Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.
рабочая программа (чтение, 2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyaszap.doc | 99.5 КБ |
lit2.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторских программ образовательной системы «Школа России» для 1- 4 классов.
Образовательная программа «Школа России» соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитания гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Родине, семье;
- единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- свобода и плюрализм в образовании;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
- формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний ступени обучения и картины мира;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этической, религиозной и социальной принадлежности, учет разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Программа направлена прежде всего на развитие и совершенствования содержания образования и на реализацию в учебном процессе изложенных в Законе Российской Федерации «Об образовании» и приведенных выше методологических принципов.
В рабочей программе определена система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень усвоения ключевых компетенций, придуманы формы контроля.
- Направленность программы на реализацию программы развития ОУ, её приоритетных направлений («Информатизация», «Одарённые дети», «Здоровье»);
- На развитие познавательной сферы (внеклассная работа по предмету, подготовка к олимпиадам, участие в интеллектуальных конкурсах и мероприятиях);
- На развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения);
- На развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход, физкультминутки на уроках);
- На развитие ИКТ-компетенций (использование тренировочных упражнений с детьми на компьютере, демонстрация презентаций по отдельным темам, интерактивная доска).
УМК создает условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности, выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся. Программа рассчитана на обучение детей с разным уровнем развития т.к. в классе обучаются дети с низким и высоким уровнем развития. Программа направлена на развитие познавательной, эмоциональной, выразительной сферы, ИКТ–компетенций через организацию дифференцированной работы на уроке, подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, через реализацию развивающего курса «Умники и умницы». Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков через организацию физкультурно-оздоровительных занятий.
Литературное чтение.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
II. Содержание образования
2-й КЛАСС(170 часов)
Устное народное творчество (15ч), Люблю природу русскую. Осень (8ч),Русские писатели (14ч), О братьях наших меньших (12ч), Из детских журналов (9ч), Люблю природу русскую. Зима (9ч), Писатели – детям (17ч), Я и мои друзья (10ч), Люблю природу русскую. Весна (9ч), И в шутку и всерьёз (14ч), Литература зарубежных стран (12ч).
Малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, загадки; потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, загадки, пословицы. Народные и авторские загадки о животных; устное народное творчество. Сказки о животных, бытовые и волшебные.
Жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); произведения русских поэтов о природе; «рифма»; понятия «басня», «литературная сказка», «быль»; жанры (рассказ, быль, стихотворение).
Произведения о зиме, понятие «звукопись»; мини-рассказ о зиме и зимних играх; жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).
Творчество детских писателей (Барто, Чуковский, Маршак). Содержание произведения. Образы сказочных героев; творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); средства художественной выразительности.
Произведения о детях, о природе, написанные К.И.Чуковским, С.Я.Маршаком, А.П.Гайдаром, С.В.Михалковым, А.Л.Барто, Н.Н.Носовым, М.М.Пришвиным, В.В.Бианки, Б.С.Житковым, Е.И.Чарушиным, Н.И.Сладковым, Э.Н.Успенским, В.Д.Берестовым и другими. В раздел входят доступные детям семилетнего возраста стихи С.А.Есенина, А.Т.Твардовского, Н.М.Рубцова и других поэтов. Юмористические произведения Б.В.Заходера, Д.Хармса, В.Д.Берестова и других поэтов.
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков. Сказки Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена.
Тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, отрывки из книг на историческую тему, стихи и рассказы из детских журналов.
Произведения для слушания и заучивания наизусть.
III. Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года
Учащиеся должны знать:
- Наизусть 5-8 стихотворений разных авторов по выбору ученика.
- Имена 2 — 3 классиков русской и зарубежной литературы; 2-3 современных писателей (поэтов).
- Названия основных произведений любимого автора.
Учащиеся должны уметь:
- Читать целыми словами (сознательное, правильное, выразительное чтение).
- Темп чтения незнакомого текста 40-50 слов в минуту (индивидуально!).
