Соловей». | ||
24.03 | 106 | Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». | ||
05.04 | 107 | Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер», С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина». | ||
06.04 | 108 | Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь». | ||
07.04 | 109 | Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь». | ||
10.04 | 110 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». | ||
12.04 | 111 | Создание словесных иллюстраций к стихотворению «Крестьянские дети». | ||
13.04 | 112 | Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. | ||
14.04 | 113 | Л.Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство». | ||
17.04 | 114 | Л.Н. Толстой «Детство». | ||
19.04 | 115 | И.А. Бунин «Детство». | ||
20.04 | 116 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | ||
21.04 | 117 | Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера». | ||
24.04 | 118-119 | Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | ||
26.04 | 120 | Инсценировка отрывков из «Приключений Тома Сойера»*. | ||
27.04 | 121 | В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой». | ||
28.04 | 122 | Работа с текстом рассказа «Ножичек с костяной ручкой». | ||
03.05 | 123 | М.И. Цветаева «Наши царства». | ||
04.05. | 124 | Р.Л. Стивенсон «Страна кровати». | ||
05.05 | 125 | А.П.Чехов «Мальчики». | ||
08.05 | 126 | Работа с текстом «Мальчики». | ||
10.05 | 127 | Итоговое контрольное чтение. | ||
11.05 | 128 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». | ||
12.05 | 129 | Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы». | ||
15.05 | 130 | Д. Свифт «Путешествия Гулливера». | ||
17.05 | 131 | Озаглавливание частей истории Гулливера. | ||
18.05 | 132 | Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». | ||
19.05 | 133 | Итоговое тестирование. | ||
22.05 | 134 | Работа с научно-популярными текстами. Итоговый инструктаж по проектной деятельности. | ||
24.05. | 135 | Защита проектов. | ||
25.05 | 136 | Литературная викторина.* |
Календарно-тематическое планирование по предмету «литературное чтение» 2 класс
Дата | Кол-во | Тема урока.раздела | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Осень пришла (12 часов) | |||||
Вспомним лето (6 часов) | |||||
1 | Часть 1. Знакомство с учебником. | ||||
2 | С.П. Щипачев «Подсолнух». | ||||
3 | И.З. Суриков «Степь» (отрывок). | ||||
4 | И.С. Соколов-Микитов «Вертушинка». | ||||
5 | И.С. Соколов-Микитов «Вертушинка». | ||||
6 | Прием сравнения.О.О. Дриз «Кончилось лето». | ||||
Здравствуй, осень (6 часов) | |||||
7 | М.М. Пришвин «Полянка в лесу». | ||||
8 | А.Н. Майков «Осень» (отрывок). | ||||
9 | А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок). | ||||
10 | К.Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок). | ||||
11 | Картинная галерея. И.И. Машков «Натюрморт. Камелия». | ||||
12 | Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей и поэтов. | ||||
Народные песни, сказки, пословицы (30 часов) | |||||
Песни (5 часов) | |||||
13 | Статья о песнях. «Как на тоненький ледок…» (русская народная песенка). | ||||
14 | «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка). | ||||
15 | «Заинька, где ты был…» (русская народная песенка). | ||||
16 | «Спляшем!» (шотландская народная пе-сенка). «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки). | ||||
17 | С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек» (английская народная песенка). | ||||
Сказки народов России (15 часов) | |||||
18 | Сказки народов России. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). | ||||
19 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). | ||||
20 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка). | ||||
21 | Картинная галерея. В.М. Васнецов. «Аленушка». | ||||
22 | «Хаврошечка» (русская народная сказка). | ||||
23 | «Хаврошечка» (русская народная сказка). | ||||
24 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). | ||||
25 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). | ||||
26 | «Каша из топора» (русская народная сказка). | ||||
27 | «Кукушка» (ненецкая народная сказка). | ||||
28 | «Три дочери» (татарская народная сказка). | ||||
29 | «Три дочери» (татарская народная сказка). | ||||
30 | «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка). | ||||
31 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка). | ||||
32 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка). Контрольное чтение. | ||||
Колыбельные песни (3 часа) | |||||
33 | «Березонька скрип-скрип…» (русская колы-бельная), «Нашей Любице…» (сербская колыбельная). | ||||
34 | «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная). | ||||
35 | Внеклассное чтение. Русский фольклор. | ||||
Сказки народов мира (4 часа) | |||||
36 | «Золотая рыба» (индийская народная сказка). | ||||
37 | «Золотая рыба» (индийская народная сказка). | ||||
38 | «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка). | ||||
39 | «Два ленивца» (сербская народная сказка), «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка). | ||||
Писатели о детях и для детей (32 часа) | |||||
