Музей. «Московский уголок сказов П.П.Бажова»
план-конспект урока (4 класс) на тему
Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить детей с экспозицией школьного музея «Сказы П.П.Бажова». Формировать уважение к людям труда, талантливым мастерам своего дела. Привить интерес к творчеству П. П. Бажова, патриотические качества, трудолюбие. Развивать чувства красоты родного края, расширение кругозора, создание условий для взаимодействия и взаимопомощи участников на экскурсии. Воспитывать культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27.01.2013ekskursiyasayt.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Московский уголок сказов П.П.Бажова»
Цель.Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить детей с экспозицией школьного музея «Сказы П.П.Бажова». Формировать уважение к людям труда, талантливым мастерам своего дела. Привить интерес к творчеству П. П. Бажова, патриотические качества, трудолюбие. Развивать чувства красоты родного края, расширение кругозора, создание условий для взаимодействия и взаимопомощи участников на экскурсии. Воспитывать культуру поведения.
Экскурсовод (Э). Добрый день! Я ваш экскурсовод. Меня зовут ….
Уважаемых гостей Экспонаты в нем стоят
Пригласить хочу в музей. Об уральских сказах говорят. (Проходят в музей)
Вот и первая остановка. Вы видите здесь собрано много книг. Есть книги, которые создаются нескоро и непросто, но, однажды появившись, навсегда остаются с нами, с читателем. Такая судьба и у этих книг.
Вы книгу раскрыли, читая,
Все в книге любовью согрето,
Пусть автор ещё не знаком, И если вы сердцем чисты,
Он рядом, он сказ начинает, В шкатулку камней – самоцветов
Уральским своим говорком. Для вас превратятся листы.
- Вы догадались, о ком идет речь?
Дети(Д.) –Да. Это Павел Петрович Бажов.
Э.- Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 31 августа 1967) – знаменитый русский советский писатель, великий уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Мы находимся в школьном музее «Сказы Павла Петровича Бажова». Посмотрите (показ) на фотографию семьи Павла Петровича. Вот мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса. Наверно, не случайно его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
Сегодня я познакомлю вас с уральским сказочником и его сказами, пройдем по улицам городка Моссовета. А также мы с вами окунемся в мир фантазии и искусства. Наше путешествие называется «Московский уголок сказов Бажова»
В старину на Урале ходило много разных историй, легенд, преданий, связанных с ремеслом рудознатцев, шахтер, металлургов, камнерезов, старателей – рабочих, которые добывали золото.
Твои камнерезы, У них говорили!
Твои мастера, Огнём загорались
Такое своими Цветные каменья,
Руками творили И сказы рождались
Что мёртвые камни Нам в поученье.
В.Радкевич «Земля Бажова»
Уральские сказы, собранные писателем Павлом Петровичем Бажовым, открывают нам удивительный мир, полный тайн и загадок. Что сулит появление Серебряного Копытца и Огневушки-Поскакушки? Почему люди боятся Голубой змейки и где находится волшебный Синюшкин колодец?
В конце XIX века в уральском поселке Сысерть родился человек, сумевший услышать заповедную песнь родной земли, полюбивший нашептанные горами и лесами сказания и сумевший рассказать их всему миру.
Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Детство писателя прошло на старинных уральских заводах, где всю жизнь трудились его деды и прадеды – медеплавильщики, доменщики, люди «огненного труда». Павел Петрович получил духовное образование, долго работал учителем. Полтора десятка лет во время летних отпусков он ходил и ездил по Уралу, наблюдая за жизнью народа, за его речью, пословицами и поговорками, частушками.
Ребенок рос любознательным Когда вырастет, будет волшебником
Стремился учиться, мечтал: Им он действительно стал…
Е.Краснопёрова
Мечты его осуществились не сразу. Бажов за свою жизнь успел переменить множество должностей, попробовать себя в разном качестве. Участвовал в гражданской войне. В 1918 году Бажов добровольно вступает в Красную армию, в полк, который прозвали “Красные орлы”,где была организована минитипография, в которой родилась газета “Окопная правда”, а её редактором стал Бажов П.П. Павел Петрович много занимался и историей родного края.
