Урок по внеклассному чтению. 3 класс Е.И.Носов "Тридцать зерен" .
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Тема стажировочной площадки: «Пути целенаправленного формирования метапредметных универсальных учебных действий при работе с информацией как важного условия повышения эффективности образовательного процесса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта внеклассного чтения. | 49.34 КБ |
Приложения к уроку. | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Е.И.Носов «Тридцать зерен»
3 класс
Составила: учитель начальных классов:
Ковалева Наталья Юрьевна
2018г
Тема урока | Е.И.Носов «Тридцать зерен» |
Предмет | Внеклассное чтение |
Класс | 3 |
Автор урока (ФИО, должность) | Ковалева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории |
Тип урока | Урок открытия нового знания . |
Базовая технология | Развитие критического мышления. |
Методы: | Словесные, наглядные, исследовательские. |
Формы работы: | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа. |
Приёмы: | -Дискуссия -Обращение к личному опыту учащихся -Прогнозирование по названию -Тонкие и толстые вопросы -Синквейн |
Цели урока: | Познакомить с произведением Е.И. Носова «Тридцать зерен» ,используя приёмы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. |
Задачи урока: | 1.Образовательные: Отрабатывать навыки анализа прозаического текста, выявлять главную тему произведения.
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
|
Ресурсы | Презентация Microsoft Office PowerPoint , Текст художественного произведения Толковый словарь С.И. Ожегова. Таблицы с названиями команд. Плакат со словами Ж.Ж. Руссо. |
Тема | Е.И.Носов «Тридцать зерен» |
Планируемые результаты
| Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим. Метапредметные: - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умение планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов, выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии). Коммуникативные УУД: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному. Слушание и понимание речи других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников. Проводить сопоставительный анализ, делать выводы. Предметные УУД: умение анализировать прозаический текст, выявлять тему, идею произведения. Умение понимать авторскую позицию в рассказе; умение давать характеристику героям, оценку их поступкам. Работа с информацией : анализ текстовой, изобразительной, звуковой информации в соответствии с учебной задачей; подбор иллюстративного материала(рисунки, фото, плаката) к тексту выступления, способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения. Работа в группах: Развитие умения групповой работы; определение функций участников группы и способов их взаимодействия; планирование и согласование общих способов работы в группе; соблюдение правил сотрудничества. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Рег | УУД | ||
Стадия Вызов.«Что я знаю?» Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | |||||
1Орг.момент. -Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим миром литературы. Приложение1 Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Жан Жака Руссо: Вы талантливые дети! Когда -нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению". -Желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. - Вы готовы к работе? - Тогда в путь. -Будем работать в 2-х группах. - Давайте вспомним правила сотрудничества. 2.Мотивация к учебной деятельности. -Ребята, посмотрите 2 видеоролика, охарактеризуйте их и ответьте на вопросы: - Какие чувства и эмоции у вас возникли при просмотре? 1 группа - 1 видеоролик, 2-я группа-2 видеоролик. 1группа. 2слайд -Чувство жалости, сострадания к синичкам.. 2 группа 3слайд -У нас возникло чувство радости за синичку, так как ее накормил человек. -А какое чувство испытывает синичка к человеку? -Синица сидит на ладони человека и клюет корм. Она его не боится, верит ему. Синичка испытывает доверие к человеку. Приложение 2 -Ребята, посмотрите на иллюстрацию на доске, кого вы видите? -Человека и животных. -Что вы можете сказать о человеке? -Человек находится на самой вершине пирамиды. -А почему он находится на самой вершине пирамиды? -Потому что он может оказать влияние на природу и т.д. -У вас много мнений, на уроке нам предстоит узнать, кто же из вас прав. -Как вы думаете, кто же будет главными героями текста? -Синица и человек. -Предположите, о чем будет текст? -О доверии птицы к человеку или о дружбе синички и человека. -Сегодня мы будем изучать произведение нашего земляка, Евгения Носова «30 зерен» 4слайд - Евгений Носов - писатель, участник Великой Отечественной войны. Кавалер многих орденов и медалей. Всё творчество Е.И. Носова - большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. Среди его последних произведений есть рассказ "Покормите птиц". Послушайте стихотворение Александра Яшина "Покормите птиц зимой. В октябре 2005 года в г.Курске, на пересечении улиц Блинова и Челюскинцев, был открыт памятник известному русскому писателю . | Погружаются в рабочую атмосферу Самоконтроль готовности Вспоминают правила работы в группе Выслушивают других. Доказывают свою точку зрения. Не перебивают друг друга Соблюдают правило поднятой руки. Анализируют видеоролики, высказывают мнение о чувствах. Просмотр и анализ иллюстрации. Отвечают на вопросы. Делают предположения, выдвигают свои гипотезы, выслушивая и не перебивая товарищей. Прослушивание биографии Е.Носова. Прослушивание стихотворения наизусть . | Личностные : формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвития Работа с информацией:Анализ зрительной информации в соответствии с учебной задачей. Познавательные: Умение анализировать видеоматериал, рисунки. Обобщать и систематизировать информацию. Личностные : Формирование эмоционально-оценочного отношения к действительности. Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. | |||
II Стадия Осмысление. «Что хочу знать» Цель этапа: Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного текста. | |||||
3.Первичное восприятие текста знакомство с текстом . 5слайд -Прослушайте аудиозапись произведения «Тридцать зерен», опираясь на текст произведения . -Во время прослушивания отметьте карандашом в тексте сложные слова, требующие объяснения, толкования. 4.Словарная работа. Приложение 3-5 6слайд Объяснение лексического значения слов. -Итак, проверим, какие незнакомые слова вам встретились в тексте.
