Музей. «Московский уголок сказов П.П.Бажова»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Рыскунова Людмила Юрьевна

Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить детей с экспозицией школьного музея «Сказы П.П.Бажова». Формировать уважение к людям труда, талантливым мастерам своего дела. Привить интерес к творчеству П. П. Бажова, патриотические  качества, трудолюбие.  Развивать чувства красоты родного края, расширение кругозора, создание условий для взаимодействия и взаимопомощи участников на экскурсии. Воспитывать культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27.01.2013ekskursiyasayt.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия  «Московский  уголок сказов П.П.Бажова»

Цель.Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить детей с экспозицией школьного музея «Сказы П.П.Бажова». Формировать уважение к людям труда, талантливым мастерам своего дела. Привить интерес к творчеству П. П. Бажова, патриотические  качества, трудолюбие.  Развивать чувства красоты родного края, расширение кругозора, создание условий для взаимодействия и взаимопомощи участников на экскурсии. Воспитывать культуру поведения.

Экскурсовод (Э). Добрый день! Я ваш экскурсовод. Меня зовут ….

 Уважаемых гостей                                   Экспонаты в нем стоят

 Пригласить хочу в музей.                        Об уральских сказах говорят.                            (Проходят в музей)

       Вот и первая остановка. Вы видите здесь собрано много книг. Есть книги, которые создаются нескоро и непросто, но, однажды появившись, навсегда остаются с нами, с читателем. Такая судьба и у этих книг.

   Вы книгу раскрыли, читая,            

   Все в книге любовью согрето,

Пусть автор ещё не знаком,            И если вы сердцем чисты,

Он рядом, он сказ начинает,           В шкатулку камней – самоцветов

Уральским своим говорком.           Для вас превратятся листы.

- Вы  догадались, о ком идет речь?

Дети(Д.) –Да. Это Павел Петрович Бажов.

 Э.-   Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 31 августа 1967) – знаменитый русский советский писатель, великий  уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Мы находимся в школьном музее «Сказы Павла Петровича Бажова». Посмотрите (показ) на  фотографию семьи Павла Петровича. Вот мальчишка из  заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной  премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса. Наверно, не случайно его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.

     Сегодня я познакомлю вас с уральским сказочником и его сказами, пройдем  по улицам городка Моссовета. А  также мы с вами окунемся в мир  фантазии  и искусства. Наше путешествие  называется «Московский уголок  сказов Бажова»

 В старину на Урале ходило много разных историй, легенд, преданий, связанных с ремеслом  рудознатцев, шахтер, металлургов, камнерезов, старателей – рабочих, которые добывали золото.

Твои  камнерезы,                                       У них говорили!

Твои  мастера,                                            Огнём  загорались

Такое своими                                          Цветные каменья,

Руками творили                                      И сказы рождались                                                      

Что мёртвые камни                                 Нам в поученье.                                                                                        

                                                       В.Радкевич  «Земля Бажова»

Уральские сказы, собранные писателем Павлом Петровичем Бажовым, открывают нам удивительный мир, полный тайн и загадок. Что сулит появление Серебряного Копытца и Огневушки-Поскакушки? Почему люди боятся Голубой змейки и где находится волшебный Синюшкин колодец?                           

  В конце XIX века в уральском поселке Сысерть родился человек, сумевший услышать заповедную песнь родной земли, полюбивший нашептанные горами и лесами сказания и сумевший рассказать их всему миру.

Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Детство писателя прошло на старинных уральских заводах, где всю жизнь трудились его деды и прадеды – медеплавильщики, доменщики, люди «огненного труда». Павел Петрович  получил духовное образование, долго работал учителем. Полтора десятка лет во время летних отпусков он ходил и ездил по Уралу, наблюдая за жизнью народа, за его речью, пословицами и поговорками, частушками.

       Ребенок рос любознательным                 Когда вырастет, будет волшебником

       Стремился учиться, мечтал:                     Им  он действительно стал…

                                                                                                             Е.Краснопёрова        

Мечты его осуществились не сразу.  Бажов за свою жизнь успел переменить множество  должностей,  попробовать  себя  в  разном качестве. Участвовал в гражданской войне. В 1918 году Бажов добровольно вступает в Красную армию, в полк, который прозвали “Красные орлы”,где была организована  минитипография, в которой родилась газета “Окопная правда”, а её редактором стал Бажов П.П.  Павел Петрович  много занимался и историей родного края.

