урок литературного чтения в 3 классе В. Бианки " По следам"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель урока
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v._bianki_po_sledam.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Суровые законы жизни зимнего леса. В.Бианки «По следам» (главы 1-4)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Оргмомент Ι. Актуализация знаний. | Звенит, заливается школьный звонок Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение. Речевая разминка Сорок сорок воровали горох, Викторина «Отгадай из какого стихотворения эти строки» Проверка домашнего задания. (Чтение стихотворений наизусть.) - Какой же темой объединены эти стихи? (Зима, ожидание чуда) Звучит музыка «Сказочная зимняя мелодия»(слайды 1-5). - Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. (слайды 6-7) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал , “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”. - Расшифруйте шифрограмму и узнаете фамилию писателя , которому принадлежат эти слова. Показываю портрет В Бианки. Биографию В. Бианки рассказывает Голякова Е. – Рассмотрите выставку книг. - Какие книги вы видите на выставке? - О чем и о ком писал В. Бианки? (о животных, природе) -Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы написать такие интересные книги? (добрым, внимательным, любить природу) Групповая работа -А сейчас вы будите работать в группах. Я предлагаю порассуждать о слове. Прочитайте выражения, записанные на листах, которые лежат у вас на столах. Поясните значение этих выражений.( они лежат в файлах) Договоритесь, кто из вас будет высказывать ваше общее мнение. 1гр. И след простыл — убежал, исчез По горячим следам- без промедления, сразу же после чего-то. 2гр. След многодневного труда - следы усталости. След в памяти. - ТО, о чем вспоминаем 3гр. Заметать следы - избавляться от нежелательных предметов, сведений. Оставить след - запомниться какими-то своими поступками. - Над каким словом рассуждали? (След) - Предположите, почему именно это слово? (Скорее всего будем читать о следах, название произведения…) | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. |
II. Развитие умений. | 2 4 2 2 4 Работа с текстом рассказа В. Бианки. –– Откройте учебник на с. 66, прочтите название. Рассмотрите иллюстрацию. – Интересно, по чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки? Словарная работа • стадо куропачей (стая куропаток); • сапоги валеные (валенки); • без дела валандался (бездельничал); • охота пуще неволи (очень желать чего-то); 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение Хорошо читающие дети. Читаем 1 часть, - Кто главный герой? (Егорка и его отец лесник) - «Почему Егорке стало скучно?» (потому что целый день сидит в избушке) - Где живут Егорка и отец? (В лесу) Почему? (Потому что отец Егорки работает лесником) -Как воспитывает отец Егорку? (Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, ориентироваться в лесу. Егорка любит охотиться, выследить по следам диковинного зверя…) Какое наставление дает отец сыну? (Вернуться домой до сумерек) -Почему? (Может случиться беда, если нарушить этот закон жизни) - Озаглавьте часть цитатой. (наводящие вопросы: - О чем мечтал Егорка? (выследить по следам диковинного зверя…) ( «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!») Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради. - А как вы думаете, удастся ли ему выследить зверя? - Давайте продолжим чтение и узнаем, получилось это у него. Физкультминутка Часть 2 читаем вслух (учитель). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение. Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.) Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать. Время ужинать, а парнишки нет. Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?) Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.) Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.) – Воууу-уу! Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?) Из лесу опять: – Воуу-уу!.. Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери! – Вуу-вооу-уу!.. Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка? И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел. - Переживал ли отец за своего сына? Озаглавьте часть цитатой. .– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части? (наводящие вопросы :Какое главное действие совершает лесник? - слушает(«Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?») 3ч самостоятельно Словарная работа . Волшебная шкатулка Темь в лесу – хоть плачь – темно; от страха хочется плакать. Еловые лапы – ветви ели. Деревья плотной стеной – густой, частый лес. В голос тянут – воют хором. Вой оборвался – стало тихо. Тишь такая – прямо ушам больно – очень тихо. Двинулся наугад – шел, не зная дороги. Чтение 3 ч. -О чем говорится в этой части? (Как лесник искал в ночном лесу сына). - Отзывался ли Егорка на выстрелы отца? (Нет). -Давайте озаглавим эту часть. (наводящие вопросы: о чём успел подумать лесник) («Воют – пока, значит, ещё не добрались…») - Что будет делать лесник? Часть – 4 (чтение за дикторм.), словарная работа во время чтения белотроп –следы от лыж мышковать – охотиться на мышей малики – заячьи следы натропили- сделали тропинки из следов пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби. - Опишите лесника на утро. Почему он таким стал? (Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился). - Как можно озаглавить эту главу? (Ответы детей). - Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь». - Как вы думаете, какую основную мысль хотел высказать Виталий Бианки в своем рассказе? (Нужно хорошо знать жизнь леса, чтобы спасти себе жизнь). Игра «Найди по следу животное» На доске вывешены следы животных. Определить какого животного след (по рассказу) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Итог. | – Что вам показалось на уроке самым интересным? | |
ΙV. Домашнее задание. Рефлексия | 1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась. 2. Записать заголовки частей рассказа (выписать подчёркнутые предложения). Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня: Шевелить мозгами. Краем уха. Хлопать ушами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения, 3 класс, В.Бианки. "Мышонок ПИК"
Урок литературного чтения построен на основе технологии развития критического мышления....
Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"
Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....
урок литературного чтения 3 класс В.Бианки "Мышонок Пик" УМК "Школа России"
УМК «Школа России» Предмет: литературное чтение Учебник «Родная речь» 3 класс, 2 часть, с. 73. Тип урока: урок формирования новых знаний. Вид урока: проблемно-проектная дискуссия. Технология: Раз...
конспект урока по литературному чтению 3 класс В. Бианки "Неслышимка"
Урок литературного чтения по программе 2100 авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 3 класс +презентация...
План -конспект урока литературного чтения 2 класс В.Бианки "Сова".
Урок литературного чтения во 2 классе....
Презентация к уроку Литературного чтения 2 класс В Бианки "Сова".
Презетация к уроку 2 класс....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс В.Бианки "Сова"
конспект урока по литературному чтению предназначен для учащихся 2 класса УМК Школа России...