Обобщающий урок по литературному чтению"Сказочный мир А.С.Пушкина."
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"
Цели:
- Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.
- Учить выделять главное, значимое.
- Учить мыслить самостоятельно.
- Расширять словарный запас.
- Развивать память, мышление, внимание.
- Развивать творческие способности.
- Прививать любовь к поэзии.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина;
- презентация: "Мой А.С.Пушкин",
- рисунки детей к сказкам Пушкина,
- выставка книг А.С. Пушкина.
- Ход урока.
- Ученик:
- Все в нем Россия обрела -
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, -
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце:
Строчка - ода.
Как ярко белый свет горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.
(Н.Доризо) - Учитель. Ребята, какой у нас сегодня праздник?
- А как вы думаете, где живут сказки?
- Да! Сказки живут в книжке. Книга - это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их - не переслушать, смотреть - не пересмотреть! Какие бывают сказки?
- Ученики. Сказки бывают народные и авторские, или литературные.
- Учитель. Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. "Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.
- И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Кто правильно назовет сказки Пушкина?
Ученики .
- "Сказка о рыбаке и рыбке".
"Сказка о попе и о работнике его Балде".
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
"Сказка о Золотом петушке".
"Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Стихи о сказках.
- Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала. - Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала. - Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки! - Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
Продолжи строчки:
а)
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир (приготовила б я пир…)
б)
«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна (наткала б я полотна)
в)
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя (родила богатыря)
Г.) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно
(Тридцать лет и три года)
Задания Кота учёного.
Ведущий:
К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж. Я начну читать , а вы помогайте:
“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом. (Входит Кот)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит”.
Кот учёный:
Не случайно я к вам зашёл.
Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я – Кот учёный.
(Поэма “Руслан и Людмила”)
Ответьте на мои вопросы.
Задания:
- Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря?
- На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
- С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
- Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
- Какую песню исполняла белка-чудесница?
- Сколько раз забрасывал старик сеть в море?
- Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке?
- Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
- На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
- Кто помог королевичу Елисею отыскать спящую царевну? (ветер)
Ученики:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветет в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
То были чудные мгновенья,
Когда стихи его читал.
“У лукоморья дуб зеленый”
Я с упоеньем повторял.
Передо мною кот ученый
Ходил усатый и крутой.
Русалки на ветвях сидели
Одна красивее другой.
С Гвидоном вместе плыл я в бочке
И дно из бочки выбивал,
И злого коршуна у моря
Рукой Гвндона убивал.
И деда рыбака у моря
В походах к рыбке узнавал,
И злую, жадную старуху
Всем детским сердцем презирал
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
Ведущий. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас интересные вопросы.
- Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (о. Буян.)
- За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
- Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
- Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
- Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)
- Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
- В кого превращается князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
- Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон.)
- Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка.)
- Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок.)
- Как звали девушку, в облике которой было что-то необычное, но это её не портило? (Царевна Лебедь.)
- Сколько раз старик ходил к морю? (Пять.)
- Кто был меньшим братцем Балды? (Заяц.)
- Исполнительница желаний в сказке А. С. Пушкина. (Золотая рыбка.)
- Любимый предмет злой мачехи, на который она сердилась. (Зеркальце.)
- Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка.)
- Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля.)
- От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)
- Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября.)
- Кто вёл строгий учёт орехам? (Дьяк.)
- Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? (Из скорлупок.)
Учитель. В конце нашего турнира мне хочется открыть вам, ребята, маленький секрет. Сказки, которые мы с вами сегодня вспоминали, были написаны А. С. Пушкиным для взрослых в пору творческого расцвета поэта, одновременно с самыми глубокими и серьёзными произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность. Надеюсь, что вам захочется ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. а когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывать для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по литературному чтению по теме «Люблю природу русскую»
Программа "ШКОЛА РОСИИ"...
Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению "Я и мои друзья"
В разработке представлены виды работ для обобщения и закрепления знаний по изученной теме. На уроке учащиеся работают в группах, соотносят смысл пословиц с темой и содержанием произведений,оценивают с...
Обобщающий урок по литературному чтению "Как хорошо уметь читать"
Литературная викторина «Как хорошо уметь читать!» составлена по программе Ефросининой Л. А «Литературное чтение». Цель занятия: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся,...
Обобщающий урок по литературному чтению "И в шутку, и всерьез"
"И в шутку , и всерьёз" обобщающий урок по литературному чтению 2 класс...
Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".
Обобщающий урок по литературному чтению для 2 класса.Тема:"И в шутку,и в серьез".(соответствует ФГОС ,с тестом)...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «А.С. Пушкин» Класс: 3 УМК «Школа России». Литературное чтение Л.Ф.Климанова , В.Г.Горецкий .
Технодогическая карта урока литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" по теме "А.С.Пушкин"...