Мягкие и твердые согласные. Поэтический мир Даниила Хармса.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цели:
- развивающие: развивать навык осознанного выразительного чтения; развивать речь, способствовать развитию учащихся работать в микроколлективе;
- обучающие: формировать общеучебные умения и навыки; ознакомить с творчеством обэриутов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harms.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: Мягкие и твердые согласные.
Поэтический мир Даниила Хармса
Автор:
Сердитова Людмила Васильевна,
учитель начальных классов
2017год
Тема: Мягкие и твердые согласные. Поэтический мир Даниила Хармса.
Предмет: Урок литературного чтения. Класс: 1.
Цели:
- развивающие: развивать навык осознанного выразительного чтения; развивать речь, способствовать развитию учащихся работать в микроколлективе;
- обучающие: формировать общеучебные умения и навыки; ознакомить с творчеством обэриутов.
Оборудование:
- портрет Д.Хармса (в образе);
- музыкальное оформление (м.ф о цирке);
- карточки с опорными словами;
- портреты Маршака, Владимирова, Введенского;
- выставка книг;
- иллюстрации (сапог, ромашка, пирог, огурец);
- проектор.
Ход урока:
- Создание психологической комфортности на уроке.
Прозвенел уже звонок,
Сядем тихо и неслышно
И скорей начнем урок,
Будем мы трудиться,
Пусть заданья нелегки, так как мы ученики.
- Ребята! Садитесь поудобнее и слушайте внимательно. Вы любите бегать, летать, скакать? (Да).
- А в зоопарке и цирке вы бывали? (Да).
- А кто из вас любит сочинять разные небылицы, неправдоподобные истории? (…).
- А у кого в квартире живет 44 веселых чижа? (нет, ни у кого).
- А вы хотите оказаться в озорном, забавном и веселом мире? (Да.).
- Минутку терпения! Для этого нужно постараться сделать наш урок интересным, познавательным, веселым, успешным.
- Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.
Словарная работа. ТАБЛИЦА.
– Перед вами карточки с ключевыми словами. Давайте объясним их значение.
- Что интересного вы заметили? (похожие слова). Перед вами есть портрет, он выполнен в технике силуэт, есть тень и нет лица - это неслучайно. Сможем мы определить, какие слова подходят к этому человеку? (нет). Говорят, по одежке встречают, провожают по уму. Почему? Чтобы судить о человеке, нужно о нем узнать.
На доске:
выдумщик | врун | фантазер |
затейник | сочинитель |
хвастун |
- Я хочу познакомить вас с автором книги «Все бегут, летят и скачут», а зовут его Даниил Хармс (показ).
- Слышали ли вы об этом писателе? (Да, нет).
- Давайте узнаем об этом удивительном человеке. А в конце урока мы определимся с этими словами (на доске) кто же он на самом деле?
Сообщение о писателе
Д.Хармс писал для детей стихи, рассказы, сказки. Но Хармс – это не настоящая его фамилия. На самом деле его зовут Даниил Иванович Ювачев (Хармс – это псевдоним). Псевдоним он тоже сочинил сам. Дело в том, что Даниил Иванович свободно говорил и читал на немецком, французском языках и в переводе «шарм» - это значит «околдовать», «очаровать».
Даниил Хармс – значило Даниил Чародей, колдун. Позже он превратил шарм в Хармс.
- Скажем хором: Хармс.
- Что вы представили? Что услышали? («Хармс» будто звонкий удар в бубен или барабан).
Родился Даня Ювачев в Петербурге. Его отец был моряком, любителем приключений. С детства мальчик любил слушать истории про волшебников и играть в волшебные игры. Например, «Замри».
Носятся ребята во дворе, вдруг крикнут им «Замри» и они останавливаются, как околдованные. Проводится физминутка «Замри». «Море волнуется раз».
- Открытие нового знания.
Работа с новым текстом.
- А еще Даниил очень хотел походить на волшебника цирка. А вы?
- Кто из вас побывал в цирке?
- Действительно, махнешь палочкой или рукой, и раз, - все уроки сделаны. Волшебство, правда?
- А сейчас, внимание! Махните рукой – раз!
- И вы тоже сейчас окажетесь в цирке, как вы этого хотели. (М.Ф.).
- Итак, невероятное, удивительное представление, цирковая программа «Принтинграм». Давайте выделим согласные звуки в этом слове. Какие они ?(тв. И мяг.)
- Давайте послушаем стихотворение Д.Хармса о цирке. АНДРЕЙ С.
- А вы знаете, Даниил Хармс умел многое. Он играл на гармошке и фисгармонии, хорошо пел, прекрасно танцевал чечетку. А еще он показывал фокусы, придумывал шутки-репризы (вставки) для цирковых клоунов. Был весел и остроумен.
- Как вы думаете, мог Д.Хармс работать в цирке?
-А еще Хармс любил животных, особенно кошек. ЭРИК С.
Чтение стихотворения «Удивительная кошка» с.43
Работа с учебником.
Первичное восприятие.