«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала», - так о нем сказал, однажды, писатель Е.Пермяк
В художественную литературу Павел Бажов пришел поздно, однако успел создать целый свод «Сказов старого Урала». В 1936 г., в возрасте 57 лет он обратился в литературный институт с просьбой о зачислении на заочное отделение и был зачислен, только учиться ему не пришлось. Так как скоро началась Великая Отечественная война.
Э .- Как наш район Ростокино связал с именем П.П.Бажова?
Д. - Улица названа его именем. В сквере стоит памятник сказочнику, там же скульптуры героев его сказов.
Э. – Всё это верно. Скажите, пожалуйста, а как называется улица, на которой расположена наша школа.
Д. - Малахитовая.
Э. - Верно.Улица Малахитовая.
Э. – А что такое малахит? Кто из вас знает?
Д. - Это камень.
Э. – (У витрины. Показ камня.) Малахит издавна привлекал внимание людей. Долгое время он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев, плавильщиков (выплавляли медь).Иногда его использовали в качестве бесхитростных украшений и простых поделок.
Тяжел горный труд изнуряющий, Она и была направляющей
Но в деле живинка слыла, В твореньях людей в века …
Е. Краснопёрова
В старые времена в нем ценилась не красота, а польза. Вполне возможно, что именно хрупкость малахита и послужила его названию: «малакос» - «мягкий» по-гречески. Есть предположение, что малахитом минерал назван созвучно с шелковой и мягкой травой - «малхе».
(Рассказ ведётся у стенда «Урал») Урал - это «малахитовый ларец», наполненный драгоценными камнями. По преданиям, покровительницей уральских рудокопов была Хозяйка Медной горы. Иногда ее еще называли Малахитницей. Считалось, что если в забое пропадала руда, то чем-то разгневана Хозяйка. За доброту и честность эта изумительной красоты женщина с малахитово-зелеными глазами и «шелкового, слышь-ко, малахиту платье» могла наградить находкой удивительного камня.
Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины (Показ). Суть этого явления такова. Железо, при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому и образуется ржавчина — результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется — так и образуется малахит.
Возможно, вы слышали, что есть такое ядовитое вещество — медный купорос, он употребляется в качестве отравы для уничтожения вредителей культурных растений в садах, на огородах, на полях. Так вот, медный купорос — это как бы порошок малахита. В природе такой порошок уплотняется с течением времени, отсюда и камень малахит. Таким образом, если где-то на поверхности люди находят малахит — это значит, что на глубине обязательно есть медная руда. Вот почему в сказке Бажова сказочное существо Малахитница называется Хозяйкой Медной горы. Теперь вам ясно, почему Хозяйка называется Хозяйкой Медной горы, хотя Данила-мастер брал в этой горе не медь, а малахит.
В природе малахит чаще встречается в виде почковидных масс. Разрежет мастер такой камень – на срезе видны красивые узоры (показ). Благодаря этой особенности малахит в старину называли павлиньим камнем.
На Урале с малахитом связано много легенд. Еще двести лет назад старики рассказывали про Хозяйку Медной горы, которая зорко стережет свои подземные сокровища. Некоторые утверждали, что малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных. Старинные предания резчиков записал для нас уральский писатель П.П.Бажов.
Э. (Берет книгу «Малахитовая шкатулка». Показывает.)
Э. –Прочитайте название. (Дети читают вслух название и автора) У Бажова даже практически не было черновиков – он вышептал свою «Малахитовую шкатулку», он выносил ее в сердце и подарил миру своих любимцев.
Э. – Вы догадались, в честь чего названа наша улица?
Д. -Названа улица по названию книги «Малахитовая шкатулка», которую написал П.П.Бажов.
