Урок по внеклассному чтению. 3 класс Е.И.Носов "Тридцать зерен" .
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна
Урок внеклассного чтения проходил в рамках Региональной стажировочной площадки по программе курсов повышения квалификации.
Тема стажировочной площадки: «Пути целенаправленного формирования метапредметных универсальных учебных действий при работе с информацией как важного условия повышения эффективности образовательного процесса».
Каким должен быть настоящий человек? На этот вопрос люди давно пытаются найти ответ.
Современные люди, также как древние ,свято верят, что за все свои плохие поступки им придётся рано или поздно отвечать перед Богом. Поэтому всем людям нужно жить так, чтобы оставаться всегда человеком и не просто человеком, а Человеком с большой буквы! Это главная тема урока внеклассного чтения по теме : Е.И. Носова « 30 зерен».В течение урока ребята отвечают на вопросы: как поступить? Что предпочесть, когда от твоего принятого решения зависит не удовольствие, а чья-то жизнь? 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Е.И.Носов «Тридцать  зерен»

3 класс

Составила: учитель начальных классов:

Ковалева Наталья Юрьевна

2018г

Тема урока

Е.И.Носов «Тридцать зерен»

Предмет

Внеклассное чтение

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Ковалева Наталья Юрьевна, учитель  начальных классов высшей категории

Тип урока

Урок открытия нового знания . 

Базовая технология

Развитие критического мышления.

Методы:

Словесные, наглядные, исследовательские.

Формы работы:

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.

Приёмы:

-Дискуссия

-Обращение к личному опыту учащихся

-Прогнозирование по названию

-Тонкие и толстые вопросы

-Синквейн

Цели урока:

Познакомить с произведением Е.И. Носова «Тридцать зерен» ,используя приёмы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Задачи урока:

1.Образовательные: Отрабатывать навыки анализа  прозаического текста, выявлять  главную тему произведения.

  • Уметь понимать авторскую позицию в рассказе; давать характеристику героям, оценку их поступкам , размышлять о качествах характера героев.

2. Развивающие: 

  • Развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать связную речь учащихся, словарный запас.

3. Воспитательные: 

  • Воспитывать чувство ответственности за всё живое, бережное отношение к природе; помочь учащимся понять, какими качествами должен обладать человек с «большой буквы.»
  • формировать толерантность в отношениях учащихся  в группе;
  •  умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Ресурсы

Презентация Microsoft Office PowerPoint ,

Текст художественного произведения

Толковый словарь С.И. Ожегова.

Таблицы с названиями команд.

Плакат со словами Ж.Ж. Руссо.

Тема

Е.И.Носов «Тридцать зерен»

Планируемые результаты

        

Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. Формирование   эмпатии  как осознанного  понимания и сопереживания чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать  цели на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умение планировать последовательность действий  в соответствии с поставленной целью, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии).

 Коммуникативные УУД: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Слушание  и понимание  речи других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

Познавательные УУД: ориентирование  в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников. Проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Предметные УУД: умение анализировать прозаический текст, выявлять тему, идею произведения.

Умение понимать авторскую позицию в рассказе; умение давать характеристику героям, оценку их поступкам.

Работа с информацией : анализ текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей; подбор иллюстративного материала(рисунки, фото, плаката) к тексту выступления, способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения.

Работа в группах: Развитие умения групповой работы; определение функций участников группы и способов их взаимодействия; планирование и согласование общих способов работы в группе; соблюдение правил сотрудничества.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рег

УУД

Стадия Вызов.«Что я знаю?»

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

1Орг.момент.  

-Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим  миром литературы.                    

Приложение1

Сегодняшний урок я хочу начать словами

французского философа Жан Жака Руссо: Вы талантливые дети! Когда -нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

-Желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо.

- Вы готовы к работе?

- Тогда в путь.

-Будем работать  в  2-х группах.

- Давайте вспомним правила сотрудничества.

2.Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, посмотрите 2 видеоролика, охарактеризуйте их  и ответьте на вопросы:

- Какие чувства и эмоции  у вас возникли при просмотре?

1 группа - 1 видеоролик, 2-я группа-2 видеоролик.

1группа.                             2слайд

-Чувство жалости, сострадания к синичкам..