- Ребята, а чем была удивительна эта кошка? (Хоть и несчастная, ушибла лапку, а не расстраивается – летает на шарах).
- Найдите ласковые слова о кошке… (лапку, плавно…).
ЭКСПЕРИМЕНТ
- Шли годы, вы скажете, что Даня Ювачев подрос и понял, что волшебников нет на свете?
- Кто так думает?
- Нет. Вы ошибаетесь, Даниил Хармс понял, что на свете очень много интересного и волшебного. Поэтому он захотел стать детским писателем. Разве писатель не властилин слова? (да).
- Он ведь может управлять вашим вниманием, настроением. Все, что он придумывал, ему немедленно хотелось рассказать детям. Вот почему он так любил печататься в самых интересных детских журналах того времени «Чиж» и «Еж». Он умел дружить и вместе с Д.Хармсом в журнале работали поэты: С.Маршак, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Все они любили удачную шутку и новую мысль (показ портретов).ВЫСТАВКА КНИГ
- Одним из приемов у автора были перевертыши. Где их можно было еще встретить в детской литературе (устное народное творчество, С.Маршак, К.Чуковский «Путаница»).
- Но перевертыши Хармса необычные, своеобразные и неповторимые, как он сам. Это настоящая игра слов. ТИМУР «Доскажи словечко»
Стр.45 «Игра в слова» А. Стойло.
- Работа в группах.
- Действительно, мы убедились, чтостихи Хармса необычные, удивительные, как он сам. В 1928 году Хармс должен был выступать перед читателями на сцене и он появился так: сидя на шкафу и распевая стихи. И так все стихи – это озорной юмор, дружеский веселый смех и душевное тепло.
Практическая работа.
Придумать слова из слова ПРОСТОКВАША.
- Ребята! А кому-нибудь из вас хотелось стать детским писателем? Почему?
- В стихотворении главное рифма, то есть концовки слов должны быть одинаковыми.
- Посмотрите на картинки:
рубашка ромашка огурец
сапог пирог
- Найдите пары (рубашка-ромашка; сапог-пирог).
- Подберите рифму для слова огурец (молодец, конец).
- в Ирландии есть город Лимерик. Жители этого городка любят сочинять смешные стишки – лимерики.
- Как вы думаете, почему они так называются? ( По названию городка).
- в стихах всего 5 строчек и пишутся они по определенному правилу.
1 строчка: отвечает на вопросы кто? откуда?
2 строчка: какой? какая?
3-4 строчки: что произошло?
5 строчка: чем закончилось?
- А вот происходит в лимериках как раз что-нибудь смешное, нелепое; в общем – чепуха да и только!
Вот один из лимериков писателя Эдварда Лира:
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами:
Он в ней же невзначай любил заваривать чай
И в ней же гулял в Амстердаме.
- Попробуем и мы вместе сочинить лимерик со словами рубашка, ромашка, сапог, пирог. А дома с родителями вы тоже попробуйте.
Например, кто? откуда? Клоун из цирка Принтинграм надел рубашку
какой? какая? Приколол в веселую петлицу ромашку.
что произошло? Затем надел сапог, съел огромный пирог.
Отправился кидать в мишень огурцы.
А о нем сочинили мы – молодцы!
- Молодцы! Мы отлично поработали!
- А вы знаете, носил Хармс костюмы одного и того же покроя: спортивного фасона пиджак, брюки-гольф, шапочку с длинным козырьком. Похожий костюм носил английский сыщик. А кто знает как его звали? (Шерлок Холмс). И кстати, Хармс любил читать о нем.
- Обобщение материала по теме.
- Итак, все о чем бы ни писал, ни говорил Даниил Хармс превращалось в игру, поэтому он создал вокруг себя целый мир – удивительный мир Хармса.
- Итог урока.
– Сейчас мы вернемся к нашим ключевым словам и подберем верное, наиболее подходящее к творчеству поэта Д.Хармса. (Обсуждение).
- Верно. Вы исключили карточку «врун» и «хвастун».
- У Хармса озорной юмор, дружеский смех, душевное тепло в стихах и это мы доказали.
- Оценивание. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Спидометра успеха».
Литература.
Халатов Н. Его звали Даниил Хармс. – Дошкольное воспитание, 1965 № 12.
Мейлах М. Секреты Даниила Хармса. К 70-летию со дня рождения. – Детская литература, 1975 № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкие и твердые согласные
Урок русского языка по программе "Школа России" для 2 класса. Урок построен по традиционной схеме, с использованием разноуровневых карточек на этапе закрепления....
Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. Перенос слов. (урок русского языка) 1 класс
Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных ...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Мягкие и твердые согласные", 2 класс
Проверочная работа позволит проверить знания детй по теме "Мягкие твердые согласные"....
Презентация " Мягкие и твердые согласные звуки"
Презентация к уроку по русскому языку, автор курса Н.В.Нечаева....
Мягкие и твердые согласные
Твердые и мягкие согласные...
Поэтический мир Даниила Хармса
laquo;Большую литературу для маленьких» создают много хороших и разных поэтов. Творчество одних составляет целый раздел в единой детс...
Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...