Библиотечный урок "Любимые сказы П.П. Бажова", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
При проведении данного урока можно использовать отрывки из мультфильмов по сказам Бажова, что великолепно активизирует учащихся при усвоении учебного материала по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnyy_urok_po_skazam_bazhova.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечный урок "Любимые сказы П.П. Бажова", 3 класс
Клочко Г.Ф., учитель начальных классов
МАОУ гимназия № 40 им. Ю.А. Гагарина г. Калининграда
Подготовительная работа:
самостоятельное домашнее чтение сказов П.П. Бажова, конкурс рисунков к понравившимся произведениям, просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Цели:
- Познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника;
- Перечитать любимые сказы;
- Выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключаются их художественные особенности; развивать творчество учеников.
Ход урока:
Рассказ о жизни П. П. Бажова.
Павел Петрович Бажов родился 27 января (15-го старого стиля) 1879 г. в семье рабочего Сысертского завода Екатеринбургского уезда, Пермской губернии (ныне Свердловской области).
У писателя была счастливая судьба. Благодаря случаю и своим способностям Павел Петрович он получил возможность учиться. Учился в духовном училище (1889-93 гг.) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893-99 гг.). В годы учебы принимал участие в выступлениях семинаристов против преподавателей-реакционеров, в результате чего получил аттестат с пометкой о «политической неблагонадежности». Это помешало ему поступить, как он мечтал, в Томский университет. Бажов 18 лет работал учителем русского языка и литературы в Екатеринбурге, затем в Камышлове. В эти же годы увлекся уральскими народными сказками.
Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством. В 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию, принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В 1923-29 гг. жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты», с 1924 г. выступая на ее страницах с очерками о старом заводском быте, о гражданской войне. В это время собирал фольклорные записи, им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора, книги по истории Урала.
Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был «рядовым тружеником». П.П.Бажов счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Судьба Павла Петровича повернулась таким образом, что вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да еще какая… В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. Его книги и сказы стали печататься большими тиражами, издаваться за рубежом. Писатель стал лауреатом Государственной премии СССР (1943 г.), был награжден орденом Ленина за литературную работу.
В годы Отечественной войны Бажов принимает на себя заботы не только о свердловских писателях, но и о писателях, эвакуированных из разных городов Союза. После войны зрение писателя стало резко слабеть, но он продолжал и редакторскую работу, и собирание, и творческое использование фольклора.
В 1946 г. был избран депутатом Верховного Совета: «...занимаюсь теперь другим - приходится много писать по заявлениям своих избирателей».
В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей П.П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: «Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная…».
Павел Петрович скончался в Москве, но похоронен в Екатеринбурге 10-го декабря 1950-го года.
Викторина по сказам Бажова.
1. Чей это портрет?
- “По косе видать девка. Коса сиза-черная и словно к спине прилипла. На конце ленты, не то красная, не то зеленая. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо, на месте не посидит …” (“Медной горы хозяйка”)
- “Платье зеленое, коса черная, а в одной руке каелка махонькая, в другой цветок…” (“Таюткино зеркальце”)
- “Небольшого росту, чернявая, а востроглазая, и по всему видать, шмыгало такое, что только держись…” (“Малахитовая шкатулка”)
- В каком еще обличие появляется Хозяйка Медной Горы в сказах? (Ящерка) (“Хозяйка медной горы”)
2. Из какого произведения герой?
- Ераско Поспешай? (“Таюткино зеркальце”)
- Ганя Заря (“Таюткино зеркальце”)
- Натал Гаврилыч (“Таюткино зеркальце”)
- Полукарпыч (“Таюткино зеркальце”)
- Данилка-недокормыш ( Каменный цветок”)
- Дарья Ивановна (Даренка)
- Кузька Двоерылко ( “Синий колодец”)
- Тюньша (“Огневушка – поскакушка”)
- Ефим Золотая Редька (“Огневушка-поскакушка”)
- Старик Семеныч (“Золотой Полоз”)
- Голубкова невеста (“Голубая змейка”)
3. Кто говорит эти слова?
- “Поспешай, ребятушки! Поспешай! Рудничное дело тихого ходу не любит.” (Ераско Поспешай “Таюткино зеркальце”)
- “Правильно придумала. Правильно.” (Кошка Мурёнка “Серебряное копытце”)
- “Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь.” (Бабка Ильи “Синюшкин колодец”)
4. О ком идет речь?