2 группа                             3слайд

-У нас возникло чувство радости за синичку, так как ее накормил человек.

-А какое чувство испытывает синичка к человеку?

-Синица сидит на ладони человека и клюет корм. Она его не боится, верит ему. Синичка испытывает доверие к человеку.

                                  Приложение 2

-Ребята, посмотрите на иллюстрацию на доске, кого вы видите?

-Человека и животных.

-Что вы можете сказать о человеке?  

-Человек находится на самой вершине пирамиды.

-А почему он находится на самой вершине пирамиды?

-Потому что он может оказать влияние на природу и т.д.

-У вас много мнений, на уроке нам предстоит узнать, кто же из вас прав.

-Как вы думаете, кто же будет главными героями текста?

-Синица   и   человек.

-Предположите, о чем будет текст?

-О доверии птицы к человеку или о дружбе синички и человека.

-Сегодня мы будем изучать произведение нашего земляка, Евгения Носова «30 зерен»    

4слайд

     - Евгений Носов - писатель, участник Великой Отечественной войны. Кавалер многих орденов и медалей. Всё творчество Е.И. Носова - большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.   Среди его последних произведений есть рассказ "Покормите птиц". Послушайте стихотворение Александра Яшина "Покормите птиц зимой.

В октябре 2005 года в г.Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю .

Погружаются в рабочую атмосферу

Самоконтроль готовности

Вспоминают правила работы в группе

Выслушивают других.

Доказывают свою точку зрения.

Не  перебивают друг друга

Соблюдают правило поднятой руки.

Анализируют видеоролики, высказывают мнение о чувствах.

Просмотр и анализ иллюстрации.

Отвечают на вопросы.

Делают предположения, выдвигают свои гипотезы, выслушивая и не перебивая товарищей.

Прослушивание биографии Е.Носова.

Прослушивание стихотворения наизусть .

Личностные :

формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвития

Работа с информацией:Анализ зрительной информации в соответствии с учебной задачей.

Познавательные:

Умение анализировать видеоматериал,

рисунки. Обобщать и систематизировать информацию.

Личностные  :

Формирование эмоционально-оценочного отношения к действительности.

Познавательные:

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные:

 Слушать и понимать речь других.

II Стадия Осмысление. «Что хочу знать»

Цель этапа: Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного текста.

3.Первичное восприятие текста

знакомство с текстом .        

 5слайд

-Прослушайте аудиозапись произведения «Тридцать зерен», опираясь на текст произведения .

-Во время прослушивания отметьте карандашом в тексте сложные слова, требующие объяснения, толкования.

4.Словарная работа.          

Приложение  3-5

6слайд

Объяснение лексического значения слов.

-Итак, проверим, какие незнакомые слова вам встретились в тексте.

  1. Намерзь- слой льда на поверхности чего-либо.
  2. Конопляные зерна- конопля-однолетнее травянистое растение, из стеблей которого выделывают волокно. Следовательно, конопляные зерна – это семена растения конопля.
  3. Неведомый мир - незнакомый .
  4. Схватило морозцем -слегка заморозило.
  5. Снег, будто засахаренная вата- это снег рыхлый, рассыпчатый, крупицами.

Постановка цели урока.

-Найдите в тексте выделенное жирным шрифтом предложение.

-Что такое Человек?

-С позиции орфографии, что неправильно записано?

-Слово «Человек». Это имя нарицательное, пишем с маленькой буквы, а здесь –с заглавной.

-Какая же  тема нашего урока?            

-Тема урока: Кто такой человек с большой буквы.

Уточните :кто такой человек с большой буквы?

-Человек с большой буквы - это тот ,который не обидит слабого, отзовется на чужую боль, сочувствует, сострадает, жалеет. Милосердный человек.

7слайд

Г лавная тема нашего урока: Кто такой человек с большой буквы, и какими качествами должен он обладать.

Сверка догадок..

-Это вы так считаете, давайте посмотрим, а что думают наши лингвисты, уточним тему нашего урока.

-Найдите в словаре лексическое значение слова «человек».

 -Сколько у него значений?

Человек: 1. Живое существо, в отличие от животного, обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими.

2. Человек: 2.Обладатель лучших моральных и интеллектуальных качеств.