- Пересказывать небольшой по объему текст с опорой на картинный план или
вопросы. - Орфоэпически правильно произносить слова в предложенном для чтения текста.
IV. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в каждом классе начальной школы отводится по 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 448 ч: в 1 классе — 40 ч (10 учебных недель), во 2 -170 часов, 3—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).
V. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
VI. Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире , культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения(выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части , озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных , учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи(повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность;
- средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения);
- различать на слух произведения я различных жанров;
- знать наизусть 10 произведений классиков отечественной литературы.
должны уметь:
- правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами;
- темп чтения незнакомого текста 40 - 50 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка);
- читать художественные произведения по ролям;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание;
- пересказывать небольшой по объёму текст с опорой на картинный план или вопросы;
- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте;
- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться вопросами и заданиями, помещёнными в учебнике;
- передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков.
Список литературы
- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь.
2 класс. В 2 ч. Москва: Просвещение, 2005
2. С. В. Кутявина, Е. С. Гостимская, М. И. Байкова. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Москва: «ВАКО», 2006
3. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Уроки литературного чтения. 2 класс. Москва: «Просвещение», 2007
4. А. С. Торгашева, С. Н. Березина. Открытые уроки в начальных классах. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2008
5. И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 2 класс. Москва: ВАКО, 2010
6. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение.
Зарубежная литература. Москва: «Эксмо», 2008
7. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. Москва: «Эксмо», 2008
8. М.В. Беденко, А.Н. Савельев. Блицконтроль скорости чтения и
понимания текста. 2 класс. М.: ООО «5 за знания», 2009
9. О. Н. Крылова. Литературное чтение. Итоговая аттестация. 2 класс. Москва: «Экзамен», 2010 (по новому образовательному стандарту; второго поколения)
10. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Учёбные тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и проверочных работ по технике чтения.
2 класс.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Книгопечатная продукция:
1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
4. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
6. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)
7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская,
М.В. Бойкина)
8. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская,
М.В. Бойкина)
Рабочие тетради и пособия ( серия «Успешный старт»
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
- Климанова Л.Ф. Читалочка.
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
- Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Методические пособия
1. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
4. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.
Технические средства:
Классная доска
Телевизор
Проектор
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование. 2 класс. Литературное чтение.
№ п/п | Раздел программы. Тема урока, стр. | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Элементы содержания. Знать, уметь. | Дата проведения | |
1 | Введение Знакомство с учебником | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. | |||
Самое великое чудо на свете (4 часа) | ||||||
2. | Игра «Крестики- нолики» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанных летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам. Участвовать в коллективном проекте «О чем может рассказать школьная библиотека» Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах одноклассников и 1 кл. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия | |||
3 | Самое великое чудо на свете. | 1 | ||||
4 | Библиотеки | 1 | ||||
5 | Книги. | 1 | ||||
Устное народное творчество (17 часов) | ||||||
