Что может дать учителю библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!»
статья по чтению (3 класс) на тему
В настоящее время вопрос о нравственном благополучии подрастающего поколения не может не волновать любого здравомыслящего учителя. Помочь детям понять и оценить нравственные уроки прочитанных художественных произведений, пробудить в них личностное самосознание и способность к самооценке своей деятельности - первостепенная задача учителя. А выполнить эту задачу без помощи книг-собеседников – невозможно ! В БМШ (Библиотечке младшего школьника "Книга, здравствуй!") представлено литературное творчество разных писателей: В. Берестова, В. Бианки, Б. Житкова, С. Маршака, Е. Пермяка, К. Паустовского, Е. Чарушина и др. Например, с произведениями К. Г. Паустовского можно познакомить учеников во 2, 3 и 4 классах начальной школы. В школьных библиотеках города Москвы Библиотечка младшего школьника “Книга, здравствуй!” (БМШ) имеется! Авторы-составители БМШ и методических пособий к ним - Н.Н.Светловская и Т.С. Пиче – оол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что может дать учителю библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!» | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Что может дать учителю библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!»
- Суворова Нина Михайловна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
В настоящее время вопрос о нравственном благополучии подрастающего поколения не может не волновать любого здравомыслящего учителя, и о путях очеловечивания человека средствами чтения задумывались ещё известные учёные, методисты и педагоги 19 века: К.Д. Ушинский, Д.Д. Семёнов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров, Ц.П. Балталон и др. Однако помочь каждому ребёнку найти себя и своё место в жизни не так-то просто. Об этом предупреждает читателей и Ю.И. Коринец в своей повести “Там, вдали, за рекой”: “Каждый человек ищет себя..., и плохо, когда человек себя не находит”. Помочь детям понять и оценить нравственные уроки прочитанных художественных произведений, пробудить в них личностное самосознание и способность к самооценке своей деятельности - первостепенная задача учителя. А выполнить эту задачу без помощи книг-собеседников – невозможно !
Давно уже в школьных библиотеках города Москвы имеется в наличие Библиотечка младшего школьника “Книга, здравствуй!” (БМШ) Авторы-составители БМШ и методических пособий к ним - Н.Н.Светловская и Т.С. Пиче – оол - убеждены в том, что книги помогают детям находить в них недостающий им опыт, познавать окружающий мир и себя в нём, приобретая при этом не только читательские, а и жизненно необходимые умения и навыки. С этой точкой зрения солидарно не одно поколение моих учеников и их родителей. А для учителя - это практически первый доступный и полноценный набор из более ста хороших детских книг, который вполне может обеспечить в течение четырёх лёт необходимую материальную базу для обучения младших школьников читательской деятельности как на уроках литературного чтения, так и во внеурочное время.
В БМШ представлено литературное творчество разных писателей: В. Берестова, В. Бианки, Б. Житкова, С. Маршака, Е. Пермяка, К. Паустовского, Е. Чарушина и др. Например, с произведениями К. Г. Паустовского можно познакомить учеников во 2, 3 и 4 классах начальной школы. (См. приложение № 1) В книгу-сборник 2-го года обучения вошли такие рассказы писателя, как: “Приказ по военной школе”, “Резиновая лодка”, “Последний чёрт” и “Дремучий медведь”. В 3-ем классе младшие школьники могут прочитать сказки: “Стальное колечко”, “Квакша”, “Тёплый хлеб”, “Растрёпанный воробей” и рассказы: “Заячьи лапы”, “Кот - ворюга”, “Барсучий нос”, “Жильцы старого дома”. Во всех этих произведениях писатель преподносит всем нам уроки нравственности с присущим его творчеству поэтическим лиризмом. Прочитайте их вместе с детьми! Рассказы и сказки К.Г. Паустовского убеждают читателя в том, что многое в жизни зависит от самого человека. А как почувствуют дети радость и покой, юмор и грусть, всю силу поэтического слова этого замечательного автора, зависит от степени сформированных у них читательских умений и навыков. В методических пособиях к урокам чтения (2-ой и 3-ий годы обучения) даны подробные объяснения о содержании, форме и организации уроков работы с детскими книгами из комплекта “Книга, здравствуй!” Форзацы разнообразных по своему содержанию и жанровой специфике книг содержат для учащих и учащихся интересный познавательный, иллюстративный и игровой материал, с помощью которого можно закрепить, уточнить и обобщить приобретённый при чтении опыт. Если вы хотите помочь каждому своему ученику стать человеком и, охраняя их души, постепенно открывать им мир таким, каков он есть, тогда без детских книг и целенаправленной работы с ними вам не обойтись. А книга? Книга всегда готова отдать ребёнку свои духовные богатства и свой опыт...
К статье прилагается приложение № 1 – презентация “Творчество К.Г. Паустовского в БМШ”.
Список литературы.
1. Светловская Н.Н. Учим читать книги (метод. пособие к урокам чтения для уч-ля нач. классов школ любого типа): второй год обучения/Н.Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т. – М.: Жизнь и мысль: Моск. учеб., 2007 г.
2. Светловская Н.Н. Учим читать книги ( метод. пособие к урокам для уч-ля нач. классов школ любого типа): третий год обучения/ Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. Пед. ун-т. – М.: Жизнь и мысль: Моск. учеб., 2010г.
3. Паустовский К.Г. Приказ по военной школе: рассказы и сказка. – М.: Жизнь и мысль: Моск. учебники, 2007. – (Книга, здравствуй!: Б- чка МГПУ/ Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор, пед. ун-т).
4. Паустовский К.Г. Барсучий нос:[рассказы и сказки: 3 кл.] /сост.: Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол, худож. Т.В.Малюсова, - М.: Жизнь и мысль: Моск. учебники, 2009. – (Книга, здравствуй!: Б-чка МГПУ/Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т).
5. А.И. Куприн: [4кл.]/[сост. Н.Н., Т.С. Пиче-оол; худож. И.Р. Голуб], - М.: Жизнь и мысль: Моск. Учебники, 2010. – (Книга, здравствуй!: Б-чка МГПУ/Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."
Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...
Исследовательская работа на тему: "Может ли прп.Сергий Радонежский стать нравственным идеалом младшего школьника."
Данная работа запланирована на 3 года обучения. Представляю пока только первую часть, так как только начала работать над данной темой....
Консультация для учителей "Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности"
Публикуемый материал раскрывает некоторые вопросы связанные с развитием младших школьников в процессе проектной деятельности....
Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ. Дата публикации: 21.03.2017г.
Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить позн...
Педагогическое взаимодействие учителя с младшими школьниками с учётом особенностей темперамента
Процесс общения людей - это всегда взаимодействие с миром другого человека и, в тоже время, открытие своего мира. Этот процесс связан с творчеством, а также с затратами энергии, с напряжением. Люди, к...
Статья "Учебный диалог на уроках литературного чтения, как форма воздействия и взаимодействия учителя и младших школьников при формировании коммуникативно-речевых компетенций"
О привитии навыка вдумчивого чтения произведения как средства обогащения духовного мира. Наличие проблемной ситуации на уроке - вот условие возникновения учебного диалога....
«ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»
Любой социальный человек не может жить, удовлетворять потребности и заниматься любым видом деятельности без общения. Что касается младшего школьного возраста, для того, чтобы выстроить правильное обще...