Э.– А теперь задумаемся, а почему она так названа. Малахитовую шкатулку (показ шкатулки) — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого "веселого" камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела — герои сказов П. П. Бажова.
Э . - А чем работали в шахтах или рудниках? ( Показываются и называются инструменты.)
В то время главное орудие труда были кирка да лопата. Это кайло (показ) - им горнорабочие отбивали, откалывали руду в забое. Лопатка для золотоискателей. Одноручный молоток – балодка. А вот блёнда, блёндочка (показ) – ручная лампа тусклая керосиновая с маленьким фитильком. А почему она стоит у входа в рудник? Оказывается в далекие времена перед входом ставили лампу, для того чтобы снаружи знали что в забое, рудобой трудится.
Не сладко было и камнерезам: при плохом освещении, на примитивном шлифовальном оборудовании, дающем страшное количество каменной пыли, засоряющей легкие человека, создавали уральские мастера из уральского камня прекрасные чаши, шкатулки и другие ювелирные изделия, которые сейчас хранятся во многих музеях России и мира.
Первоначально сказ "Малахитовая шкатулка" назывался "Тятино подаренье", при подготовке к печати автор изменил заглавие. Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно "складывал" в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны живым с большим писательским мастерством.
Э. –А какие сказы знаете Вы?
Д. –Перечисляют.
НАЧАЛО ПЕШЕЙ ЭКСКУРСИИ. ВЫХОДИМ НА УЛИЦУ МАЛАХИТОВАЯ.
Останавливаемся на углу школы под вывеской с названием улицы.
Э. - Как называется улица, на которой находится наша школа?(Если дети затрудняются ответить. Прошу прочитать.)
Д. - Малахитовая.
Э. - Правильно. Эта улица получила своё имя в 1967 году. Её длина чуть больше километра (1,1км). Она самая длинная в Ростокине и пересекается с другой улицей. А с какой? Давайте пройдем к дому № 4, на котором увидим мемориальную доску и узнаем, как она называется.
(Идём по ул. Малахитовая по направлению к ул.Бажова, д. 8. Переходим на ул. Малахитовую. Останавливаемся у дома № 4. У мемориальной доски.)
Э. – Прочитайте. Что здесь написано.
Э. - О чем прочитали. ( Дети отвечают.)
Э. - Правильно. Эта улица названа в 1964 году в память о писателе-сказочнике Павле Петровиче Бажове (1879-1950). От улицы Бажова пешеходная дорожка ведёт нас к одной из главных достопримечательностей Ростокино — Ростокинскому акведуку и окружающему его парку. Но мы пройдём в сквер, который называют ростокинцы именем писателя.(Идём по скверу к памятнику писателя.)
Э. -Ребята! Посмотрите на памятник. У Павла Петровича – широкие брови, добрые, внимательные глаза. Большая седая борода. Выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником.
По инициативе главы управы Петра Михайловича Поволоцкого бюст писателя расположился здесь с осени 2006 г.Раньше памятник был низенький, с вас ростом, и находился в конце улицы Бажова, во дворе дома № 24. Жители кооперативного дома по собственному почину заказали тогда проект и установили готовый памятник во дворе, так на народные пожертвования был приобретён этот бюст. Об этом я прочитала в газете «Звездный бульвар». К открытию памятника сам сквер реконструировали: поставили новое ограждение, замостили дорожки плиткой. В следующем году сквер украсили персонажи сказок Бажова — Данила-мастер, Хозяйка Медной горы и другие.
- Вы, наверно, знаете, что каждый художник подписывает свои картины. А скульпторы подписывают свою работу или нет? Как вы считаете? (Ответы детей) Кто же автор этого бюста? (Смотрят, ищут)
Д. - А. Козырев (Дети читают надпись с бюста)
Э. – Правильно. Анатолий Иванович Козырев родился 21 июля 1918 года в деревне Верхнее-Бемыж Удмуртской АССР. Профессиональное образование получил в Казанском художественном училище, которое окончил в 1936 году по классу живописи. Как скульптор он нашёл себя не сразу. В Оренбурге и начинается работа Козырева как скульптора. В 1959 году «Дед Захар-сибиряк» представлял город Курган на ВДНХ в Москве.