3. Человек: 3Устаревшее значение: дворовый слуга ( в Российском государстве – крепостной)

-Итак, подытожим.

У человека есть речь, разум, он мыслит, творит. С помощью этого люди изобретают, конструируют. Строят ГЭС, подчиняя себе силу и мощь огромных рек, различные заводы и комбинаты.

-Человек-это не просто живое существо, обладающее разумом, мышлением и речью, умеющий создавать что-либо, а еще … обладающий лучшими моральными качествами.

5.Беседа по тексту произведения,  по первичному осмыслению текста.

  1. Ребята, для чего писатель приглашает синичку в гости?

1.В городской квартире хочется хоть на короткие мгновения ощутить себя частью природы, увидеть так близко синичку и услышать её незатейливое пение.

или

1.Писатель хотел накормить птичку, приучить еѐ прилетать к нему каждый день.

  1. -Какими способами он привлекал ее, чтоб она прилетала к нему?

2.- Он разложил на линейке конопляные зерна.

  1. О чем думал автор, когда произносил слова : «чтобы каждый положил на своем окне по 30 зерен?

3.-Чтобы каждый человек зимой кормил птиц.

6.Физминутка для глаз .              

8слайд

7 . Вторичное  чтение .

–Сейчас Я буду читать смысловые  части текста, а вы будете читать про себя параллельно со мной. Одна группа будет высказывать мысли и чувства  от лица человека,  а вторая -мысли и чувства от лица синички.

1.Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

2. Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

3.  Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.

4.Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.
Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два.. .
Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.
— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?
И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.
Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

5. Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!
Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате.

6.С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

Прослушивание аудиозаписи с опорой на текст произведения и выделение незнакомых слов.

Обращение к словарю В.Даля, С.И. Ожегова и М.Ефремовой для определения понятий.

Просмотр иллюстраций к словам.

Работают с информацией в хрестоматии, выбирая предложение в тексте.

Учитывая нормы русского языка, определяют, ищут ошибку  в написании предложения.

Определяют главную тему урока.

Сверяют свои предположения и уточняют тему урока.

Толкование слов

 по словарю С.Ожегова и М.Ефремовой.

Сравнение и анализ слова «человек»

Подведение итога понятия «Человек»

Анализ содержания текста по вопросам.

Отвечают на вопросы по первичному осмыслению текста.

Высказывают свои мысли и чувства ,1-я группа от лица человека,  а вторая - от лица синички.

Человек1. -Снег выпал, да еще к деревьям примерз.

Синица 1.-Ой, как я голодна. Как же мне достать еду?

Человек 2. -Синичка мечется , видно голодная. Бедная!

Синица 2. -Видно придется умереть от голода.

Человек 3. -Как же мне ее покормить, обогреть? Она же осторожна, пуглива.

Синица 3. -Что это там делает этот великан? Но я не могу подлететь туда. Он меня съест.

Человек 4-_Лети-лети сюда, милая.  Я тебя жду. Я тебя не трону, не бойся!

Синица 4. -Как же хочется есть! Полечу,

Возьму крайнее зернышко. Мало, я еще не наелась. Если еще не поем, то ночь не  переживу.

Человек 5. -Ну, пожалуйста, еще одно, ладно?

Синица 5. -Там еще осталось. А великан рядом, страшно!

Человек 6. -Смелее, еще смелея тебя не обижу! Я хочу помочь тебе!

Синица 6. -Какой интересный неведомый мир! Сколько много зелени, тепло! А у меня так замерзли лапки!

Работа с информацией:

Анализ звуковой информации в соответствии с учебной задачей

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

Работа с информацией:

Нахождение предложения, его анализ  с точки зрения орфографическим норм языка.

Предметные:

Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (грамматических)

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации в толковых словарях.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Работа с информацией:

Умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения.

Личностные:

Сопереживание за героев рассказа

Познавательные:

Умение находить ответы на вопросы; поиск и выделение необходимой информации.

Работа в группах: Соблюдение правил сотрудничества создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой работе.

7.Выборочное чтение .

-Почему синичка съедает зёрнышки не на линейке, а уносит их на ветку и съедает только там?

-Она боится человека. Не верит ему.

_-Ребята, сейчас у нас будет небольшая исследовательская работа.

