Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

КОМАР ГАЛИНА  АЛЕКСАНДРОВНА

Содержание рабочей программы:

1.Пояснительная записка.

2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.

3.Учебно-тематическое планирование.

4.Календарно-тематическое планирование.

5.Учебно-методическое обеспечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_3_kl.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 1

Согласовано                                                   Согласовано                                                                    Утверждаю

на заседании ШМО                                       зам.директора по УВР                                                  директор МБОУ СОШ № 1  

учителей начальных классов                       _________(Кострова О.Б.)                                          __________(Морозова  В.Е.)

Протокол №1 от «___»_____2012г.            «___»______________2012г.                                      «___»______________2012г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

3 класс

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Комар Г. А

2012 г.

Содержание рабочей программы:

1.Пояснительная записка.

2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь) - УУД.

3.Учебно-тематическое планирование.

4.Календарно-тематическое планирование.

5.Учебно-методическое обеспечение

               

1.Пояснительная записка.

              Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана на основе:

-Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  

-Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2009 год;

-Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2009 год;

-Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год.

Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:

— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;

— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного.

Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой

развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.

Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы  и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника.

Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.

Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.

В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целей:
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России, активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи: 

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Актуализация обучения младших школьников: 
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Обогащение опыта творческой деятельности: 
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

приобщение к литературе как искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 3 класса и программы, которая включает следующие разделы:

   1. «Круг детского чтения. Тематика».

2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 3 часа в неделю, 105 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Количество часов

I полугодие

II полугодие

год

Общее кол-во часов

48

57

105

Кол-во часов в неделю

3

3

Вн.чт.

3

7

10

Р.р.

-

4

4

П/р.

9

8

17

2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь) + УУД.

 К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

•        читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами
(малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), в темпе 60 - 70 слов в минуту;

  1. владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения;
  2. осознанно читать про себя;

•        определять смысл событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;

  1. устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описываемые в тексте;
  2. пересказывать, прочитанное подробно и сжато;
  3. сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст, сказки на основе прочитанного;
  4. самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком;
  5. самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.

Учащиеся должны знать:        

  1. фамилии 3 -4 (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
  2. знать наизусть 8-10 стихотворений.

УУД- планируемые результаты к концу 3 класса:

Личностные результаты: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, эмпатия как понимание чувств других людей, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях, эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты: рефлексия способов и условий действий, ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, сбор, обработка, оценка и передача  информации, адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок, обращаться за помощью, ставить вопросы, предлагать свою помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, осуществлять взаимный контроль, координировать и принимать различные позиции во взаимодействиях.

Критерии оценивания:

 Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более 2);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

3.Учебно-тематическое планирование.

Наименование раздела,

темы

Всего

часов

«Самое великое чудо на свете»

3

Устное народное творчество

9

Поэтическая тетрадь 1

6

Великие русские писатели

17

Поэтическая тетрадь 2

5

6.

Литературные сказки

7

7.

Были-небылицы

8

8.

Поэтическая тетрадь 1

4

9.

Люби живое

14

10.

Поэтическая тетрадь 2

5

11.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

12.

По страницам детских журналов «Мурзилка»

5

13.

 Зарубежная литература

10

ВСЕГО

105

4.Календарно-тематическое планирование.

№ урока

№ урока в теме

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата/примечание

Общее количество

Теория

Практика

«Самое великое чудо на  свете».

3

2

1

1

1

Рукописные книги Древней Руси

1

 

2

2

 Вн. Ч. Книги прочитанные летом. Первопечатник Иван Федоров  

1

3

3

Урок-путешествие в прошлое. Обобщение по теме.

1

«Устное народное творчество».

9

7

2

4

1

 Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки

1

5-6

2-3

 «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

2

7-8

4-5

 Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка.

2

9-10

6-7

«Сивка-бурка», русская народная сказка.

2

11

8

 Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество.

1

12

9

 Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»).

1

«Поэтическая  тетрадь  №1».

6

5

1

13

1

 Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

14

2

Ф.И. Тютчев «Листья», А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

15

3

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»

1

16

4

И.З. Суриков «Детство»

1

17

5

И.З. Суриков «Зима»

1

18

6

 Путешествие в Литературную страну. Обобщение знаний по разделу.

1

«Великие русские писатели».

17

13

4

19

1

 А.С. Пушкин «…За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало… », «В тот год осенняя погода…»

1

20

2

Мы идём в библиотеку.

А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

21

3-5

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

3

24

6

Наш театр.  И.А. Крылов «Мартышка и очки»

1

25

7

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

26

8

 И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

27

9

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

28

10

Наш театр.