Э. -Ребята! Поднимите руку те, кто читал сказы П.П.Бажова. Надеюсь, полюбили его героев, и, конечно, изумлялись необычайной тайной силой – хранительницей Уральских подземных богатств. События сказов рассказывают о давних временах, где люди жили, как одевались, даже говорили по-своему.
Перед нами скульптуры сказочных героев уральского писателя. Все они выполнены одним мастером из искусственного мрамора. Этот материал недорог, но очень крепок и долговечен. Герои сказов расположились прямо на газоне, а их каменные основания намертво схвачены бетонным обручем фундамента. Каждая весит приблизительно 200 килограммов. (Вес приблизительно 5-6 учащихся вашего возраста)
Э.- Я предлагаю вам сыграть в игру под названием «Угадай героя сказа»
(Экскурсовод выбирает 5 командиров. Командиры выбирают себе команду. Гид читает описание героя. Команда обсуждает. Представитель от команды дает ответ. Все экскурсанты переходят к угаданному персонажу). 1.Махонька девчоночка - В руке платочком машет.
Сама вроде кукленочка- (Огневушка - Поскакушка.)
Резвехонько так пляшет, Подходим к Огневушке .
Э. - Эта скульптура появилась здесь весной 2009 г. Ребята 4 класса нашей школы были на экскурсии и вот на этом месте в сентябре увидели 4 колышка. Это оказалась разметка, будущей скульптуры.
2.Козел тот особенный был: Даренка все смотрит и удивляется…
Правой ножкой о камешки бил, Издалека-то его не разглядишь
В каком месте топнет- И не разберешь, а близко к нему,
Камень дорогой появится, Как ни старайся, не подойдешь.
(Серебряное копытце). Подходим к козлику.
Э. -Козленок, что «всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой».Скульптура этого козлёночка ростом – 2м30см.
3.Небольшого росту девка, Платье цвета малахита,
И сама вся статная, В косе ленты красные,
И коса ее чернява, Глаза, словно изумруды,
Да такая ладная. -волшебные, ясные.
(Медной горы Хозяйка.) Подходим к Хозяйке.
Э. В День защиты детей 1 июня 2007г. торжественно Хозяйка поселилась в нашем сквере. На открытие приезжали представители администрации Ека-теринбурга.
4.Сироткой рос мальчишечка, Малахитову делу обучался
Голубеньки глазёнки, И с самой Хозяйкой Медной,
Волосики кудрявеньки. Говорят в народе знался.
У мастера Прокопьича (Данило-мастер.)
Подходим к скульптуре Данило-мастера.
Э.- Рост Данилы-мастера составляет 2 м 50 см. Поселился он здесь в один день с Хозяйкой Медной горы - 1 июня 2007г.
Э. - Назовите, пожалуйста, фамилию скульптора. Кто прочитал? Покажите, где вы прочитали фамилию автора сказочных героев.
Э. -Да, ребята, это Владимир Лепешов. Он члены Московского Союза художников. Именно он украсил наш парк имени Бажова на Ростокинской горке персонажами из сказов П.Бажова. Мастерская его находится в Ростокине, на Сельскохозяйственной улице, рядом с ВВЦ. Скульптор Владимир Лепешов создавал этих сказочных героев около трех месяцев. По его словам, чтобы работа удалась, пришлось перечитать все сказки Павла Бажова.
Э.- Молодцы. Давайте вспомним, герои каких сказов украсили наш сквер и из каких сказов они к нам пришли?(«Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Огневушка – Поскакушка») - А какие ещё вы читали и знаете сказы уральского сказочника?
Э. – Кто из вас знает, а сколько сказов написал Павел Петрович? А я вам подскажу. Какой двузначный номер у автобуса, курсирующего по городку Мос-совета?