- Ростом не больше трёх вершков, платье на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая … ” (“Синюшкин колодец”)
- Парень ядреный да могутный, крутой да веселый, – работа у него и шла податно. (“Синюшкин колодец” – Илья)
- А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза звездой, брови дугой, губы - малина, и руса коса трубчатая через плечо, а в косе лента … ( “Синюшкин колодец” девк син.)
- Кафтан на ём, штаны – все желтое, из золотой поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс узорами и кистями … (“Про великого Полоза”)
- Девчонка махонькая вроде кукленки, а живая. Волосенки рыжие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже голубой … ( “Огневушка – поскакушка”)
- Идет, как плывет, совсем легко… (“Голубая змейка”)
- – Что за наваждение? Чья такая? – спрашивает. – Дочерью люди зовут, – отвечает. – Самая как есть наследница шкатулки-то, кою ты купила. Не продала бы, кабы не край пришел. С малолетства любила этими уборами играть. Играет да нахваливает – как-де от них тепло да хорошо. Да что об этом говорить! (“Малахитовая шкатулка” – Танюша)
- Он слышь-ко, малоумненький был, мотоватый. Однем словом, наследник. К камням-то сильное пристрастие имел. Щегольнуть ему было нечем, – как говорится, ни росту, ни голосу, – так хоть каменьями. Где ни прослышит про хороший камень, сейчас купить ладится. И толк в камнях знал, даром, что не шибко умный. (“Малахитовая шкатулка” – Турчанинов)
- Была, сказывают, старушка такая. Заместо лекаря по нашим заводам на большой славе была. Силу в травах знала: которая от зубов, которая от насады, которая от ломоты … Ну, все как есть. Сама те травы собирала в самое время, когда какая трава полную силу имела. Из таких трав да корешков настойки готовила, отвары варила да с мазями мешала. (“Каменный цветок” – Бабка Вихориха)
- На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяла сперва в казачки при господском доме… (“Каменный цветок” – Данилка)
- Высокий да румяный, кудрявый да веселый. Однем словом, сухота девичья. Прокопьич уж стал с ним про невест заговаривать… (“Каменный цветок” – Данилушко)
- Жил в нашем заводе парень. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. (“Синюшкин колодец” – Илья)
5. Что за вещь?
- “Исподка у него руда рудой, а повернешь – там вроде маленькой чашечки или блюдца. Гладко-гладко выкатано и блестит…” (“Таюткино зеркальце” – зеркальце).
- “Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где?” (“Каменный цветок”)
- “Тут – думает самое им и место. Как надевать или снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ…” (“Синюшкин колодец” – перья)
6. Где происходит действие?
- “Деревья стоят высоченные, только не такие, как в нагих лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня.. Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает кто подбрасывает. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… разная… Солнышка не видно, а светло как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От них и свет идет”. (“Каменный цветок”)
- “Выбрался на какой-то ложок. Посредине место пониже. Тут трава растет – горчик да метлика. А с боков взгорочки, а на них сосна жаровая. Вовсе, значит, сухое место пошло. Одно плохо – не знает Илья, куда дальше идти. Сколько раз по этим места бывал, а такого ложочка не видывал. Шел-шел, видит – на полянке окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода будто чистая, только сверху синенькой тенеткой подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий”. (“Синюшкин колодец”)
- “Костер-то потух, а на полянке светло стало. Только свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло. Дошел змей до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону”.(“Про великого Полоза”)
Использованные источники:
1. Порядина, М. Коренная тайность Павла Бажова // Библиотека в школе: прил. к газ. "Первое сентября". - 2003. - N 23. - С. 62-63.
2. Просекова, О. А. Мозаика сказов // Читаем, учимся, играем. - 2008. - N 10. - С. 4-11 .
3. Ресурсы сети Интернет:
http://lib.aldebaran.ru/author/bazhov_pavel
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музей. «Московский уголок сказов П.П.Бажова»
Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить дет...
Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....
Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс
Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова...
Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"
Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...
Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце» (Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения)...
Цикл внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, направленных на формирование чувства уважения к "малой" Родине обучающихся 4 класса
Цикл внеклассных занятий по сказам П.П. Бажова, направленных на формирование чувства уважения к "малой" Родине обучающихся 4 класса / сост. студентка 4 А группы Валиева К.Р. – Ка...
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...