6 | Устное народное творчество | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности . Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать ,выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения . Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределять загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку. Соотносить рисунок и содержание сказки: делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать свое чтение , самостоятельно оценивать свои достижения. | Знать: - малые фольклорные жанры: считалки, небылицы, загадки; - народные и авторские загадки о животных; - понятие «бытовая сказка»; -понятие «драматизация», «волшебная сказка»; -понятие «устное народное творчество». Уметь: отгадывать загадки; - различать загадки народные и авторские; - составлять свои загадки о животных; - приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); - читать осознанно текст художественного произведения; - пересказывать текст; - различать сказки народные и литературные; - приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | ||
7 | Русские народные песни. | 1 | ||||
8 | Потешки, прибаутки. | 1 | ||||
9 | Скороговорки, считалки, небылицы. | 1 | ||||
10-11 | Загадки, пословицы, поговорки. | 2 | ||||
12 | Ю. Мориц «Сказка по лесу идет». | 1 | ||||
13-14 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 2 | ||||
15 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | ||||
16 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». | 1 | ||||
17 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | ||||
18 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 | ||||
19 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (знакомство). | 1 | ||||
20 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (деление на части). | 1 | ||||
21 | Викторина по сказкам А.Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | ||||
22 | КВН «Обожаемые сказки» Проверь себя (№ 9 - 16). | 1 | ||||
Люблю природу русскую. Осень (9 часов) | ||||||
23 | Люблю природу русскую. Осень. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся , объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интереснее выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
24 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». | 1 | Знать: - произведения русских поэтов о природе; - понятие «рифма»; Уметь: - анализировать средства художественной выразительности; - выразительно читать стихотворения; - использовать интонацию; - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; - находить рифму. | |||
25 | К. Бальмонт «Поспевает брусника». А. Плещеев «Осень наступила», | 1 | ||||
26 | А. Фет «Ласточки пропали». | 1 | ||||
27 | С. Есенин «Закружилась листва», А. Толстой «Осень». | 1 | ||||
28 | В. Берестов «Хитрые грибы». | 1 | ||||
В.Брюсов «Сухие листья», И.Токмакова «Опустел скворечник» | 1 | |||||
29 | М. Пришвин «Осеннее утро». И,Бунин «Сегодня так светло кругом» | 1 | ||||
30 | Проверь себя. Обобщение по разделу «Осень» | 1 | ||||
Русские писатели. 15ч | ||||||
31 | А.С. Пушкин «У Лукоморья». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты) Придумывать свои собственные эпитеты; создавать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты – повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст –рассуждение по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли , находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. | |||
32-33 | А.С. Пушкин Стихи. | 2 | ||||
34 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (знакомство). | 1 | ||||
35 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (выразительные средства языка). | 1 | ||||
36 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (план, пересказ). | 1 | ||||
37 | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» | 1 | ||||
38 | И. Крылов «Лебедь, щука и рак». | 1 | ||||
39 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей». | 1 | ||||
40 | Л. Толстой «Старый дед и внучек». | 1 | ||||
41 | Л. Толстой «Филиппок». | 1 | ||||
42 | Л. Толстой «Филиппок». | 1 | ||||
43 | Л. Толстой «Правда всего дороже». «Котенок». | 1 | ||||
44 | Весёлые стихи. | 1 | ||||
45 | Проверь себя. Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 | ||||
О братьях наших меньших. 14ч. | ||||||
46 | О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением , выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображенную в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. | Знать произведения о животных; - фамилии авторов и их произведения. Уметь:- объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; - работать с иллюстрациями; - определять тему и главную мысль произведения; - делить текст на смысловые части, составлять простой план; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения. | ||
47 | Б. Заходер «Плачет киска» И.Пивоварова «Жила-была собака», | 1 | 18.11 | |||
48 | В. Берестов «Кошкин щенок». | 1 | ||||
49 | Домашние животные | 1 | ||||
50 | М. Пришвин «Ребята и утята» (знакомство). | 1 | ||||
51 | М. Пришвин «Ребята и утята» (пересказ по плану). | 1 | ||||
52 | Е. Чарушин «Страшный рассказ». | 1 | ||||
