Б. Пастернак "Золотая осень", "УМК Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Березина Анна Александровна

Конспекты для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Б. Пастернак "Золотая осень"91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые
 УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап самоопределения к деятельности.    
Словесный метод.

1 мин

Здравствуйте, ребята!  Давайте разомнёмся.

Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.

Приветствовать, слушать учителя

Включаться в учебную деятельность.

самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

планирование

2. Актуализация знаний и мотивация.
Практический

Словесный


3 мин

4 мин.

1 мин.

1. Речевая разминка. 

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка…

4. Беседа по содержанию раздела.

Мы открываемс.113 и это….. новый раздел учебника – «Поэтическая тетрадь».

 Данный раздел будет посвящён стихотворениям поэтом, а на какую тему, вы сможете догадаться, прослушав и отгадав несколько загадок.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

(Зима)

Пришла, улыбнулась- утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели,
Река пробудилась, растаяли льды,
В наряд белоснежный оделись сады,
Взревев, за работы взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб  зрели скорей на полях колоски.
(Лето)

Прошла по лугам, по полям и лесам,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба,  в закрома,
Сказала:- «За мною нагрянет зима!»

(Осень)

Ребята, кто уже догадался, какой же теме будет посвящён данный раздел? (временам года)

В этом разделе мы будем говорить о временах года, об их особенностях и о том, как поэты чувствуют и видят природу.

С чем мы познакомимся? Давайте прочитаем.  

В этом разделе мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов 20 века, узнаем, что сближает разные виды искусств.
Чему научимся? Кто прочтёт?

Так же научимся определять в стихотворении чувства и настроение поэта. Мы будем учиться сравнивать произведения живописи литературы, составлять рассказ по картине с использованием слов и выражений авторского текста.
Итак, что мы будем делать в данном разделе, кто запомнил?

Проводить речевую разминку.

Отвечать на вопросы.

Отгадывать загадки.

Ставить цель урока.

Прогнозировать.

осознанное и произвольное построение

речевого высказывания(П); выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

(К); учет разных мнений (К);

самоопределение (Л);

целеполагание (Р); постановка и формулирование

проблемы (П);

3. Постановка учебной задачи.

Словесный метод

- беседа

Динамическая пауза

7 мин

1 мин.

А какие природные явления вы знаете в разные времена года. Зима, весна, лето, осень?

Направлена на зрение.

Работать в группах,

Представлять свое мнение классу.

Повторять движения.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

4. Открытие нового знания.
Словесный метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

1 мин.








3 мин.

2 мин.

1. Подведение к изучению биографии автора.

Ребята, произведение, которое мы будем сегодня изучать связано с одним из времён года, чтобы нам узнать название произведения, о котором будем говорить на уроке, мы должны прочитать перевернутое название  («Золотая осень»- написано справа налево)
Итак, что же у нас получилось? Прочитайте, пожалуйста.

Хорошо, название произведения,  с которым мы будем сегодня знакомится, «Золотая осень».  Автор этого стихотворения Борис Леонидович Пастернак. (Слайд)

А знаете ли вы  что-нибудь об этом поэте, о его творчестве?(ранее не изучался), тогда я вам немного о нём расскажу.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
Он родился в Москве, 10 февраля 1890 года. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, преподавал в Училище живописи. Мать – пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. В доме устраивались музыкальные вечера , на которых бывали знаменитые писатели и художники. С раннего возраста хорошо рисовал, а также проявлял музыкальную одарённость. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние культурные интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Борис Пастернак начал заниматься литературой в 22 года, успев попробовать свои силы в сочинении музыки, окончил Московский университет на философском факультете. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия. После перенесения инфаркта, поэт умер в 1960 году, в посёлке Переделкино, Московской области. Стихотворение «Золотая осень» вошло в последний сборник стихов (1956 – 1959г). Книга была подготовлена к изданию, но вышла в свет уже после смерти поэта (1960г).