Д. – Номер 56.
Э. – Правильно. 56 сказов нам с вами подарил уральский сказитель .
- А мы продолжаем знакомиться с достопримечательностями. Следующая остановка на ВВЦ.(Идём на остановку)
- Кто знает, что означают буквы ВВЦ? (Ответы детей)
- А в советское время ВВЦ называли ВДНХ. ВДНХ – это выставка достижений народного хозяйства. Её открыли в 1939г. В 80 павильонах рассказывалось о новейших достижениях науки, техники, культуры и т.д. В наше время,где это название ВДНХ сохранилось? (Ответы детей. В названии метро ) (Отправляемся на автобусе № 56 на ВВЦ. От конечной остановки «северный-1» идём пешком. Выходим на главную площадь ВВЦ ).
Э. – Мы вышли на площадь Фонтанов. Сколько фонтанов вы видите?(Два) Перед нами фонтан Дружбы народов. Из большого золотого снопа бьют струи живительной воды - это символ плодородия, а вокруг хоровод из 15 женских фигур, олицетворяющих бывшие союзные республики, а сейчас бы мы сказали государств. Фонтан создан архитекторами Константином Тихоновичем Топуридзе и группой скульпторов. (Идем к фонтану)
В другом конце площади фонтан « Каменный цветок ». Он сооружен 1953г. по проекту архитектора К. Топуридзе и скульптора Прокопия Иванови-ча Добрынина. Сам фонтан переливается красками прекрасных самоцветов, представляет собой сказочный каменный цветок, из которого бьет 1000 пересе-кающихся водяных струй. Но сейчас мы этого не видим, так как фонтан ремон-тируют. Я хочу рассказать вам одну историю, связанную с этим фонтаном.
Давайте присядем на лавочку. (Дети садятся на лавочку). Огромный рас-крывающийся бутон вырастает из груды драгоценных камней-самоцветов: малахита, яшмы, орлеца, лазурита. Это гимн пробуждающейся и вечной жизни, ее богатству.
Было это в 1953г. На первое июля назначили пробный пуск центральной части фонтана. Пока дожидались начальство, Прокопий Иванович с красками и кисточкой взобрался в цветок и, неугомонный, лазил там, среди лепест-ков, подкрашивая, подправляя еле заметные швы и трещины.
И вдруг страшный гул из-под земли, задрожало, заходило ходуном все под ногами Добрынина. Что это? Нежданное землетрясение? Сейчас рухнет Ка-менный цветок? Что творится? Адский выхлоп ввысь — словно выскочила пробка из гигантской бутылки. Тридцатиметровый столб воды. Оглуши-тельный удар по всему телу.
Весь мокрый, качаясь, Добрынин, к удивлению всех, выбрался на асфальт. Никто не знал, что он там, в цветке, когда пустили воду.
Художник принял крещение вместе со своим детищем.
Перед нами огромный раскрывающийся бутон вырастает из груды драго-ценных камней-самоцветов: малахита, яшмы, орлеца, лазурита. Это гимн про-буждающейся и вечной жизни, ее богатству.
И будут были жить веками И не поблекнет, не завянет
В чудесном малахите строк, Чудесный сказочный цветок.
- Из какого сказа этот цветок? Кто этот сказ написал?
Заключительное слово ведущего:
- Разрешите нашу экскурсию закончить.
Надеюсь, что вам всем приятно было познакомиться или вспомнить сказы Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.
И становится делом слово, Продолжается сказ Бажова,
В каждом камне – цветы цветут… Продолжаются Жизнь и Труд!
Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.
-А что вам запомнилось на экскурсии? Чтобы вы хотели ещё узнать?( Ответы детей.)
Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыден-ной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция развития литературного музея "Сказы Павла Петровича Бажова"
Основными целями создания литературного мзея в нашем общеобразовательном учреждении являются приобщения детей к литературе как искусс...
Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...
Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс
Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова...
«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова «Серебряное копытце».Учебные задачи: Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...
Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"
Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...