Методическая разработка урока по литературному чтению "А. Куприн "Слон"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок разработан с использованием технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по литературному чтению "А.Куприн "Слон" | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Учитель: Тихомирова Ю.В. МОУ СОШ №83
Учебный предмет: литературное чтение.
Технология: Технология критического мышления.
Класс: 4 «А» класс.
Автор УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение. В океане света».
Тема урока | А.Куприн «Слон». Ознакомительное чтение. Словарная работа. Подбор ключевых слов. | |||||
Цель урока | Проведение литературоведческого и психолого-педагогического анализа текста. | |||||
Задачи | 1. Развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям; 2. Раскрыть композиционно-языковые особенности текста; 3. Развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции и представлений младших школьников; 4. Приобщать детей к восприятию решения непростых житейских проблем, учить понимать замысел и творчество взрослого автора. | |||||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; • осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков. • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. | |||||
Основные понятия | Основная мысль произведения. | |||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, музыка. | |||||
Ресурсы | 1. Учебник, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение. В океане света». 2 .Презентация к уроку. 3. Карточки самооценки 4.Карточки для работы в парах. | |||||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из текста загадки. | Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в гости, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку: Познакомьтесь с Великаном | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Отгадывают загадку. | |||
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 1.Работа с крылатыми выражениями. Учитель: Ребята, а кто знает, что означает когда мы говорим: ( Слайд 1) Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение. Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив. 2.Предварительная беседа. Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию слона. Что вы можете сказать о нем? ( Слайд 2) * Какой он? (Слоны - это крупные животные) - * Каков их рост? (Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.) * Чем питаются слоны? ( Питаются слоны травами, листьями, плодами) *Где живут? ( Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.) - Об этих животных и их особенностях нам расскажет … *А для чего слонам хобот? ( Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку). Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу. - Как вы думаете, а зачем их занесли в Красную книгу? (Слон считается вымирающим редким видом животных) | Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи. Заранее подготовленный ученик рассказывает о слонах. Восприятие информации | |||
Открытие новых знаний Стадия вызова Целеполагание. Планирование. | Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. - Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде. - Сегодня на уроке мы постараемся понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Все наши наблюдения мы будем заносить в нашу карту по ходу работы. Читая произведение мы постараемся ответить на очень важный вопрос: - В какие чудеса надо верить людям? - Что для человека самое главное в жизни? | Заранее подготовленный ученик рассказывает о Куприне. Воспринимают информацию. Прогнозируют результат работы на уроке. Отвечают на вопросы учителя Выражение своих чувств, мыслей. | |||
1 этап. Работа с текстом до чтения | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 1. Словарная работа учитель: Во время чтения вам будут встречаться непонятные слова. Давайте их объясним: - Гостиная - комната для приема гостей. - Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты. - Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи. - Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей. - Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище. - Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим. - Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком. - Фисташки - зеленоватые съедобные орехи. | На карточках соединяют слово с его значением. Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей. Оценка деятельности одноклассников по критериям.. | |||
2 этап. Знакомство с текстом произведения 3. Размышления 3. Словесный портрет мечты. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; | 1.- Посмотрите на иллюстрацию перед текстом. - Как вы думаете, о чём он? - А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение. - Слушаем внимательно я читаю, следите по тексту учебника и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. ( Читаю сама 1 часть). 1 часть. -Давно ли болеет девочка? -Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа? - Какое настроение у мамы? Откуда мы это видим? -Запишем это в нашу карту. -С какой проблемой столкнулись доктора? -Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни? – Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово А П А Т И Я (на доске). Дети пишут 2–3 предложения. Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия. – Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа -Как вы думаете, почему доктор громко говорит о том, что девочку нужно развлечь? -Что же мы узнаём о девочке из первой части? -Запишем в карту. -Как вы думаете, что же произойдёт дальше? -С чего начинается 2 часть? -Прочитаем по ролям. -Дочитать часть. -Что чувствует мама? -Запишем в карту. -А что чувствует Надя? Как её состояние описывает автор? -Запишем в таблицу. -Можно ли назвать Надю капризной? Найдите тому подтверждение в тексте, что с ней на самом деле что-то не в порядке. -Как автор рисует внутреннее состояние отца? -Запишем в таблицу. - А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент прелюдии Шопена. (Звучит аудиозапись). - Созвучно ли это музыкальное произведение с рассказом Куприна. Докажите. Чьё настроение может оно передавать? - С какой семьёй вы познакомились? -На что обратили внимание? 3 часть. -Читаем 3 часть. -Что же приснилось однажды Наде? -Давайте и мы ей поможем. Подарим её слона. У вас на партах лежит разрезанная картинка. Соберите её. -Работа в парах. - Сможет ли наш слон вылечить девочку? Почему? -А поняли ли папа с мамой её просьбу? -Почему так подробно описана игрушка? -Живой и совсем как живой. – Почему игрушечный слон не устраивает Надю? -Почему Наде приснился именно слон? О какой несбывшемся обещании она вспомнила? -Почему невозможно сейчас свозить Надю в зверинец? – Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? -Нарисуйте мечту больной девочки. (с. 211). -Найдите цитаты в тексте. Цитаты: – “настоящий, живой…” ("Живой", однокоренное слово – "жизнь".) Синквейн «Семья». | Принятие учебной задачи. Выбор капитана, секретаря и спикера группы. - С диалога мамы и девочки? - большие, усталые, заплаканные глаза. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы, заполняют таблицу. Формулируют вывод. Переживает, заботится, волнуется за дочь -Не отвечает, смотрит в потолок, неподвижные невесёлые глаза, ничего не болит, нет жару, ей всё равно, ничего не нужно, тихая, печальная. -Сон девочки. -Быстро ходит, курит, поглаживает Надины ноги, насвистывает, плечи трясутся, прикладывает платок к глазам, бегает из угла в угол. -Любящей, заботливой переживающей за своего ребёнка,. -Слон. Выполняют практическую работу. - Как живой, но нет души. Папа, мама только переживает, но ничего не делает. Работают с текстом. | |||
Итог урока. Рефлексия. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; | - Итак, наш урок подходит к концу. Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А пока попробуем составить характеристику нашего сегодняшнего урока в виде синквейна. 1.Урок. 2.2 прилагательных.(какой он для вас был). 3.3 глагола (что мы делали на уроке) 4 Фраза. 5 Синоним нашего урока. * Сегодня на уроке я узнал ….. * Мне показалось интересным …. * Меня удивило….. Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными. | Отвечают на вопросы. Демонстрируют свои знания. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | |||
Домашнее задание (творческое) | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся) 1. Прочитать 4 и 5 части. 2.Подготовить свои вопросы по тексту. 3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Приложение 1.
Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.
Приложение 2.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
А.И. Куприн «Слон»
Мама | Надя | Папа | Слон |
_________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
А.И. Куприн «Слон»
Мама | Надя | Папа | Слон |
_________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"
Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...
методическая разработка урока по литературному чтению "Лето волшебное и разное"
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Лето волшебное и разное" в технологии деятельностного метода.Автор учебника Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева.Учитель: Смирнова...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...
Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...