53 | Е. Чарушин «Страшный рассказ».(пересказ по плану) | 1 | ||||
54 | Б. Житков «Храбрый утенок». | 1 | ||||
55 | В. Бианки «Музыкант». | 1 | ||||
56-57 | В.Бианки«Сова» (знакомство). | 2 | ||||
58 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
59 | Проверь себя. Обобщение. | 1 | ||||
Из детских журналов. 11 часов | ||||||
60 | Из детских журналов. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли, находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. | Знать названия детских журналов, понятие «темп» чтения. Уметь: -прогнозировать содержание текста по заголовку; - создавать небольшой текст на заданную тему; - характеризовать поступки героев, их моральные черты; - представлять свой любимый журнал - пересказывать понравившиеся произведения, строки из них. | ||
61 | Д. Хармс «Игра». | 1 | ||||
62 | Д. Хармс «Вы знаете». | 1 | ||||
63 | Д. Хармс «Веселые чижи». | 1 | ||||
64 | Д. Хармс «Что это было?», | 1 | ||||
65 | Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог». | 1 | ||||
66 | Ю. Владимиров «Чудаки». | 1 | ||||
67 | А. Введенский «Ученый Петя». | 1 | ||||
68 | А. Введенский «Лошадка» | 1 | ||||
69 | Наши проекты | 1 | ||||
70 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1 | ||||
Люблю природу русскую. Зима. 13ч | ||||||
71 | Люблю природу русскую. Зима. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знать произведения о зиме, понятие «звукопись». - основные сведения по творчеству писателя и содержание прочитанных рассказов. Уметь:- составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх; - читать выразительно стихотворения наизусть; -рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | ||
72 | И. Бунин «Зимним холодом пахнуло». | 1 | ||||
73 | К.Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая» | 1 | ||||
74 | Я.Аким «Утром кот « | 1 | ||||
75 | Ф.Тютчев«Чародейкою Зимою». | 1 | ||||
76-77 | С. Есенин «Поет зима аукает». «Береза». | 2 | ||||
78 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 | ||||
79-80 | С.Михалков«Новогодняя быль». | 2 | ||||
81 | А.Барто «Дело было в январе». | 1 | ||||
82 | Проверь себя. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | ||||
83 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
84 | Игра «Поле-чудес» | 1 | ||||
Писатели – детям. 18ч. | ||||||
85 | Писатели – детям. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря ученика и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях , отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения , пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. | Знать творчество детских писателей (Барто, Чуковский, Маршак). Уметь:- анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; - прогнозировать содержание произведения по названию; - определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии. | ||
86 | К. Чуковский «Путаница». | 1 | ||||
87 | К. Чуковский «Радость». | 1 | ||||
88 | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | ||||
89 | К. Чуковский «Федорино горе». | 1 | ||||
90 | С. Маршак «Кот и лодыри». | 1 | ||||
91 | С. Михалков «Мой секрет»., «Сила воли». | 1 | ||||
92 | С. Михалков «Мой щенок». | 1 | ||||
93 | А. Барто «Веревочка». | 1 | ||||
94 | А. Барто «В школу».»Мы не заметили жука» | 1 | ||||
95 | А.Барто «Вовка –добрая душа» | 1 | ||||
96 | Н. Носов «Затейники». | 1 | ||||
97 | Н.Носов«Живая шляпа» (знакомство). | 1 | ||||
98 | Н.Носов «Живая шляпа».(пересказ по плану) | 1 | ||||
99 | Н. Носов «На горке». | 1 | ||||
100 | Н. Носов «На горке».(пересказ по картинному плану) | 1 | ||||
101 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
102 | Проверь себя Обобщение по разделу «Писатели-детям» | 1 | ||||
Я и мои друзья. 13 ч | ||||||
103 | Я и мои друзья. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении теста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образцом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | Знать произведения о детях, творчество Осеевой. Уметь: - читать осознанно текст художественного произведения; - определять тему и главную мысль произведения; - пересказывать; - делить текст на смысловые части; - оценивать события, героев произведения; - создавать небольшой устный текст на заданную тему. | ||
104 | В. Берестов «За игрой». «Гляжу с высоты» | 1 | ||||
105 | В.Лунин «Я и Вовка» | 1 | ||||
106-107 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!». | 2 | ||||
108 | Ю. Ермолаев «Два пирожных!». | 1 | ||||
109 | В. Осеева «Волшебное слово». | 1 | ||||
110 | В.Осеева «Волшебное слово».(пересказ от лица автора) | 1 | ||||
111 | В. Осеева «Хорошее». | 1 | ||||
112 | В. Осеева «Почему?». | 1 | ||||
113 | В. Осеева «Почему?». | 1 | ||||
114 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
115 | Проверь себя. Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1 | ||||