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

29

11

. Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

30

12

Л.Н.Толстой «Акула»

1

31

13

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

32

14

Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль)

1

33

15

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?»

1

34

16

Мы идем в библиотеку. Работа с каталогом.

1

35

17

 Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»).

1-Вн.чт.

«Поэтическая тетрадь №2».

5

4

1

36

1

Н.Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

1

37

2

Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

38

3

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

39

4

И.А.Бунин «Детство»,

«Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

1

40

5

Развивающий час (урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»).

1

        «Литературные сказки».

7

6

1

41

1

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам».

1

42

2

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

43-44

3-4

В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

2

45-46

5-6

 В.Ф.Одоевский «Мороз-Иванович»

2

47

7

 Урок-КВН (обобщающий урок по I части учебника).

1

«Были-небылицы»

8

6

2

48-49

1-2

М.Горький «Случай с Евсейкой»

2

50-51

3-4

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

2

52-54

5-7

Наш театр.  А.И.Куприн «Слон»

2

1

55

8

Урок-путешествие по «Былям-небылицам».

1

«Поэтическая тетрадь №1»

4

3

1

56

1

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»

1

57

2

А.А.Блок «Ветхая избушка»,

«Сны», «Ворона»

1

58

3

С.А.Есенин «Черемуха»

1

59

4

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1»

1-Вн.чт.

«Люби живое»

14

13

1

60

1

М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

1

61-62

2-3

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

2

63

4

В.И.Белов «Малька провинилась»,

1

64

5

В.И.Белов  «Еще раз про Мальку»

1

65-66

6-7

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

2

67-69

8-10

Б.С.Житков «Про обезьянку»

3

70

11

В.Л.Дуров «Наша Жучка»

1

71

12

В.П.Астафьев «Капалуха»

1

72

13

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

1

73

14

Урок-конференция «Земля - наш дом родной».

1

«Поэтическая тетрадь №2»

5

4

1

74

1

С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

1

75

2

А.Л.Барто «Разлука», «В театре»

1

76

3

С.В.Михалков «Если», «Рисунок»

1

77

4

 Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»

1

78

5

 Внеклассное чтение «Русские  поэты -  детям.»

1

«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

12

11

1

79

1

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

80-81

2-3

А.П.Платонов «Цветок на земле»

2

82-83

4-5

А.П.Платонов «Еще мама»

2

84

6

М.М.Зощенко «Золотые слова»

1

85

7

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

1

86-87

8-9

Н.Н.Носов «Федина задача»

2

88

10

Н.Н.Носов «Телефон»

1

89

11

В.П.Драгунский «Друг детства»

1

90

12

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

1

«По страницам детских журналов»

5

4

1

91

1

Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

1

92

2

Г.Б.Остер «Вредные советы»

1

93

3

Г.Б.Остер «Как получаются легенды»

1

94

4

Р.Сеф «Веселые стихи»        

1

95

5

 Читательская конференция «По страницам детских журналов».

1

«Зарубежная литература»

10

4

6

96-97

1-2

Мифы Древней Греции.

1

1

98-99

3-4

«Храбрый Персей»

1

1

100-101

5-6

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

1

1

102

7

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

 

1

103-104

8-9

Ш. Перро «Реке с хохолком»

1

1

105

10

КВН по изученным за год произведениям.

 

1

5.Учебно-методическое обеспечение.

Для педагога:

-Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». М., 2009 год.

-Оморокова М.И.Основы обучения чтению младших школьников. — М., 2005 год

-Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. — М., 2003 год.

-«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год

-Чуракова Н.А. Волшебный мир картины. — М., 2002 год

Для учащихся:

-Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2009 год.

-Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2009 год.

-Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». М., «Просвещение», 2009 год

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

-комбинированный урок;

-урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

урок –  сообщение новых знаний

урок-закрепление знаний

урок-повторение знаний

урок – игра

проверка знаний

Учебное оборудование:

 техические средства ( магнитофон)

учебные  (столы, доска)

Собственно учебные средства:

наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты , таблички с терминами).


Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные, наглядные, практические.

Индуктивные, дедуктивные.

Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества

-Гуманно – личностная технология

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Технологии развивающего обучения:

-Система развивающего обучения

- Технология развивающего обучения

Принципы обучения:

Принцип научности обучения

Связи теории с практикой

Системности

Принцип сознательности и активности в обучении

Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

Принцип наглядности

Доступность обучения

Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

Индивидуальный и фронтальный опрос

Работа в паре, в группе

Написание отзывов на прочитанное произведение

Срезовые работы (тесты)

Творческие работы (сочинения, изложения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....