      «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала», - так о нем сказал, однажды, писатель Е.Пермяк   

         В художественную литературу Павел Бажов пришел поздно, однако успел создать целый свод «Сказов  старого Урала». В 1936 г.,  в  возрасте  57 лет  он обратился  в  литературный  институт  с  просьбой  о   зачислении   на   заочное отделение  и  был  зачислен, только  учиться  ему не пришлось. Так как скоро началась Великая Отечественная война.

Э .- Как  наш район Ростокино связал с именем П.П.Бажова?

Д. - Улица названа его именем. В сквере стоит  памятник сказочнику, там же скульптуры  героев его сказов.

Э. – Всё  это  верно. Скажите, пожалуйста, а как называется улица, на которой расположена наша школа.

 Д. - Малахитовая.

 Э. - Верно.Улица Малахитовая.

 Э.  – А что такое малахит? Кто из  вас знает?

Д.   - Это  камень.

 Э. – (У витрины. Показ камня.) Малахит издавна привлекал внимание людей. Долгое время он был камнем ремесленников: краскотеров и красильщиков, стеклодувов, живописцев, плавильщиков (выплавляли медь).Иногда его использовали в качестве бесхитростных украшений и простых поделок.

      Тяжел горный труд изнуряющий,                Она и была направляющей

       Но в деле живинка слыла,                             В твореньях людей в века …         

                                                                                                 Е. Краснопёрова

        В старые времена в нем ценилась не красота, а польза. Вполне возможно, что именно хрупкость малахита и послужила его названию: «малакос» - «мягкий» по-гречески. Есть предположение, что малахитом минерал назван созвучно с шелковой и мягкой травой - «малхе».

         (Рассказ ведётся у стенда  «Урал») Урал - это «малахитовый ларец», наполненный драгоценными камнями. По преданиям, покровительницей уральских рудокопов была Хозяйка Медной горы. Иногда ее еще называли Малахитницей. Считалось, что если в забое пропадала руда, то чем-то разгневана Хозяйка. За доброту и честность эта изумительной красоты женщина с малахитово-зелеными глазами и «шелкового, слышь-ко, малахиту платье» могла наградить находкой удивительного камня.                      

Это действительно камень. А вместе с тем, это минерал, окись меди. Возможно, это вам пока ни о чём не говорит. Но вы, наверное, знаете, что железо на воздухе ржавеет, покрывается плёнкой ржавчины (Показ). Суть этого явления такова. Железо, при взаимодействии с водяными парами и кислородом, которые содержатся в воздухе, окисляется. Поэтому и образуется ржавчина — результат окисления железа. То же самое происходит и с медью. Только медь при окислении покрывается плёнкой зеленоватого цвета. В природе, в том числе и на Урале, на тех участках, где медная руда выходит на поверхность или залегает на небольшой глубине, она окисляется — так и образуется малахит.

Возможно, вы слышали, что есть такое ядовитое вещество — медный купорос, он употребляется в качестве отравы для уничтожения вредителей культурных растений в садах, на огородах, на полях. Так вот, медный купорос — это как бы порошок малахита. В природе такой порошок уплотняется с течением времени, отсюда и камень малахит. Таким образом, если где-то на поверхности люди находят малахит — это значит, что на глубине обязательно есть медная руда. Вот почему в сказке Бажова сказочное существо Малахитница называется Хозяйкой Медной горы. Теперь вам ясно, почему Хозяйка называется Хозяйкой Медной горы, хотя Данила-мастер брал в этой горе не медь, а малахит.

      В природе малахит чаще встречается в виде почковидных масс. Разрежет мастер такой камень – на срезе видны красивые узоры (показ). Благодаря этой особенности  малахит в старину называли павлиньим камнем.

На Урале с малахитом связано много легенд. Еще двести лет назад старики рассказывали про Хозяйку  Медной горы, которая зорко стережет свои подземные сокровища. Некоторые утверждали, что  малахит может сделать человека невидимым, а испивший из малахитовой чаши начинает понимать язык животных. Старинные предания резчиков записал для нас уральский писатель П.П.Бажов.    

 Э. (Берет  книгу «Малахитовая шкатулка». Показывает.)

   Э. –Прочитайте название. (Дети  читают вслух название и автора) У Бажова даже практически не было черновиков – он вышептал свою «Малахитовую шкатулку», он выносил ее в сердце и подарил миру своих любимцев.