(сопровождение презентацией об авторе)

3. Первичное знакомством со стихотворением.

Ребята, я очень люблю произведения, Бориса Пастернака. Сейчас мы прослушаем стихотворение «Золотая осень», ваша задача, внимательно слушать. Попробуем увидеть краски, которые рисует автор с помощью слов и услышать звуки природы. (Аудио версия стихотворения).

Слушать учителя

Отвечать на вопросы.

Слушать биографию автора.

Слушать стихотворение, выделять новые слова.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П);

извлечение необходимой

информации из текстов (П);

5. Первичное закрепление

Словесный метод

- беседа

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

Диалоговый

- анализ стихотворения

2 мин

3 мин.

10 мин.

1. Проверка первичного закрепления.

Понравилось ли вам стихотворение?
Какие образы, картины нарисовало вам воображение?

Какое настроение вызвал у вас это стихотворение?

Грустное оно или веселое?

С чем сравнивает автор осень?

2. Словарно-лексическая работа.

Сейчас ребята, вам нужно будет прочитать это стихотворение в парах. В стихотворении есть непонятные слова, которые, наверняка, вызовут  у вас затруднения. Вам нужно будет их выделить. Можете приступать. Итак,  ребята, какие слова вызвали у вас затруднения? Может быть, кто-то из вас попытается объяснить значение слов? (Объяснения на слайде)

Лик (устар.) – лицо человека  

Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.

Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Флигель – пристройка сбоку главного здания.

Каталог - в общем случае, это некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения  поиска этих объектов по какому-то признаку.

Катáло́г- список или опись  собрания книг в библиотеках

Фронтальная форма работы

4 строфа.

Чтение первых двух строк.

Погребённая земля

Под листвой в канавах, ямах.

- Как понимаете слово «погребённая»? 

- А чем присыпана земля? 

Чтение 3 и 4 строки.

В жёлтых клёнах флигеля

Словно в золочёных рамах.

- С чем сравниваются клёны? 

 - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту  клёнов? 

5 строфа.

Где деревья в серебре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

- Что такое закат? 

 - Видели ли вы янтарь? 

 - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? 

6 строфа.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? 

- Прочтите про себя 3 строку, выделяя звук [ш].

- Кто хочет нам прочитать вслух эту строку так, чтобы мы услышали, как шелестят листья?

- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? 

- Как называется этот прием у поэтов?

7 строфа.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в  виде сгустка.

- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? 

- С чем сравнивает автор зарю? 

- Почему с вишневым клеем?

8 строфа.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог.

Перелистывает стужа.

- С чем сравнивает осень Пастернак? 

- Что хранится в этом уголке? 

Выполнять задание

Находить значение непонятных слов.

Выразительно прочитать стихотворение.

Анализировать чтение.

Строить логическую цепь рассуждений(П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П); выполнение действий по алгоритму (П); контроль и самоконтроль учебных действий(Р);

6.Самостоятельная работа с самопроверкой. 

Словесный метод

-фронтальная беседа. Наглядный метод- анализ иллюстрации.

3 мин

Работа с репродукцией картины.

Ребята, давайте взглянем на репродукцию картины Виктора Борисова-Мусатова, на странице 115.

Как она называется?

Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?

Как ещё можно было её назвать?

Подходят ли строчки стихотворения Бориса Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте

Выполнять задание, отвечать на вопросы.

извлечение необходимой

информации из текста и иллюстрации (П);

7.Включение в систему знаний

Словесный метод- фронтальная беседа.

Словесный метод

-фронтальная беседа. Наглядный метод- анализ иллюстрации.

5 мин.

- Ребята, если осенью у нас все желтеет и опадает, то противоположное время года какое будет? (весна)

- Откройте с.116 Прочитайте название стихотворения? Кто автор?

Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков)

 Родился 1июля 1889 году в деревне Дубровки Тверской губернии. Сын сапожника, учился в школе города Талдома, затем в училище в Москве, где участвовал в декабрьском восстании 1905 года . Благодаря поддержке М.И. Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с Горьким. С осени 1908 учился в Московском университете, исключён в 1913 году. С начала Первой мировой войны был призван в армию. В 1919 году с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела, сначала махновцами, затем белогвардейцами .В 1921 году вернулся в Москву, работал в журнале. В 30-е годы активно занимался переводами.  В 1911 вышел первый сборник стихов Клычкова «Песни», в 1913 году – второй сборник «Потаённый сад». В 1918 году- сборник «Дубравна», в 1919 – «Кольцо Лады», в 1923 – «Гость чудесный».  В 1937 году по ложному доносу Сергей Клычков был арестован и расстрелян. И только в 1956 году поэт был реабилитирован.  Поэзия Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета. Высший идеал красоты для него – природа. Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков далёк от политики.

Первичное знакомством со стихотворением. (аудио)

Посмотрите на выделенные слова? Где можно узнать лексическое значение?

- Читаем по 5 человек.

Вопросы после стихотворения.

Работа с репродукцией картины

Работа с рабочей тетрадью.

Выполнять задание письменно

применять базовые знания для решения конкретной проблемы(П); анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия (П);установление причинно-

следственных связей(П); контроль, коррекция, оценка (Р)

8. Рефлексия деятельности
(по продукту)

Словесный метод

- беседа

3 мин

1. Итог урока.

Какой раздел мы сегодня начали изучать? ( Поэтическая тетрадь)

С каким авторами мы сегодня познакомились? А как называется их стихотворения?

Понравились вам стихотворения?

С чем у вас ассоциируется осень,весна?

2. Домашнее задание

Давайте запишем домашнее задание.
Учебник стр.114-115.

3.Рефлексия деятельности.

А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого давайте взглянем на слайд. (Слайд). Продолжи предложения « Я узнал…», «Я ничего не понял, потому что..»,

 

Подводить итоги

Записать домашнее задание

Проанализировать свою деятельность на уроке.

отслеживать цель учебной деятельности(Р); рефлексия способов и условий

действий (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности (Л);

   Дата: 5.03.2018
  Школа: №74                                                                                                                                               Учитель:  Каргина Т.В.  _________

   Класс: 4 «в»                                                                                                                                                Студентка: Березина Анна

   Кабинет: 213                   Методист: Кондратьева И.И.________


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Б. Л. Пастернак «Золотая осень»

Цели деятельности учителя:
1) стимулирование познавательной деятельности учащихся; расширение знаний учащихся о творчестве Б. Л. Пастернака на материале стихотворения «Золотая осень»

2) помощь в активном восприятии изучаемого материала; расширение и активизация словарного запаса детей;

3) привитие любви и бережного отношения к природе, Родине.

Планируемые результаты:
Предметные: познакомиться с биографией автора, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.

Личностные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Тип урока: урок открытия нового знания 


Оборудование: презентация, УМК «Школа России» «Литературное чтение» 4 класс, рабочая тетрадь,  раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Какого цвета осень?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель деятельности учителя: Формирование навыков рисования простой  композиции осеннего пейзажа.Планируемые результаты:Предметные: уметь воспринимать произведения изобразительного искусства, запеч...

Конспект урока литературного чтения «Б.Л. Пастернак «Золотая осень»» (УМК Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения, умения анализировать художественный текст.Планируемые результатыПредметные: знать: жанровые особенности стихотворени...

Конспект урока литературного чтения "Б.Л. Пастернак "Золотая осень" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления; стимулирование мыслительн...

Конспект урока по теме "Живая и неживая природа осенью" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об характерных признаках живой и неживой природы осенью; расширение знаний об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, изучение их связь с ...

Конспект урока русского языка: "Отзыв по картине И.И.Левитан "Золотая осень"", УМК "Школа России", 4кл.

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о тво...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о характерных признаках осени в живой и неживой природе.Планируемые результатыПредметные:1.  Знать объекты окружающего мира по их описанию, ри...