40 | Пословицы о правде, о труде и лени. | ||||
41 | Пословицы о дружбе, об учебе. | ||||
42 | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | ||||
Зимние картины (12 часов) | |||||
43 | И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок). | ||||
44 | К.Г. Паустовский «Первый зимний день». | ||||
45 | Картинная галерея. А.А. Пластов «Первый снег». | ||||
46 | С.А. Есенин «Пороша». | ||||
47 | С.А. Есенин «Пороша». | ||||
48 | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок). | ||||
49 | А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок). | ||||
50 | Н.И. Сладков «Песенки подо льдом». | ||||
51 | С.Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…» (отрывок). | ||||
52 | Загадки о зиме. | ||||
53 | Внеклассное чтение. Зима в произведениях русских писателей. | ||||
54 | Н.А. Некрасов «Мороз-Воевода» | ||||
Авторские сказки (35 часов) | |||||
55 | К.Д. Ушинский «Мена». | ||||
56 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
57 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
58 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
59 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
60 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | ||||
61 | Контрольное чтение. | ||||
62 | М.М. Пришвин « Птицы под снегом» | ||||
63 | Наш конкурс. Братья Гримм «Храбрый портной». | ||||
64 | Внеклассное чтение «Русские народные песни» | ||||
65 | Читальный зал « Снегурочка» | ||||
66 | Братья Гримм «Храбрый портной». | ||||
67 | Братья Гримм «Храбрый портной». | ||||
68 | Братья Гримм «Храбрый портной | ||||
69 | И.П. Токмакова «Гном». | ||||
70 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок). | ||||
71 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок). | ||||
72 | Внеклассное чтение. Х.-К. Андерсен «Сказки». | ||||
73 | Братья Гримм «Маленькие человечки». | ||||
74 | А.Н. Толстой. Главы из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | ||||
75 | А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | ||||
76 | Внеклассное чтение. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | ||||
77 | Картинная галерея. А.Муха «Плакат». | ||||
78 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». «Юн и колдунья». | ||||
79 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». «Юн и Софус». | ||||
80 | С. Хопп. Главы из книги «Волшебный мелок». «По ту сторону калитки». | ||||
81 | Н.Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей». | ||||
82 | Н.Н. Носов. Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей». | ||||
83 | Б.В. Заходер. «Про пана Тру-лялинского». | ||||
84 | Дж. Родари «Волшебный барабан». | ||||
85 | Дж. Родари «Волшебный барабан» | ||||
86 | С.А. Седов «Два медведя». | ||||
87 | О.О. Дриз «Очень Высокий Человек». | ||||
88-89 | Резерв. | ||||
Писатели о детях и для детей (32 часа) | |||||
90 | Л.А. Мей «Баю-баюшки…». | ||||
91 | А.Н. Майков «Спи, дитя мое, усни…»,И.П. Токмакова «Как на горке снег, снег…». | ||||
92 | О.О. Дриз «Нашуме-лись…». | ||||
93 | А.Л. Барто «Колыбель-ная». | ||||
94 | Н.Н. Носов «Фантазеры». | ||||
95 | Н.Н. Носов «Фантазеры». Контрольное чтение. | ||||
96 | С.Я. Маршак «Чего боялся Петя?» | ||||
97 | А.Л. Барто «Олень». | ||||
98 | О.Ф. Кургузов «Надоело летать». | ||||
99 | Ю.М. Владимиров «Чудаки». | ||||
100 | Л.Н. Толстой «Косточка». | ||||
101 | А.П. Гайдар «Совесть». | ||||
102 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | ||||
103 | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | ||||
104 | Внеклассное чтение. Поэты о детях. | ||||
105 | В.А. Осеева «Волшебное слово». | ||||
106 | В.А. Осеева «Волшебное слово». | ||||
107 | Л.Н. Толстой «Птичка». | ||||
108 | Л.Н. Толстой «Птичка». | ||||
109 | Л. Пантелеев «Трус». | ||||
110 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». | ||||
111 | А.Л. Барто «Снегирь». | ||||
112 | А.Л. Барто «Снегирь». | ||||
113 | В.К. Железников «Рыцарь». | ||||
114 | В.К. Железников «Рыцарь». | ||||
115 | Внеклассное чтение. Рассказы о детях. | ||||
116 | А.Г. Алексин. «Первый день». | ||||
117 | А.Г. Алексин. «Первый день». | ||||
118 | С.Я. Маршак «Друзья-товарищи». | ||||
119 | Картинная галерея. В.И. Суриков «Портрет дочери художника». | ||||
120-121 | Резерв. | ||||
Весеннее настроение (15 часов) | |||||
122 | «Идет матушка-весна…» (русская народная песня). | ||||
123 | «Призыв весны» (русская народная песня). | ||||
124 | «Сад» (русская народная песня). | ||||
125 | А.Н. Плещеев «Птичка». | ||||
126 | А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок). | ||||
127 | Картинная галерея. И.И. Левитан «Март». | ||||
128 | Контроль знаний. Тестирование. | ||||
129 | Итоговое контрольное чтение. | ||||
130 | В.В. Вересаев «Перелетные птицы». | ||||
131 | А.С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…». | ||||
132 | А.Н. Толстой «Весна». | ||||
133 | Саша Черный «Зеленые стихи». | ||||
134 | Л. Милева «Синяя сказка». | ||||
135 | О.Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ». | ||||
136 | Б.В. Заходер «Что красивей всего?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...