     Э. – Вы догадались, в  честь чего названа наша улица?

    Д.  -Названа улица по названию книги «Малахитовая шкатулка», которую написал П.П.Бажов. 

    Э.–  А теперь задумаемся, а почему она так названа. Малахитовую шкатулку (показ шкатулки) — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого "веселого" камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела — герои сказов П. П. Бажова.

      Э . - А чем работали в шахтах  или рудниках?  ( Показываются и называются  инструменты.)    
     В то время главное орудие труда были кирка да лопата. Это кайло (показ) - им горнорабочие отбивали, откалывали руду в забое. Лопатка для золотоискателей. Одноручный молоток – балодка. А вот блёнда, блёндочка (показ) – ручная лампа тусклая керосиновая с маленьким фитильком. А почему она стоит у входа в рудник?  Оказывается в далекие времена перед входом ставили лампу, для того чтобы снаружи знали что в забое, рудобой трудится.

       Не сладко было и камнерезам: при плохом освещении, на примитивном шлифовальном оборудовании, дающем страшное количество каменной пыли, засоряющей легкие человека, создавали уральские мастера из уральского камня прекрасные чаши, шкатулки и другие ювелирные изделия, которые сейчас хранятся во многих музеях России и мира.

       Первоначально сказ "Малахитовая шкатулка" назывался "Тятино подаренье", при подготовке к печати автор изменил заглавие. Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно "складывал" в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны живым с большим писательским мастерством.

Э. –А какие сказы знаете Вы?

Д. –Перечисляют.

НАЧАЛО ПЕШЕЙ ЭКСКУРСИИ. ВЫХОДИМ  НА УЛИЦУ МАЛАХИТОВАЯ.  

Останавливаемся на углу школы под вывеской с названием улицы.

Э. - Как называется улица, на которой находится  наша школа?(Если дети затрудняются ответить. Прошу прочитать.)

Д. - Малахитовая. 

Э.  - Правильно. Эта улица получила своё имя в 1967 году. Её длина чуть больше  километра (1,1км). Она самая длинная в Ростокине и пересекается с другой улицей. А с какой? Давайте пройдем к дому № 4, на котором увидим мемориальную доску и узнаем, как она  называется.

(Идём по ул. Малахитовая по направлению к ул.Бажова, д. 8.    Переходим  на  ул. Малахитовую. Останавливаемся у дома № 4. У мемориальной доски.)

Э. – Прочитайте. Что здесь написано.

Э. -  О чем прочитали. ( Дети  отвечают.)

Э. - Правильно. Эта улица названа  в 1964  году  в  память  о  писателе-сказочнике  Павле  Петровиче  Бажове  (1879-1950). От  улицы  Бажова  пешеходная  дорожка  ведёт  нас   к  одной  из  главных  достопримечательностей Ростокино — Ростокинскому акведуку и окружающему его парку. Но мы пройдём в сквер, который называют ростокинцы именем писателя.(Идём по  скверу  к памятнику  писателя.)

 Э. -Ребята! Посмотрите на  памятник. У Павла Петровича – широкие брови, добрые, внимательные глаза. Большая седая борода.  Выглядит  старым, мудрым  сказочником. Он  и  был сказочником.

      По инициативе  главы управы Петра Михайловича Поволоцкого бюст писателя расположился здесь с осени 2006 г.Раньше памятник был низенький, с вас ростом, и находился  в  конце улицы Бажова, во дворе  дома № 24.  Жители  кооперативного дома  по собственному почину заказали тогда проект  и установили готовый  памятник во дворе, так  на  народные  пожертвования  был  приобретён  этот бюст.  Об этом  я  прочитала в газете «Звездный бульвар». К открытию памятника сам сквер реконструировали:  поставили  новое  ограждение, замостили  дорожки плиткой. В следующем году сквер украсили персонажи сказок Бажова — Данила-мастер,  Хозяйка Медной горы и другие.    

   - Вы, наверно, знаете, что каждый художник подписывает свои картины. А скульпторы подписывают свою работу или нет? Как вы считаете? (Ответы детей) Кто же автор этого бюста? (Смотрят, ищут)

Д.  - А. Козырев (Дети читают надпись с бюста) 

Э. – Правильно. Анатолий Иванович Козырев родился 21 июля 1918 года в деревне Верхнее-Бемыж  Удмуртской АССР.  Профессиональное образование получил в Казанском художественном училище, которое окончил в 1936 году по классу живописи. Как скульптор он нашёл себя не  сразу.  В  Оренбурге и начинается работа Козырева как скульптора. В 1959 году «Дед Захар-сибиряк» представлял город Курган на ВДНХ в Москве.