Постановка цели урока. -Найдите в тексте выделенное жирным шрифтом предложение. -Что такое Человек? -С позиции орфографии, что неправильно записано? -Слово «Человек». Это имя нарицательное, пишем с маленькой буквы, а здесь –с заглавной. -Какая же тема нашего урока? -Тема урока: Кто такой человек с большой буквы. Уточните :кто такой человек с большой буквы? -Человек с большой буквы - это тот ,который не обидит слабого, отзовется на чужую боль, сочувствует, сострадает, жалеет. Милосердный человек. 7слайд Г лавная тема нашего урока: Кто такой человек с большой буквы, и какими качествами должен он обладать. Сверка догадок.. -Это вы так считаете, давайте посмотрим, а что думают наши лингвисты, уточним тему нашего урока. -Найдите в словаре лексическое значение слова «человек». -Сколько у него значений? Человек: 1. Живое существо, в отличие от животного, обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Человек: 2.Обладатель лучших моральных и интеллектуальных качеств. 3. Человек: 3Устаревшее значение: дворовый слуга ( в Российском государстве – крепостной) -Итак, подытожим. У человека есть речь, разум, он мыслит, творит. С помощью этого люди изобретают, конструируют. Строят ГЭС, подчиняя себе силу и мощь огромных рек, различные заводы и комбинаты. -Человек-это не просто живое существо, обладающее разумом, мышлением и речью, умеющий создавать что-либо, а еще … обладающий лучшими моральными качествами. 5.Беседа по тексту произведения, по первичному осмыслению текста.
1.В городской квартире хочется хоть на короткие мгновения ощутить себя частью природы, увидеть так близко синичку и услышать её незатейливое пение. или 1.Писатель хотел накормить птичку, приучить еѐ прилетать к нему каждый день.
2.- Он разложил на линейке конопляные зерна.
3.-Чтобы каждый человек зимой кормил птиц. 6.Физминутка для глаз . 8слайд 7 . Вторичное чтение . –Сейчас Я буду читать смысловые части текста, а вы будете читать про себя параллельно со мной. Одна группа будет высказывать мысли и чувства от лица человека, а вторая -мысли и чувства от лица синички. 1.Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата. 2. Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?» 3. Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате. 4.Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро. 5. Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно! 6.С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки. | Прослушивание аудиозаписи с опорой на текст произведения и выделение незнакомых слов. Обращение к словарю В.Даля, С.И. Ожегова и М.Ефремовой для определения понятий. Просмотр иллюстраций к словам. Работают с информацией в хрестоматии, выбирая предложение в тексте. Учитывая нормы русского языка, определяют, ищут ошибку в написании предложения. Определяют главную тему урока. Сверяют свои предположения и уточняют тему урока. Толкование слов по словарю С.Ожегова и М.Ефремовой. Сравнение и анализ слова «человек» Подведение итога понятия «Человек» Анализ содержания текста по вопросам. Отвечают на вопросы по первичному осмыслению текста. Высказывают свои мысли и чувства ,1-я группа от лица человека, а вторая - от лица синички. Человек1. -Снег выпал, да еще к деревьям примерз. Синица 1.-Ой, как я голодна. Как же мне достать еду? Человек 2. -Синичка мечется , видно голодная. Бедная! Синица 2. -Видно придется умереть от голода. Человек 3. -Как же мне ее покормить, обогреть? Она же осторожна, пуглива. Синица 3. -Что это там делает этот великан? Но я не могу подлететь туда. Он меня съест. Человек 4-_Лети-лети сюда, милая. Я тебя жду. Я тебя не трону, не бойся! Синица 4. -Как же хочется есть! Полечу, Возьму крайнее зернышко. Мало, я еще не наелась. Если еще не поем, то ночь не переживу. Человек 5. -Ну, пожалуйста, еще одно, ладно? Синица 5. -Там еще осталось. А великан рядом, страшно! Человек 6. -Смелее, еще смелея тебя не обижу! Я хочу помочь тебе! Синица 6. -Какой интересный неведомый мир! Сколько много зелени, тепло! А у меня так замерзли лапки! | Работа с информацией: Анализ звуковой информации в соответствии с учебной задачей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: Прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. Работа с информацией: Нахождение предложения, его анализ с точки зрения орфографическим норм языка. Предметные: Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (грамматических) Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в толковых словарях. Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. Работа с информацией: Умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения. Личностные: Сопереживание за героев рассказа Познавательные: Умение находить ответы на вопросы; поиск и выделение необходимой информации. Работа в группах: Соблюдение правил сотрудничества создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой работе. | |||
