Работа с текстом 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Смирнова Ольга Александровна

     Большое внимание на уроках литературного чтения уделяется работе с текстом. Не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но и для следующих показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки в учебных и жизненных ситуациях:

нахождение информации;

интерпретация текста;

рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

     Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально - нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_2_klass.docx336.33 КБ

Предварительный просмотр:

Работа 1.

                 Рассказ Василия Сухомлинского «Бабушка отдыхает» 
   Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:
– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.
   Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.
Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:
– Галинка, слушай…
Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:
– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.
Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.
А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.
Когда бабушка встала, Галинка спросила:
– Бабушка, почему Вы во сне плакали?
Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

1. Кто автор рассказа? ____________________________________________________

2. Выпиши последнее предложение, подчеркни в нём основу

________________________________________________________________________

3. Выпиши из текста все имена собственные _________________________________ _______________________________________________________________________

4. Во втором предложении красным карандашом подчеркни слова, которые обозначают предмет.

5. Почему бабушка легла отдыхать днём? Найди ответ в тексте, подчеркни зелёным карандашом.

6. Как ты думаешь, почему бабушка плакала во сне?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Раскрась картинку.

Работа 2.

    В маленькой сельской школе на высоком столбе посреди двора стоит красивый деревянный домик. С оконцами и дверью, как будто настоящий. Живут в нем голуби.
   Каждый день дети приносят голубям корм: кто пшеницу, кто хлеб, а кто и гречку. Кормят голубей по очереди.
   Тот, чья очередь подошла голубей кормить, зовет их к себе: гуль-гуль. Голуби едят корм, но боятся приблизиться к детям.
– Почему они боятся? Почему к рукам не идут? – удивляются дети.
   В последний день занятий учитель сказал, чтобы летом тоже по очереди приходили дети в школу и кормили голубей.
   Прошло лето. Наступило первое сентября. Каждый школьник, собираясь в школу, подумал: как там голуби живут? Каждый взял полный карман корма.
Вот и школьный двор. Учитель предложил:
– Разойдитесь, дети, по двору, станьте по одному. Хочу увидеть, кто кормил голубей летом.
   Дети разбежались по двору, стали по одному. Каждый начал звать: гуль-гуль… – и корм на землю сыпать.
   Поднялись голуби со своего домика и полетели все к Олегу. Клюют близко-близко, один даже на плечо сел, другой – на руку. А остальных детей голуби будто бы и не замечают.                                                                  
Василий Сухомлинский

1. Спишите первое предложение, подчеркните в нём основу. ____________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Придумай своё название тексту. __________________________________________

3. Как звали дети птиц? ___________________________________________________

4. Чем кормили дети голубей? _____________________________________________ ________________________________________________________________________

5. Подчеркни в тексте зелёным карандашом, как автор описывает домик птиц.

6. Как учитель решил увидеть, кто из детей кормил голубей летом? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто из детей кормил птиц летом? _________________________________________

8. Напиши, как ты догадался об этом. _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каких птиц подкармливаешь ты? _________________________________________ ________________________________________________________________________

10. Раскрась картинку.

                                                           Работа 3.  
               
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек.
Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
           Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противоположном берегу.                

           Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдет?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее.                                                                  
 Василий Сухомлинский

1. Напиши имена главных героев. __________________________________________

2. Откуда шли дети? ______________________________________________________

3. Как ты понимаешь слово «овражек», что это? ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выпиши из текста четвёртое предложение, подчеркни в нём основу. _______________________________________________________________________

5. Почему мальчику стало стыдно? _________________________________________ ________________________________________________________________________

6. Какой выход из ситуации предложил мальчик? Подчеркни в тексте зелёным карандашом.

7. Напиши автора рассказа ________________________________________________

8. Придумай и напиши своё название для рассказа. ____________________________

________________________________________________________________________

9. Над каждым словом подпиши количество букв, звуков:

Мальчик,    растаял,    солнце,    говорит,    ручеёк,    садись,    удивилась.

10. Подели слова на слоги для переноса (на 2 части) : Андрейка, овражек, бурливый, подумал, перевёз.  ______________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

11. Как ты думаешь, чему учит этот рассказ? _________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Раскрась картинку.

                                                     

                                                      Работа 4.

                                                   Петрик и ваза.
    Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную.
Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.
    Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся… и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.
      Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой.
В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу?- спросила мама.
— Бабочка… — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.
— Как бабочка разбила вазу — понятно… — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу!
 Петрик посмотрел на маму и заплакал.

                                                                                         Василий Сухомлинский

1. Спиши четвёртое предложение, подчеркни в нём главные члены.

________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

2.  Над каждым словом подпиши количество букв, звуков:

Маленький,      открытое,      бабочка,      дверь,      стояла,      осколки.

3. Куда ушла мама мальчика? ______________________________________________

4. Зачем мальчик ударил по вазе? ___________________________________________ ________________________________________________________________________

5. Чего испугался мальчик? Подчеркни ответ в тексте красным карандашом.

6. Куда Петрик дел осколки? _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто разбил вазу по версии мальчика? _____________________________________

8. Почему Петрик заплакал? _______________________________________________ ________________________________________________________________________

9. Расставь цифры по порядку происходившего (составь план).

_____ Признание мальчика.

_____ Слёзы Петрика.

_____ Бабочка на вазе.

_____ Ваза разбилась.

_____ Непонятливая мама.

_____ Петрик остался один.

_____ Осколки закопаны.

10. Какая пословица подходит к рассказу:

А) Правде нигде нет места.

Б) В ком добра нет, в том и правды мало.

В) Как ни жаться, а в правде признаться.

11. Раскрась картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс

Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...