Урок литературного чтения во 2 классе Н. Н. Носов "Живая шляпа"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана с целью дальнейшего пересказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_zhivaya_shlyapa.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы по теме «Н. Н. Носов «Живая шляпа»» во 2 классе.
Сабурова Екатерина Валерьевна, учитель начальных классов
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат «Красные Зори»
Разделы: Преподавание в начальной школе
Тип урока: Урок закрепления изученного.
Цель урока:
Глубокое проникновение в содержание произведения, раскрытие его идеи, составление плана рассказа для дальнейшего пересказа дома.
Задачи:
обучающие:
- формирование умения: определять и анализировать композицию произведения; анализировать характер и поступки героев, составлять план рассказа.
- совершенствовать навыки выразительного чтения, монологическую и диалогическую речь.
развивающие:
- развивать связную речь, логическое мышление, зрительную и слуховую память,
- расширять кругозор и словарный запас учащихся,
- развивать умение рассуждать, делать выводы, правильно оформлять свои мысли.
воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному языку, чтению, интерес к предмету, чувство дружбы и доброты.
Оборудование: учебник "Родная речь.2 класс"2 часть (под редакцией Л.Ф.Климановой), мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, портрет писателя, книги Н.Носова. Презентации (2).
Ход урока
I. Организация начала урока.
Учитель приветствует детей. Дети проверяют готовность к уроку, здороваются с гостями.
Повернитесь к гостям,
Улыбнитесь гостям.
Повернитесь ко мне,
Улыбнитесь мне.
Повернитесь друг к другу,
Улыбнитесь друг другу.
II. Речевая разминка.
1.Артикуляционная зарядка.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений, направленных на выработку правильной артикуляции.
- Лягушка – хоботок.
- Иголочка – лопатка.
- Качели.
- Грибок.
- Гармошка.
- Трубочка – чашечка.
2. Чистоговорки.
- Повторим:
Ши-ши-ши ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше ше-ше-ше
- Может, кто-то в камыше?
Ша-ша-ша ша-ша-ша
- Выходи из камыша!
Ше-ше-ше ше-ше-ше
Никого нет в камыше.
3. Скороговорки. (Презентация)
Показ слайда сопровождается проговариванием скороговорки с ускорением.
4. Упражнение на дыхание.
« Спустим мяч»
Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуке «с-с-с…» Необходимо следить, чтобы учащиеся не поднимали плечи и сильно не напрягались.
III. Объявление темы урока, постановка цели.
Слайд №1
-В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.
-Что это за рассказ?
-«Живая шляпа». Слайд №2
IV. Проверка домашнего задания.
- Рассказ Н. Носова «Живя шляпа», по-вашему смешной или страшный?
- А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания)
- С каким же чувством писал Н. Носов этот рассказ?
- Вспомним, что же такое юмор? Слайд №3
(В юмористическом произведении автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает свое добродушное, немного насмешливое отношение к ним.)
Работа с заголовком.
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?
- Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?
Учитель
Попытаемся глубже вникнуть в содержание рассказа. Но прежде проверим, насколько вы внимательные читатели.
- Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?
- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
Работа над выразительными средствами языка.
- У вас на карточках дано предложение из текста. Вам необходимо расставить паузы и подчеркнуть слова для логического ударения.
Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол!
Проверка.
V. Физкультминутка.
VI. Работа над темой урока.
1. Словарная работа.
- Какие слова были непонятными?
Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей). (Слайд №4)
Иллюстрация в учебнике стр.55.
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом. (Слайд№ 5)
2. Отработка техники чтения.
(Упражнение с фиксацией зрения на средней линии, направленное на развитие бокового зрения, которое необходимо для развития поля ясного видения).
Учитель
- Сосредоточьте свой взгляд на средней линии, краешком глаза «достаньте» каждый слог и прочитайте слова сверху вниз, постоянно фиксируя среднюю линию. (Слайд № 6 )
3. Аналитическое чтение рассказа.
(Учебник стр.54)
Учитель
- На сколько частей, по-вашему, можно разделить рассказ? ( На 4)
Чтение 1-й части по цепочке.
- С какого эпизода начинается рассказ?
(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).
- Определите место действия.
- Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?
- Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?
- Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?
- Назовите слова-действия, которые вам помогли ярче представить шалости котёнка. (Ловил, подпрыгнет, уцепился, сорвался, как полетит)
- Чем занимались мальчика?
(Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)
- Озаглавьте эту часть словами из текста.
Драматизация 2-й части.
- Как развивались события дальше?
- Давайте посмотрим, как это было.
- Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.
- Расположите слова в порядке возрастания чувств. Слайд №7,8
паника
страх
трепет
испуг
ужас
боязнь
- А почему же мы с вами не испугались?
(Мы уже знаем, что под шляпой.)
- Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?
- Озаглавьте эту часть.
Чтение 3-й части в лицах.
- Почему Володя собрался уходить?
- Что его остановило?
- Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?
- Оцените поведение мальчиков. Почему же они поступили так необдуманно?
- Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков. Слайд № 9
· Кто смел, тот и съел.
· У страха глаза велики.
· Велика голова, да мозгу мало.
· Трусливому зайке и пенёк волк.
- Какой момент в рассказе является самым напряженным?
(Это кульминация).
- Озаглавьте эту часть.
Чтение 4-й части.
- Что за секрет хранила «живая» шляпа?
- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?
- Зачитайте, какими словами он к нему обращается.
- Как же мальчики относятся к животным?
- Какими мы их видим в конце рассказа?
- Озаглавьте эту последнюю часть. (Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).
Слайд №10.
План.
1.Котёнок Васька ловил мух.
2. Шляпа – живая!
3. Мальчики швыряют картошку в шляпу.
4. Из-под шляпы высунулся серый хвост.
VII. Итог урока.
- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?
- А как бы вы поступили на месте мальчиков?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
- С какой целью его написал Носов?
VIII. Домашнее задание.
Стр. 54-59 пересказ по плану.
IX. Рефлексия. Оценки.
- Оцените сами свою работу.
- Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы?
- Кто считает, что он был не всегда активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны?
Приложение (карточки).
1.
Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол!
2.
паника
страх
трепет
испуг
ужас
боязнь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения по теме "Н.Носов. "Живая шляпа"
Знакомство учащихся с содержанием произведения Н. Носова «Живая шляпа»....
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Урок литературного чтения 3 класс «Н.Н. Носов «Живая шляпа»»
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".
Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...