Э. -Ребята! Поднимите руку те, кто читал сказы П.П.Бажова. Надеюсь, полюбили его героев, и, конечно, изумлялись необычайной тайной силой – хранительницей Уральских подземных богатств. События сказов рассказывают  о давних временах, где люди  жили, как одевались, даже говорили по-своему.

Перед нами скульптуры сказочных героев уральского писателя. Все они выполнены одним мастером из искусственного мрамора. Этот материал недорог, но очень крепок и долговечен. Герои сказов расположились прямо на газоне, а их каменные основания намертво схвачены бетонным обручем фундамента. Каждая весит приблизительно 200 килограммов. (Вес приблизительно 5-6 учащихся вашего возраста)

Э.- Я предлагаю вам сыграть в игру  под названием «Угадай  героя сказа»

      (Экскурсовод выбирает 5 командиров. Командиры выбирают  себе  команду.  Гид  читает описание героя. Команда обсуждает. Представитель от команды дает ответ. Все  экскурсанты переходят к угаданному персонажу). 1.Махонька   девчоночка  -                                             В руке платочком машет.          

   Сама вроде кукленочка-                                             (Огневушка - Поскакушка.)

   Резвехонько так пляшет,                                                     Подходим к Огневушке .

 Э. - Эта скульптура появилась здесь весной 2009 г. Ребята 4 класса  нашей  школы  были  на экскурсии и вот на этом месте в сентябре увидели 4 колышка. Это оказалась разметка, будущей скульптуры.

 2.Козел тот особенный был:                    Даренка все смотрит  и удивляется…

    Правой ножкой о камешки  бил,          Издалека-то  его не разглядишь

    В каком месте топнет-                           И не разберешь, а близко к нему,  

    Камень дорогой появится,                    Как ни старайся, не подойдешь.

                                                       (Серебряное копытце). Подходим к козлику.

Э. -Козленок, что «всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой».Скульптура  этого козлёночка ростом – 2м30см.

                    3.Небольшого росту девка,                     Платье цвета малахита,

                       И сама вся статная,                               В косе ленты красные,

                       И коса ее чернява,                                 Глаза, словно изумруды,

                       Да такая ладная.                                             -волшебные,  ясные.  

                                         (Медной горы Хозяйка.) Подходим к Хозяйке.

Э. В День защиты детей 1 июня 2007г. торжественно Хозяйка поселилась в нашем сквере. На открытие приезжали представители администрации Ека-теринбурга.

4.Сироткой рос мальчишечка,                          Малахитову делу обучался

    Голубеньки глазёнки,                                    И  с самой  Хозяйкой Медной,

    Волосики кудрявеньки.                                  Говорят  в  народе знался.    

    У мастера Прокопьича                                                    (Данило-мастер.)

 Подходим к скульптуре Данило-мастера.  

Э.- Рост Данилы-мастера составляет 2 м 50 см. Поселился он здесь в один день с Хозяйкой Медной горы - 1 июня 2007г.       

Э.    - Назовите, пожалуйста,  фамилию  скульптора. Кто прочитал? Покажите, где вы прочитали фамилию автора сказочных героев.

  Э. -Да, ребята, это Владимир Лепешов. Он  члены Московского Союза художников. Именно он украсил наш парк имени Бажова на Ростокинской горке персонажами из сказов П.Бажова. Мастерская его находится в Ростокине, на Сельскохозяйственной улице, рядом с ВВЦ. Скульптор Владимир Лепешов создавал этих сказочных героев около трех месяцев. По его словам, чтобы работа удалась, пришлось перечитать все сказки Павла Бажова.

Э.- Молодцы. Давайте вспомним, герои каких сказов украсили наш сквер и из каких сказов они к нам пришли?(«Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Огневушка – Поскакушка»)    - А какие ещё вы читали и знаете сказы уральского сказочника?

     Э. – Кто из вас знает, а сколько сказов написал Павел Петрович? А я вам подскажу. Какой двузначный номер у автобуса, курсирующего по городку Мос-совета?

     Д. – Номер 56.

     Э. – Правильно. 56 сказов  нам с вами подарил уральский сказитель .