7.Выборочное чтение . -Почему синичка съедает зёрнышки не на линейке, а уносит их на ветку и съедает только там? -Она боится человека. Не верит ему. _-Ребята, сейчас у нас будет небольшая исследовательская работа. -Мы проследим по тексту: -Как же родилось доверие между синичкой и человеком, а для этого мы найдем слова, которые указывают на рост доверия птицы к человеку. -Озабоченно поглядела по сторонам, долго не решалась слететь на окно, робея и тревожно заглядывая, пугаясь шума своих собственных крыльев, приседая и настораживая крылья; с боязливым любопытством; ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло…а ты совсем не страшный; -Найдите слова или предложение, которые говорят о наивысшем доверии птицы к человеку. -Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки. -Почему синичка НЕТОРОПЛИВО расклевывает зернышко? -Она не боится человека, доверяет ему… -Ребята, вот так установилось доверие между птицей и Человеком. 8. Итог урока. 9слайд -Составьте синквейны.1-я группа о Человеке с большой буквы, а 2-я- о синичке, которая нашла в человеке настоящего друга. 10 слайд 1.Человек 2.Добрый, отзывчивый. 3.Защищает, помогает, заботится. 4.Человек- это защитник природы. 5.Друг. 1.Синичка 2.Осторожная, пугливая, 3.Боится, не решается, верит. 4.Синичка наконец поверила человеку. 5.Доверие. -Ребята, что должен делать Человек с позиции автора? -Не обидеть, помогать, работать… _-Так что же, видео или иллюстрация, больше всего подходит для нашего текста? -Иллюстрация « Человек» | Отвечают на вопрос. Выбирают в тексте информацию по заданию. Выделяют из текста слова, с опорой на поставленный вопрос. Анализируют информацию. Делают выводы по исследовательской работе. Делают выводы, подводят итог. Составляют 2 синквейна: один о человеке, второй-о синичке, в результате которых: человек-это друг , и синица доверяет такому человеку-другу. Сверяют свои догадки, предположения , делают выводы. | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; Познавательные:Составление схем-опор. Работа с информацией: Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; Познавательные:Ориентирование в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: делать выводы. | |||
-Так как же должен человек относиться к природе? -Человек не должен быть хозяином, властелином. Он должен быть частью природы. Любить ее, беречь, охранять, быть в гармонии с самой природой. Любить все живое. 11слайд -Е.И. Носов говорил: «Природу нельзя трогать грубыми руками, как нельзя прикасаться к жемчужной капле росы в чашечке цветка, к пыльце на крыльях бабочки, к серебристой головке одуванчика, сотканной из пуха и воздуха, пронизанной солнцем… Всем этим можно только любоваться. Тронул и все испортил». -Мы участвовали в проекте «Прилетайте в гости к нам» -Что вам понравилось при работе с проектом? -Кормить птиц, наблюдать за ними. - Как же мы можем поддержать «братьев наших меньших» зимой? Весной? -Зимой - кормушки, весной - скворечники. Вывод: -Сегодня мы услышали много определений слова "человек": он и самый разумный на Земле, и покоритель рек, гор, космоса. Вместе с тем, он и защитник маленьких синичек и бабочек, полный сострадания, понимания и ответственности, за тех, кого приручил. Именно такой человек в произведении Е.Носова называется "человеком с большой буквы". | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы. Подводят итоги. Обращение к личному опыту. | Личностные: Способность к самооценке, саморазвитию. Практическое применение учебного материала. | |||
III Стадия Рефлексия. «Что узнал» | |||||
12 слайд Чтение притчи. -А сейчас я хочу рассказать вам восточную притчу. «В одном городе жил мастер, окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли такой вопрос, на который их мастер не может дать ответ. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Держа ее, он думал: «Если мастер скажет, что бабочка мертвая, я тут же отпущу ее, и он увидит, что ошибся. Если же скажет, что бабочка живая, я сожму руки и она погибнет». Подойдя к мастеру, ученик произнес: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Не глядя на ученика, мастер ответил: «Все в твоих руках». 13слайд -Так вот, в ваших руках, ребята, находится мир. И от вас зависит его судьба. И я прошу вас навсегда запомнить это. | Прослушивание притчи. Анализ притчи. Делают вывод: «Все в руках человека!» Соотносят с рисунком. | Личностные: духовно-нравственное развитие детей. Работа с информацией: Подбор иллюстративного материала(рисунки,) к тексту выступления, | |||
9. Домашнее задание. 14 слайд 1.Запишите в тетради ответ на вопрос: «Кто для меня является Человеком с большой буквы?» | Прослушивают задание и сохраняют учебную задачу. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству
Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....
Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.
Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....
Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)
Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...
Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"
Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс.
Конспект урока по внеклассному чтению. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина "Там на неведомых дорожках...". 4 класс....
Конспект урока по внеклассному чтению "Чтение и анализ рассказа"
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения праздника, с биографией писателя Е. Носова. Читают и анализируют рассказ Е.Носова «Покормите птиц!»...