Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ. Дата публикации: 21.03.2017г.
статья по теме
Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_mladshih_shkolnikov_sredstvami_ikt.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.
Китайская пословица
В Концепции модернизации образования в России определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.
На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества.
Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентация младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
- овладевать практическими способами работы с информацией,
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Конечно, использование ИКТ на каждом уроке достаточно сложно и трудоёмко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приёмов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым, поэтому современный учитель должен быть «ИКТ» - компетентен:
владеть основными инструментами пользователя компьютера;
мультимедийными информационными источниками;
инструментами коммуникации;
ИКТ – средствами.
Значение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения младших школьников возрастает одновременно с усилением их роли как средства развития универсальных учебных действий учащихся. Посредством ИКТ учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут в режиме онлайн обсуждать проблемы с любым заинтересованным лицом. Такая работа способствует формированию УУД младших школьников, а именно поиску дополнительной информации, ознакомлению с различными точками зрения и самооценке результата информационного поиска. Это, в свою очередь, генерирует познавательную мотивацию учащихся и прямо влияет на качество их проектной деятельности.
Проектная деятельность является открытой образовательной технологией, которую целесообразно использовать при обучении в современной информационно-образовательной среде школы. Она направлена на приобретение знаний, умений, развитие отношений, соответствующих характеристикам учащихся как субъектов деятельности. Работа младших школьников, выстроенная в рамках проектной деятельности выходит за границы учебного предмета, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности, включает (как обязательные элементы) целеполагание, рефлексию; не ограничивает учащихся в способах работы с информацией.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, формирование ИКТ-компетентности учащихся — неотъемлемая часть программы формирования УУД младших школьников. Также в рамках ФГОС начального общего образования ИКТ может рассматриваться средством оценочной деятельности педагога и проведения учета индивидуальных образовательных достижений учащихся.
Виды ИКТ, используемые мною в проектной деятельности младших школьников:
Виды ИКТ | Функциональные возможности | Программные средства ИКТ |
Технология работы с текстовой информацией | Обработка текстовой и графической информации. Визуализация информации. | Текстовые процессоры. |
Технология работы с графической информацией | Обработка графической информации. Визуализация информации. Подготовка презентаций. | Графические редакторы. |
Технологии числовых расчетов | Обработка числовой информации. Создание математических моделей. Автоматизация процессов вычислительной деятельности и обработки результатов эксперимента. | Табличные процессоры. |
Сетевые информации технологии | Целенаправленный поиск информации (текстовой, числовой, графической, аудио и видео). Передача информации и обмен сообщениями | Программы для просмотра веб-страниц. Программы для передачи электронных сообщений. |
Мультимедиа технологии | Одновременная работа с разнородной информацией (текстовой, графической, аудио, видео). Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения Визуализация информации об объектах или явлениях | Инструментальные средства электронных презентаций |
Система УУД младших школьников, формируемая посредством ИКТ
Личностные УУД:
- Критическое отношение к информации и избирательность ее восприятия.
- Уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей.
- Основы правовой культуры в области использования информации
Регулятивные УУД:
- Оценка условий, алгоритмов и результатов выполняемых действий.
Познавательные УУД:
- Поиск информации, фиксация (запись) информации с помощью различных ТСО.
- Структурирование информации, ее организация и представление в виде статичных и интерактивных диаграмм, картосхем, линий времени и т. п.
- Создание простых гипермедиасообщений.
- Построение простейших моделей объектов и процессов.
Коммуникативные УУД:
- Обмен гипермедиа сообщениями.
- Выступление с аудиовизуальной поддержкой.
- Фиксация хода коллективной/личной коммуникации.
- Общение в цифровой среде (электронная почта, видеоконференция)
В 2013-2014 учебном году наша школа за счет Комплекса мер по модернизации получила новое учебно-лабораторное оборудование.
Для каких же целей я его использую?
- Изучение и закрепление нового материала
- Осуществление контроля на различных этапах урока
- Проектно-исследовательская деятельность
- Участие в дистанционных и сетевых конкурсах
- Применение во внеурочной деятельности
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, что способствует значительному повышению качества образования.
Для детей младшего школьного возраста важна эмоциональная составляющая урока, поэтому я использую принцип «игры и сказки», который положительно сказывается на мотивации учащихся.
Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На своих уроках я использую ИКТ в форме презентаций, переработанных и адаптированных для своего класса, а также созданных мною, на любом этапе урока: для определения темы и постановки учебных задач, при работе над новым материалом, для закрепления, на этапе рефлексии и т.д. Презентации помогают вовлечь ребят в дискуссию, заочно посетить музеи, выставки, побывать на встрече с писателями; с помощью презентаций можно организовать разные виды деятельности: работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Хорошим подспорьем в работе стала интерактивная доска. На уроках доску IQBoard удобно использовать в двух режимах: «режим компьютера» и «интерактивный режим». В режиме «интерактива» на уроке у меня и моих учеников есть возможность быстро и аккуратно писать, чертить, рисовать, работать с графическими объектами, использовать странички с разными фонами, набирать с помощью электронной клавиатуры любой текст, работать с рисунками и иллюстрациями. На экране можно разместить разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).