 - А мы продолжаем знакомиться с достопримечательностями. Следующая остановка на ВВЦ.(Идём на остановку)                     

- Кто знает, что означают  буквы ВВЦ? (Ответы детей)                                              

- А в советское время ВВЦ называли ВДНХ. ВДНХ – это выставка достижений народного хозяйства.  Её открыли в 1939г. В 80 павильонах  рассказывалось о новейших достижениях науки, техники, культуры и т.д. В наше время,где это название ВДНХ сохранилось? (Ответы детей. В названии метро ) (Отправляемся на автобусе №  56 на ВВЦ. От конечной остановки «северный-1» идём  пешком. Выходим на главную площадь ВВЦ ).

Э.  – Мы вышли на площадь Фонтанов. Сколько фонтанов вы видите?(Два) Перед нами фонтан Дружбы народов. Из большого золотого снопа бьют струи   живительной воды - это символ плодородия, а вокруг  хоровод из 15 женских фигур, олицетворяющих бывшие союзные республики, а сейчас бы мы сказали государств.  Фонтан создан архитекторами Константином Тихоновичем Топуридзе  и группой скульпторов. (Идем к фонтану)

          В  другом  конце  площади  фонтан   « Каменный  цветок ».  Он  сооружен 1953г. по проекту архитектора  К. Топуридзе и скульптора Прокопия  Иванови-ча  Добрынина.  Сам  фонтан  переливается  красками  прекрасных  самоцветов, представляет собой сказочный каменный цветок, из которого бьет 1000 пересе-кающихся водяных струй. Но сейчас мы этого не видим, так как фонтан  ремон-тируют.  Я хочу рассказать вам одну историю, связанную с этим фонтаном.

     Давайте присядем на лавочку. (Дети  садятся  на  лавочку).  Огромный  рас-крывающийся  бутон  вырастает  из  груды  драгоценных     камней-самоцветов: малахита, яшмы, орлеца, лазурита.  Это гимн пробуждающейся и вечной жизни, ее  богатству.
     
Было это в 1953г. На первое июля  назначили  пробный  пуск  центральной части фонтана.  Пока  дожидались  начальство, Прокопий  Иванович с красками  и  кисточкой  взобрался  в  цветок  и, неугомонный, лазил там, среди  лепест-ков, подкрашивая, подправляя еле заметные швы и трещины.
      И вдруг страшный гул из-под земли, задрожало, заходило ходуном  все  под ногами  Добрынина.  Что  это?  Нежданное  землетрясение? Сейчас  рухнет  Ка-менный  цветок?  Что  творится?  Адский   выхлоп  ввысь — словно  выскочила  пробка   из   гигантской   бутылки.  Тридцатиметровый   столб   воды.  Оглуши-тельный удар по всему телу.
      Весь мокрый, качаясь, Добрынин, к удивлению всех, выбрался на асфальт. Никто не знал, что он там, в цветке, когда пустили воду.
      Художник принял крещение вместе со своим детищем.

      Перед  нами огромный раскрывающийся бутон вырастает из груды драго-ценных камней-самоцветов: малахита, яшмы, орлеца, лазурита. Это гимн про-буждающейся и вечной  жизни, ее  богатству.
         И будут были жить веками                             И не поблекнет, не завянет

         В чудесном малахите строк,                           Чудесный сказочный цветок.

- Из какого сказа этот цветок? Кто этот сказ написал?

Заключительное слово ведущего:

-   Разрешите  нашу экскурсию закончить.                                                

Надеюсь, что вам всем приятно было познакомиться или вспомнить сказы Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном  Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных  детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

     И становится делом слово,                     Продолжается сказ Бажова,                                          
     В каждом камне – цветы цветут…                     Продолжаются Жизнь и Труд!              

 Мастер и мастерство – главные герои  бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь. 

-А что вам запомнилось на экскурсии? Чтобы вы хотели ещё узнать?( Ответы детей.)  

         Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать  вам  дальнейших  поисков  красивого и необычного в нашей обыден-ной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков  и  от  великих  людей  в наследство. Всего самого наилучшего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция развития литературного музея "Сказы Павла Петровича Бажова"

Основными целями создания литературного мзея в нашем общеобразовательном учреждении являются приобщения детей к литературе как искусс...

Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс

Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова...

«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова  «Серебряное копытце».Учебные задачи:  Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...

Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"

Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...

Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов

Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...