тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Богданова Ирина Владимировна

литературное чтение 4 класс тематическоое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.chtenie_4_klass.docx97.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

Руководитель МО

____________________

Протокол № ___ от

«____»____________20__г.

Согласована

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Бирюкова И.В.

«____»____________20___г.

Утверждена

Директор школы

_____________Н.А. Новикова

Приказ № ___ от «_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

Богдановой Ирины Владимировны

по литературному чтению

4класс

Принята на заседании

педагогического

совета школы

протокол № ____от «__»_______20__г.

2017_____-2018_____ уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и авторской программы  Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.).к учебникам    Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 4 класс  в  2 частях, М: «Просвещение» 2014 г.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Программа нацелена на решение следующих задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
  • умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
  • навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

            В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в четвёртом классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю (при 34 учебных неделях).

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,

учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

В результате изучения курса выпускник, освоивший основную образовательную программу начального общего образования:

  • осознает значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, у него будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
  • научится полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
  • получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
  • освоит восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
  • полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
  • приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио- и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).

Выпускники научатся приёмам поиска нужной информации, овладеют алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), научатся высказывать и пояснять свою точку зрения, познакомятся с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, получат представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  •  работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускник научится:

читать по ролям литературное произведение;

использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Система оценки достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуете? соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-   искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв слогов, слов);

-   неправильная постановка ударений (более 2);

-   чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-   непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-   неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-   неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-   нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-   нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-   монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-   не более двух неправильных ударений;

-   отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-   неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

В четвёртом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Критерии сформированности навыка чтения четвероклассников:

  • умение читать текст бегло, выразительно;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 90 слов в минуту (на конец года);

умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие

характерные особенности героев;

  • безошибочность чтения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Учебно -методическое обеспечение образовательной деятельности

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Анащенкова С.В.

Сборник рабочих программ «Школа России»

1-4 классы

2011

Москва «Просвещение»

2

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.

2014

Москва «Просвещение»

3

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

Рабочая тетрадь по литературному чтению.

4 класс.

2014

Москва «Просвещение»

4

С.В.Кутявина

Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс

2014

Москва «ВАКО»

5

Литературное чтение. 4 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой

2014

Москва «Просвещение»


Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

№ п\п

Тема урока

кол – во часов

Домашнее задание

Дата

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника.словарь

1

Принести понравившуюся книгу, прочитанную летом

Книги Эдуарда  Успенского

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

2

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

Стр.6-8, в-1-3

3

  • События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников

2

Читать летописи

4

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

Выучить отрывок из баллады А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге»

5

 Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

Стр. 17-19

6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой

1

Выполнить иллюстрации к былине

7

Герой былины – защитник Русского государства. Картина  В. Васнецова «Богатыри

1

 Найти материал о Сергии Радонежском

8

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского

1

Стр 22-28

9

В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского

1

Стр 22-28

10

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин

1

Составить рассказ

11

Проект «Календарь исторических событий»

1

Подготовиться к проверочной работе

12

Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Стр 34 .в-9.

13

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

1

Принести книгу Ершова «Конек Горбунок»

14

П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

Стр 39-59

15

П.П. Ершов «Конек-Горбунок» Характеристика героев

1

Дочитать до конца

16

П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

1

Стр.60-61, в-9, 13.

17

А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

1

Выучить наизусть

18

А.С. Пушкин «Туча». Авторское отношение к изображаемому.

1

Выразительное чтение

19

А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

Авторское отношение к изображаемому.

1

Выучить наизусть

Внеклассное чтение. Стихотворения А.С. Пушкина

1

20

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной

1

 Стр.70-90

21

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика  героев, отношение к ним.

1

Стр.70-90 пересказ

22

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана.

1

Стр 70-90 деление на части

23

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки.

1

Стр 70-90 выразительное чтение

24

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение

1

Выразительное чтение

25

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

Прочитать сказку

26

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

2

 Пересказ сказки

27

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа

1

Произведения Толстого

28

Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого.

1

Написать сочинение о маме

29

Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»

1

Басни Л.Н.Толстого

30

А.П. Чехов «Мальчики».  Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

1

Читать стр 120-122

31

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1

Стр 123-133

32

А.П. Чехов «Мальчики».  Характер героев художественного текста.

1

пересказ

33

Обобщающий урок по разделу  «Чудесный мир классики». Внеклассное чтение.

«Знакомство с книгами справочниками»

1

Читать рассказы Чехова

34

Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

1

35

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».  Прогнозирование содержания.

1

Принести сборники любимых стихов

36

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

1

Выучить любое стихотворение

37

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

Выучить любое стихотворение

37

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении

1

Выразительное чтение

39

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения

1

Выразительное чтение

Стихи Фета, Тютчева. Выразительное чтение

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А Фета.

1

40

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения

1

Выразительное чтение

41

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1

Выучить наизусть

Выразительное чтение

Поэзия Е.А. Баратынского и А.Н. Плещеева

1

42

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении

1

Выразительно чтение

43

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». Выразительное чтение

2

Выразительное чтение

44

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина

1

Выразительное чтение

Выразительное чтение

Поэзия И.С. Никитина, Н.А. Некрасова и И.А. Бунина.

1

45

Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Создать альбом любимых стихов с иллюстрациями

46

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

47

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки» .

1

48

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои

1

Стр.156-160

49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

Стр.161-167

50

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1

Составить план сказки

51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

1

Чтение сказки

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мсль

1

Стр 169-178, в-8

53

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения..

