Урок литературного чтения "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовского.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Графова Надежда Викторовна

УМК  «Школа России». Учебник  «Литературное чтение». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.

Предметная область: «Литературное чтение»

 Тема:К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного  читателя через включение учащихся в  технологию  деятельностного  метода и РКМЧП  на  основе изучения  произведения  К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                                                   

УМК  «Школа России». Учебник  «Литературное чтение». Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.

Предметная область: «Литературное чтение»

 Тема:К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного  читателя через включение учащихся в  технологию  деятельностного  метода и РКМЧП  на  основе изучения  произведения  К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Задачи, направленные  на достижение личностных результатов обучения:

* установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов;

* выделение морально-этического содержания событий и действий;

Задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения:

Познавательные:

* самостоятельное выделение и формулировка учебной цели;

*развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др.;

*формирование способности решать проблемы поискового характера.

Регулятивные:

*формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи в результате поисковой деятельности;

*формирование умения   оценивать свою деятельность, взаимопроверка;

*развитие умения работать с информацией.

Коммуникативные:

*формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с нормами общения;

*обеспечить условия для включения учащихся в работу в  группах,  парах ;

*формирование умения слушать и слышать собеседника ,вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

*создание  условий для включения учащихся по использованию продуктивного способа чтения, используя разные виды чтения (ознакомительное ,изучающее, «чтение с остановками»);

*организация  деятельности  учащихся на формирование  умения  определять основную мысль произведения,  уметь подтверждать её словами текста, описывать характерные черты героев, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

*создание  условий  для формирования умения прогнозировать содержание произведения;

*обогащение словарного запаса.

Оборудование урока:

-запись музыкального произведения Э.Грига «Утро»;

-презентация;

-изображение «Дерева предсказаний»;

-карточки-помощники с предлагаемыми задачами урока;

-карточки с заданиями  для работы в группах;

-карточки для домашнего задания;

-карточки  для рефлексии.

-толковый словарь.

                               Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

 1.Вызов.

1) Организационно-мотивационный компонент.  (СЛАЙД 1).

                      Кто с работой дружен,

                      Нам сегодня нужен? (нужен)

                      Кто с учёбой дружен,

                      Нам сегодня нужен? (нужен)

                      С  чтением  кто дружен,

                      Нам сегодня нужен? (нужен)

                      Таким ребятам хвала и честь.

                      Такие ребята в классе есть? (есть)

2) Актуализация имеющегося  опыта.

(СЛАЙД 2)(читает подготовленный ученик)   

     

       « …Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей,

        Ни своих презрений и открытий не держите в тайне от людей…

        Торопитесь все отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,

        Теплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой родине припасть.»

-Автор этих строк дает совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен этот урок чтения. Это Константин  Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.(СЛАЙД 3)

- С какими  произведениями  Паустовского  мы знакомы?

 -А знаком ли вам портрет Э.Грига? Что о нём вы знаете?

(подготовленный ученик рассказывает о жизни Э.Грига)

    -

-  Мы знаем, что К. Паустовский писал  о природе. А также  он встречался со многими известными людьми: композиторами, художниками, писателями. Часто Константин Георгиевич описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся.

-Попробуйте разгадать «шифровку», это и будет название произведения, с которым мы познакомимся сегодня.( «имакшиш имыволе с  анизрок»).

Учитель выставляет корзину с еловыми шишками и просит предположить о чём это произведение.

- Напишите свои предположения на бумажных  шишках.

(дети записывают свои предположения на бумажных шишках  и вывешивают на «дерево предсказаний»)

  • Я предлагаю вам послушать музыкальное произведение и поразмышлять, почему именно его я включила?

( обсуждение в парах)

3) Целеполагание.

-Исходя из всего сказанного,сформулируйте  тему урока.

-Какова цель урока? (СЛАЙД4)

- Поставьте задачи , поработав в парах.(дети получают карточки-помощники  и выбирают нужные задачи  урока, озвучивают их и задачи появляются на экране; обучающиеся сравнивают  свои задачи урока с предложенными учителем).

2.Осмысление  содержания.

1)Подготовка к восприятию текста.

-Это произведение написано в прошлом веке, в нем много слов, которые требуют толкования. Сегодня Толковый словарь в руках у …, мы будем обращаться к нему в случае необходимости.

2) Знакомство с произведением и анализ текста.

«Чтение с остановками».

1часть  - читают заранее подготовленные дети.

- Где происходят события рассказа?

- Что делал в лесу Э. Григ?

- С какой целью отправилась в лес дочь лесника?

- Расскажите о встрече маленькой Дагни с композитором.

_Какие слова были непонятными?

-Как вы думаете, что будет дальше?

2 часть  - читает учитель.

-Как Григ сочинял свое произведение, посвященное дочери лесника.

- О чем думал композитор во время игры?

- Какие картины виделись ему?

- Что говорил великий композитор о жизни?

- Почему он чувствовал себя счастливым человеком?

3 часть – аудиозапись.

- Как слушала Дагни музыку, посвященную ей?

- Какие мысли и чувства вдруг охватили ее?

- Почему она сразу вспомнила того седого человека, который ей встретился в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?

- Что она думала о композиторе?

-Как называла его?

-Какие слова были непонятными?

-Сбылись ли ваши предположения?

- В жизни ни Паустовский, ни Григ не встречались. Как вы думаете, почему?

- Почему же тогда К. Паустовский решил написать рассказ об Э. Григе?

- Могли бы они подружиться? Объясните свое мнение.

- Какое чудо случилось в жизни Дагни?

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

- Какова основная мысль произведения?

(СЛАЙД 5)

3) работа в группах.

1 группа - Поставьте эпизоды в нужном порядке.

2 группа -«Верные и неверные  утверждения»

3 группа -  Озвучьте предлагаемый эпизод на экране.

4 группа – Составьте 2 «тонких»  и 1 «толстый» вопрос к произведению.

(СЛАЙД 6)

Проверка работы в группах.

3.Рефлексия .

-Проверим, все ли задачи, которые мы поставили в начале урока, выполнены? (задачи на экране)

(СЛАЙД 7).

-Сбылись ли ваши предсказания? (по «дереву предсказаний»)

-Достигли ли мы цели урока?(на экране) (СЛАЙД 8).

1. Карточки для рефлексии.

 2.Дом.зад. (по выбору) :

*зелёные карточки: тест к рассказу.

*розовые карточки: пользуясь приёмом « круги по воде», выполните задание с фамилией автора этого произведения.

Спасибо за урок!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

Презентация к уроку литературного чтения "К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

В презентации представлены материалы из биографии  К. Паустовского и Э Грига. В конце урока проводится проверочная работа по изученному....

Урок литературного чтения в 4 классе. К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Тема"К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками". На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э.Грига....

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

Урок литературного чтения 4 класс К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...