Люблю природу русскую. Весна. 14 часов | ||||||
116 | Люблю природу русскую. Весна. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением , передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать достижения. | Знать произведения о весне, приметы весны в произведениях. Уметь: - использовать связь литературы с разными видами искусства; - анализировать средства художественной выразительности; - подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки. | ||
117-118 | Ф. Тютчев «Зима не даром злится». «Весенние воды». | 2 | ||||
119 | А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». | 1 | ||||
120 | А. Блок «На лугу». | 1 | ||||
121 | С. Маршак «Снег уже теперь не тот». | 1 | ||||
122 | И. Бунин «Матери». | 1 | ||||
123 | А. Плещеев «В бурю». | 1 | ||||
124 | Е.Благинина «Посидим в тишине». | 1 | ||||
125 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел». | 1 | ||||
126 | С.Васильев «Белая береза» | 1 | ||||
127 | Наши проекты | 1 | ||||
128 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
129 | Проверь себя. Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | ||||
И в шутку и всерьёз. 17 ч. | ||||||
130 | И в шутку и всерьёз. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работ с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение и про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки , используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | Знать: - понятие «орфоэпическое чтение» - творчество Б.Заходера; -творчество Э.Успенского; - образы сказочных героев; - творчество В.Берестова - юмористические произведения для детей. Уметь: - анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; - выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); - оценивать события, героев произведения; - определять характер произведения по рисункам; - работать с иллюстрациями; - читать осознанно текст художественного произведения; - составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - читать стихотворные произведения наизусть. | ||
131-132 | Б.Заходер«Товарищам детям». «Что красивей всего?». | 2 | ||||
133 | Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха». | 1 | ||||
134 | Б. Заходер «Песенки Вини-Пуха». | 1 | ||||
135 | Э. Успенский «Чебурашка». | 1 | ||||
136 | Э.Успенский«Чебурашка».(составление плана) «Если был бы я девчонкой». | 1 | ||||
137 | Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | ||||
138 | Э. Успенский «Память» | 1 | ||||
139 | В. Берестов «Знакомый». «Путешественники». | 1 | ||||
140 | И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». | 1 | ||||
141 | Г. Остер «Будем знакомы». | 1 | ||||
142 | Г. Остер «Будем знакомы»(характеристика героев). | 1 | ||||
143 | В. Драгунский «Тайное становится явным». | 1 | ||||
144 | В. Драгунский «Тайное становится явным».(пересказ по плану) | 1 | ||||
145 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
146 | Проверь себя. Обобщение по разделу «И в шутку и в серьез» | 1 | ||||
Литература зарубежных стран. 24 ч | ||||||
147 | Литература зарубежных стран. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение и про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказке. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | Знать произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. Уметь: - участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; - читать осознанно текст художественного произведения; - находить сходство русского фольклора с американской песенкой; - анализировать средства художественной выразительности. | ||
148 | Американская и английская народные песни. | 1 | ||||
149 | Французская народная песня «Сюзон и мотылек». | 1 | ||||
150 | Английская народная песня «Храбрецы» | 1 | ||||
151 | Немецкая народная песня «Знают мамы, знают дети» | 1 | ||||
152 | Ш. Перро «Кот в сапогах» (знакомство). | 1 | ||||
153 | Ш. Перро «Кот в сапогах» (деление на части). | 1 | ||||
154 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | ||||
155-157 | Ш. Перро «Красная шапочка». | 3 | ||||
158 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». | 1 | ||||
159-160 | Г.Х Андерсен «Сказки» | 2 | ||||
161 | Эни Хогарт «Мафии и паук» (знакомство). | 1 | ||||
162 | Эни Хогарт «Мафии и паук» (деление на части). | 1 | ||||
163 | Разноцветные страницы | 1 | ||||
164 | Обобщение по разделу. Проверь себя | 1 | ||||
165 | КВН «Цветик-семицветик» | 1 | ||||
166 | Повторение пройденного | 1 | ||||
167 | «По страницам литературных произведений» | 1 | ||||
168-169 | Проект «Сказки» | 2 | Уметь самостоятельно составлять проект, подбирать материал на определенную тему | |||
170 | Защита проектов. Подведение итогов за год. | 1 | Самостоятельная защита |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 2100"
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-
В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....