1

Придумать сказку о растении и животном, оформить в виде книжки

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

Стр.180-191

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

Подготовить иллюстрации к произведению

56

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения.  Авторское отношение.

1  

Стр.180-191, пересказ отрывка

57

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

Стр. 193-198

58

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1

Стр 199-204

59

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление на части.

1

Деление сказки на части

60

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ. Словесное   иллюстрирование.

1

 Выборочный пересказ

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей..

1

61

Обобщающий урок-игра по разделу «Литературные сказки»

1

62

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

63

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час»

1

Прочитать сказку

64

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1

Подготовить пересказ

65

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».Инсценирование произведения.

1

Иллюстрирование отрывка

66

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

Пересказ

67

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Чтение по ролям

68

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского

1

Чтение произведений Драгунского

69

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.  Герои произведения.

2

Произведение Голявкина

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе

1

70

Обобщающий урок-игра по разделу «Делу время – потехе час»

1

Пересказ понравившихся произведений

71

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

72

Знакомство с названием раздела «Страна детства».

 Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

Выразительное чтение рассказа

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

Пересказ от имени главного героя

Внеклассное чтение. Рассказы  Б.С. Житкова

1

74

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

Стр 47-53

75

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1

Стр.53-58

Внеклассное чтение. Рассказы К.Г. Паустовского

1

76

М.М. Зощенко «Елка» Герои произведения

1

Нарисовать иллюстрацию к произведению

77

М.М. Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ.

1

Пересказ

Внеклассное чтение. Рассказы  М.М. Зощенко

1

78

Обобщающий урок-игра по разделу «Страна детства»

1

79

Проверочная работа по разделу «Страна детства».

1

80

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».

1

Выучить одно из стихотворений стр 68-69

81

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».   Развитие чувства в лирическом стихотворении

1

Выучить одно из стихотворений

82

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

Стихи Есенина

83

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».  Тема детства в произведениях.

1

Выразительное чтение

Внеклассное чтение. Поэзия В.Я. Брюсова, С.А. Есенина и М.И. Цветаевой

1

84

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

85

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»

1

86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка

1

Читать  стр.76-83

87

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа.  Отношение человека к природе.

1

Выборочный пересказ

Произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка

1

88

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

1

Читать стр 85-

89

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.

1

Пересказ

Произведения А.И. Куприна

1

90

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1.

   

Выразительное чтение рассказа

91

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения.

1

Стр 92-95

Произведения М.М. Пришвина.

1

92

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка.

1

Стр.96-99

Произведения

Е.И. Чарушина

1

93

В.П. Астафьев «СтрижонокСкрип». Герои рассказа.

1

Стр 100- 109

94

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана.

1

Деление текста на части и составление плана

95

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.

1

Пересказ

Произведения В.П. Астафьева

1

96

Обобщающий урок по разделу

«Природа и мы»

1

Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

Проект «Природа и мы».

1

Внеклассное чтение. Знакомство с произведением А.Волкова  «Волшебник  изумрудного города»

1

97

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь»

1

98

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени

1

Выразительно чтение

99

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

1

Выразительное чтение

100

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета вы произведении.

1

Выразительное чтение

101

Н.М. Рубцов «Сентябрь». Изображении природы в лирическом стихотворении.

1

Выразительное чтение

102

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1

Выразительное чтение

103

С.А. Есенин «Лебедушка».

Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1

Выразительное чтение

104

Обобщающий урок-конкурс «Поэтическая тетрадь».

1

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

Внеклассное чтение. Викторина по произведению А.Милн «Вини – пух и все-все-все…»

1

105

Знакомство с названием раздела «Родина»

1

106

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

Стр 128-132 выразительное чтение

107

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

1

Выразительное чтение

108

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

Выучить наизусть

109

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1

Выразительность чтения стихотворений Жигулина

110

Проект «Они защищали Родину»

1

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

1

11

Обобщающий урок по разделу «Родина».

1

112

 Проверочная работа по разделу «Родина».

1

113

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1

Стр 144-149 пересказ отрывка

114

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

1

1

Стр 144-149

115

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Пересказ отрывка

116

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

1

Стр 150-156

117

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

Стр 150-156 пересказ

«Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

1

118

Обобщающий урок по разделу  « Страна Фантазия

1

119

 Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1

120

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

1

121

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе

1

Стр 158-163

122

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов.

1

Стр 163-168

Пересказ отрывка

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Главы из книги.

1

123

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская  сказка.

1

Стр 167-172

124

Г.Х. Андерсен «Русалочка».Деление текста на части.

1

Деление текста на части

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка» словесное рисование.

1

Иллюстрация к  произведению

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок

1

Пересказ

127

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ  о русалочке.

1

Пересказ

Г.Х. Андерсен. Сказки.

1

128

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

1

Выразительное чтение стр 194-200

129

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

Чтение по ролям стр 197-199

пересказ

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Главы из книги.

.1

130

С. Лагерлеф «Святая ночь».

.1

Выразительное чтение

131

С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

Стр 201-208 пересказ

132

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Стр 209-216

133

С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Пересказ

134

Обобщающий урок по разделу  «Зарубежная литература».

1

135

 Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

1

136

Урок-игра «Литературные тайны»

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс

Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников "Литературное чтение"Л. Климанова, Бойкина 1 -4

   Наименование учебного предмета Литературное чтение           Класс  3    Срок реализации программы, учебный год 201...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...