Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения в 4 классе, Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце» (Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skaz_p.p._bazhova._serebryanoe_kopyttse.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей им. Героя Советского Союза В.В. Гусева»
городского округа Рошаль Московской области
Урок литературного чтения
в 4 классе
Сказ П.П. Бажова
«Серебряное копытце»
(Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения)
Учитель начальных классов:
Головина Е.Н.
2017 – 2018
учебный год
П.П. Бажов. Сказ «Серебряное копытце».
Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения.
Цели:
Обучающие:
обучать умению составлять портретную характеристику героев;
Развивающие:
развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.
Воспитательные:
ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.
Общеучебные умения и навыки:
1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.
2. Развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.
3. Развивать навык работы в парах.
Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов (цветные магниты), рисунок к последней части сказа. Портрет П. П. Бажова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка.
- Мы купили кошке к празднику сапожки
Причесали ей усы, сшили новые трусы.
Только как их надевать? Хвостик некуда девать!
(прочитать глазами, хором, весело, грустно, скороговоркой без выражения)
III. Постановка темы и целей урока:
Найдите лишнее слово:
Копытце, клыки, рожки, головка
Как догадались?
- Определите тему урока?
[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст, составим портретную характеристику, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]
IV. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами начали делить сказ на части. Давайте вспомним наш план.
План.
- Даренка.
- Серебряное копытце.
- Жизнь в лесу.
Дома вы прочитали сказ до конца. Понравилась ли вам этот сказ? Чем?
(Тем, что исполнилась мечта Коковани и Дарёнки. Они увидели Серебряное копытце.)
Сколько частей вы выделили в оставшемся отрывке? (Две.)
V. Работа по содержанию сказа.
Давайте вспомним содержание сказа, для этого выполним следующий тест. (проверка 1 части)
Сколько лет было Дарёнке?
а) 5,
б) 8,
в) 6
2. Как звали отца Дарёнки?
а) Григорий,
б) Василий,
в) Иван
3. Чем занимался Кокованя летом?
а) охотился;
б) добывал золото;
в) лежал на печи
4. Как звали кошку Дарёнки?
а) Мурка;
б) Муська;
в) Мурёнка
5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?
а) с баяном;
б) с балалайкой;
в) с барабаном
6. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?
а) 2;
б) 4;
в) 5
7. На какой ножке у козла было серебряное копытце?
а) на правой задней;
б) на левой передней;
в) на правой передней
Проверка на слайде. У кого правильно поднимите руки.
Работа по 2 части.
Восстановите текст. (работа в парах). Взаимопроверка.
Так и стали жить вместе, дед -------------, --------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ---------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.
(Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)
Прочитать восстановленный текст.
Вспомним содержание 3 части.
- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)
- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)
- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.) Найти в тексте, чтение по ролям.
VI. Физминутка.
VII. Работа по теме урока
1. Работа над четвертой частью.
- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.
- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)
- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.
- Почему девочка выбежала из балагана? (посмотреть на козла)
- Чем Серебряное копытце отличалось от обычных козлов?
- Почему Дарёнке удалось увидеть Серебряное копытце, а Коковане - нет ?
Как озаглавим? 4. В ожидании деда 4. Долгожданная встреча.
2. Работа над пятой частью.
- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.
- Кто привел серебряное копытце к Даренке?
- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)
- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)
- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)
- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)
- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)
- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)
- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)
Как вы озаглавили? (5. Чудо Серебряного копытца. Чудо произошло.)
У нас получился следующий план.
План.
- Даренка.
- Серебряное копытце.
- Жизнь в лесу.
- Долгожданная встреча.
- Чудо Серебряного копытца.
Для чего мы с вами составили план?
VIII. Закрепление изученного.
А сейчас вернемся к героям нашего сказа.
1) Угадайте слова, добавив гласные буквы и назовите главных героев сказа.
Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл
- Давайте охарактеризуем главных героев сказа. Для этого вы выполните следующую работу.
У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите каточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.
Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.
Проверим, что у вас получилось. Внимание – на экран.
Прочитай, какая характеристика Дарёнки у тебя получилась.
/слайд – открывается по мере ответов учеников
Прочитай, какая характеристика Коковани у тебя получилась
- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)
- Какую главную мысль хотел выразить автор в этом сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)
- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)
- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)
IX. Итог урока
1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку.
А) человек должен любить животных.
Б) очень важно быть скромным.
В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
2. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?
X. Домашнее задание
Перечитать сказ; подготовить пересказ понравившейся части.
Рефлексия
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка - камушка. А на доске изображение покосного лужка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности, то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе "Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце».
Урок изучения творчества Бажова.Планируемые результаты.Предметные: Осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его характер....
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...
Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце".
Открытый урок с презентацией по литературному чтению 4 класс. Тема: П.П. Бажов " Серебряное копытце"....
«Идейно-нравственная проблематика в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с творчеством П. П. Бажова «Серебряное копытце».Учебные задачи: Направленные на достижение предметных результатов:осознанно воспринимат...
Урок - диспут «Книга или телевизор?» По сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Урок - диспут«Книга илителевизор?»По сказу П.П.Бажова«Серебряноекопытце»...
открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "
открытый урок по литературному чтению "Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». "...
Конспект урока Народные образы героев сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Наблюдение за художественными особенностями, языком сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» Иллюстрации как отражение сюжета сказов
Тип урока–урок обобщения и систематизации знаний, с применением тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения.При планировании данного урока учтены возможности, психологические и ...