Использование интерактивной доски на уроках экономит время, увеличивает учебную нагрузку учащегося в классе за счёт увеличения потока информации, стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности, включает в работу всех учащихся класса, повышает мотивацию обучения. Все ребята хотят выйти к электронной доске отвечать и не боятся ошибиться при этом.
Также на уроках использую интерактивные мультимедийные компоненты к учебникам (они представлены на дисках):
1. В.Г.Горецкий «Азбука»
2. М.И.Моро «Математика»
3.А.А.Плешаков «Окружающий мир»
4.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык»
Эти диски интересны тем, что материал можно использовать, работая по учебникам разных авторов. Задания позволяют применять их на любом этапе урока, разнообразить формы и виды деятельности и т.д. Мне хотелось бы на примере одной темы по русскому языку продемонстрировать разнообразные виды работ. Например, словарная работа: представлено объяснение смыслового значения слова, наблюдение за орфоэпическим и орфографическим произношением, работа по обогащению словарного запаса и т.п. На этапе знакомства с новым материалом предлагается его теоретическое объяснение. Для закрепления и отработки знаний представлены задания в игровой форме. Также много разнообразных упражнений, направленных на развитие речи детей. Увлекательные интерактивные игры помогают развивать логику и воображение, память и внимание ребёнка. Есть задания для практической работы, тренировочные и проверочные упражнения, что позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся, дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении нового материала.
Полезно сочетать использование интерактивной доски с электронной системой оценки качества знаний «PROClass». При помощи системы «PROClass» можно проверять домашние задания, проводить устные вычисления по математике и отрабатывать правила правописания по русскому языку. Систему можно использовать при тестировании и анкетировании ребят, а также их родителей.
Чаще всего я создаю тесты сама на основе презентации. Также я использую возможность системы ProClass «Задать вопрос», что является операивным способом проверки усвоения знаний обучающимися.
Учебно-лабораторное оборудование также используется для проектно-исследовательской деятельности. Дети создают учебные проекты с помощью различных прикладных программ. А также проводят исследования с помощью программного обеспечения ProLog.
Сочетание работы цифрового микроскопа с интерактивной доской погружает ребят в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что нас окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.
Документ-камера – это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию, это современное средство презентации, решающее задачу донесения необходимой визуальной информации до группы слушателей (учеников).
Рассматривая применение данного интерактивного устройства в образовательном процессе, можно отметить следующие его достоинства:
- возможность демонстрации в любой момент любого объекта со стола учителя или парты ученика позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным;
- документ-камера помогает установить обратную связь между учителем и классом, повысить мотивацию учащихся. Это происходит, например, во время анализа контрольной работы или разбора домашнего задания на экране в реальном времени, с комментариями учителя, когда весь класс принимает участие в этом процессе.
- у учителя появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога. В ответ на вопрос учащихся можно на обычном листке бумаги набросать схему или формулу, отображая ее в процессе появления на экране;
- существенно экономится время учителя, как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока – любое письменное задание с листа, мгновенно через документ-камеру и проектор может быть продемонстрировано всему классу;
- расширение арсенала доступных технических средств ведения урока стимулирует учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.
Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что Интерактивные средства позволяют достичь новых, поставленных перед нами целей и максимально реализовать ФГОС. Применение оборудования на уроках в начальной школе позволяет:
усилить положительную мотивацию обучения;
смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи и хранения;
вести мониторинг учебной деятельности учащихся.
Учащиеся моего класса принимают участие в дистанционных конкурсах. В которых требуются умения находить нужную информацию из различных источников, обрабатывать ее, представлять в эстетическом виде с помощью программных средств. Также в данных конкурсах обязательна творческая работа учащихся. Это различные конкурсы и олимпиады «Познание и творчество», Снэйл, Фактор роста. Имеются призовые места.
Однако, применяя ИКТ на уроках, мы должны соблюдать три золотых правила:
1. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель.
Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате.
2. Урок должен быть динамичным.
Необходимо разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.
3. Необходимо придерживаться разумных ограничений «по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки».
На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. - 15 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.
Вывод:
Информационно-коммуникационные технологии с применением новейшего оборудования расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
Педагогический проект на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами игровой образовательной технологии»
ОглавлениеПаспорт проекта ...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами завершённой предметной линии «Математика».
Система заданий, способствующие развитию УУД на уроках или внеурочных занятиях по математике....
Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...