-Мы проследим по тексту:

-Как же родилось доверие между синичкой и человеком, а для этого мы найдем слова, которые указывают на рост доверия птицы к человеку.

-Озабоченно поглядела по сторонам, долго не решалась слететь на окно, робея и тревожно заглядывая, пугаясь шума своих собственных крыльев, приседая и настораживая крылья; с боязливым любопытством; ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло…а ты совсем не страшный;

-Найдите слова или предложение, которые говорят о наивысшем доверии птицы к человеку.

-Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

-Почему синичка НЕТОРОПЛИВО расклевывает зернышко?

-Она не боится человека, доверяет ему…

-Ребята, вот так установилось доверие между птицей и Человеком.

8. Итог урока.                        

9слайд

-Составьте синквейны.1-я группа о Человеке с большой буквы, а 2-я- о синичке, которая нашла в человеке настоящего друга.

10 слайд

1.Человек  

2.Добрый, отзывчивый.

3.Защищает, помогает, заботится.

4.Человек- это защитник природы.

5.Друг.

1.Синичка

2.Осторожная, пугливая,

3.Боится, не решается, верит.

4.Синичка наконец поверила человеку.

5.Доверие.

-Ребята,  что должен делать Человек с позиции автора?

-Не обидеть, помогать, работать…

_-Так что же, видео или иллюстрация,  больше всего подходит для нашего текста?

-Иллюстрация « Человек»

Отвечают на вопрос.

Выбирают в тексте информацию по заданию.

Выделяют из текста слова, с опорой на поставленный вопрос.

Анализируют информацию.

Делают выводы по исследовательской работе.

Делают выводы, подводят итог.  

Составляют 2 синквейна: один о человеке, второй-о синичке, в результате которых: человек-это друг , и синица доверяет такому человеку-другу.

Сверяют свои догадки, предположения , делают выводы.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

Познавательные:Составление схем-опор.

Работа с информацией: Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Познавательные:Ориентирование  в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы.

-Так как же должен человек относиться к природе?

-Человек не  должен быть хозяином, властелином. Он должен быть частью природы. Любить ее, беречь, охранять, быть в гармонии с самой природой. Любить все живое.

11слайд

-Е.И. Носов говорил: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил».

-Мы участвовали в проекте «Прилетайте в гости к нам»

-Что вам понравилось при работе с проектом?

-Кормить птиц, наблюдать   за ними.

- Как же мы можем поддержать «братьев наших меньших» зимой? Весной?

-Зимой - кормушки, весной - скворечники.

Вывод:

-Сегодня мы услышали много определений слова "человек": он и самый разумный на Земле, и покоритель рек, гор, космоса. Вместе с тем, он и защитник маленьких синичек и бабочек, полный сострадания, понимания и ответственности, за тех, кого приручил. Именно такой человек в произведении Е.Носова  называется "человеком с большой буквы".

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель  и результаты  своей работы. Подводят итоги.

Обращение к личному опыту.

Личностные:

Способность к самооценке,  саморазвитию.

Практическое применение учебного материала.

III Стадия  Рефлексия. «Что узнал»

12 слайд

Чтение притчи.

-А сейчас я хочу рассказать вам восточную притчу.

«В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли такой вопрос, на который их мастер не может дать ответ. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал: «Если мастер скажет, что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее, и он увидит, что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет».

Подойдя к мастеру, ученик произнес: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Не глядя на ученика, мастер ответил: «Все в твоих руках».    

13слайд

-Так вот, в ваших руках, ребята, находится мир. И от вас зависит его судьба. И я прошу вас навсегда запомнить это.

Прослушивание притчи.

Анализ притчи.

Делают вывод: «Все в руках человека!» Соотносят с рисунком.

Личностные:

духовно-нравственное развитие детей.

Работа с информацией:

Подбор иллюстративного материала(рисунки,) к тексту выступления,

9. Домашнее задание.

14 слайд

1.Запишите в тетради ответ на вопрос: «Кто для меня является Человеком с большой буквы

Прослушивают задание и сохраняют учебную задачу.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству

Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"

Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.

Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению "Чтение и анализ рассказа"

Обучающиеся знакомятся с историей возникновения праздника, с биографией писателя Е. Носова. Читают и анализируют  рассказ Е.Носова «Покормите птиц!»...