Этапы урока. Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Этап самоопределения к деятельности. Словесный метод.
| 1 мин | Здравствуйте, ребята! Давайте разомнёмся. Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.
| Приветствовать, слушать учителя Включаться в учебную деятельность. | самоопределение (Л); смыслообразование (Л); планирование
|
2. Актуализация знаний и мотивация. Практический Словесный
| 3 мин
4 мин.
1 мин. | 1. Речевая разминка. Как на горке, на пригорке Стоят тридцать три Егорки: Раз Егорка, Два Егорка, Три Егорка… 4. Беседа по содержанию раздела. Мы открываемс.113 и это….. новый раздел учебника – «Поэтическая тетрадь». Данный раздел будет посвящён стихотворениям поэтом, а на какую тему, вы сможете догадаться, прослушав и отгадав несколько загадок. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрылось серебром. (Зима) | Пришла, улыбнулась- утихли метели, Позванивать стал колокольчик капели, Река пробудилась, растаяли льды, В наряд белоснежный оделись сады, Взревев, за работы взялись трактора, А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна) | Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот, Горячие, долгие дарит деньки, Чтоб зрели скорей на полях колоски. (Лето) | Прошла по лугам, по полям и лесам, Припасы она заготовила нам, Упрятала их в погреба, в закрома, Сказала:- «За мною нагрянет зима!» (Осень) |
Ребята, кто уже догадался, какой же теме будет посвящён данный раздел? (временам года) В этом разделе мы будем говорить о временах года, об их особенностях и о том, как поэты чувствуют и видят природу. С чем мы познакомимся? Давайте прочитаем. В этом разделе мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов 20 века, узнаем, что сближает разные виды искусств. Чему научимся? Кто прочтёт? Так же научимся определять в стихотворении чувства и настроение поэта. Мы будем учиться сравнивать произведения живописи литературы, составлять рассказ по картине с использованием слов и выражений авторского текста. Итак, что мы будем делать в данном разделе, кто запомнил? |
Проводить речевую разминку.
Отвечать на вопросы.
Отгадывать загадки.
Ставить цель урока. Прогнозировать. | осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); учет разных мнений (К); самоопределение (Л); целеполагание (Р); постановка и формулирование проблемы (П);
|
3. Постановка учебной задачи. Словесный метод - беседа
Динамическая пауза | 7 мин
1 мин. | А какие природные явления вы знаете в разные времена года. Зима, весна, лето, осень?
Направлена на зрение. | Работать в группах, Представлять свое мнение классу.
Повторять движения. | П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
4. Открытие нового знания. Словесный метод - беседа - рассказ Наглядный метод - демонстрация
| 1 мин.
3 мин.
2 мин. | 1. Подведение к изучению биографии автора. Ребята, произведение, которое мы будем сегодня изучать связано с одним из времён года, чтобы нам узнать название произведения, о котором будем говорить на уроке, мы должны прочитать перевернутое название («Золотая осень»- написано справа налево) Итак, что же у нас получилось? Прочитайте, пожалуйста. Хорошо, название произведения, с которым мы будем сегодня знакомится, «Золотая осень». Автор этого стихотворения Борис Леонидович Пастернак. (Слайд) А знаете ли вы что-нибудь об этом поэте, о его творчестве?(ранее не изучался), тогда я вам немного о нём расскажу. 2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Он родился в Москве, 10 февраля 1890 года. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, преподавал в Училище живописи. Мать – пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. В доме устраивались музыкальные вечера , на которых бывали знаменитые писатели и художники. С раннего возраста хорошо рисовал, а также проявлял музыкальную одарённость. Детские годы поэта протекали в атмосфере искусства, музыки, литературы. Разносторонние культурные интересы и связи семьи очень рано сказались на его склонностях. Борис Пастернак начал заниматься литературой в 22 года, успев попробовать свои силы в сочинении музыки, окончил Московский университет на философском факультете. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия. После перенесения инфаркта, поэт умер в 1960 году, в посёлке Переделкино, Московской области. Стихотворение «Золотая осень» вошло в последний сборник стихов (1956 – 1959г). Книга была подготовлена к изданию, но вышла в свет уже после смерти поэта (1960г). (сопровождение презентацией об авторе) 3. Первичное знакомством со стихотворением. Ребята, я очень люблю произведения, Бориса Пастернака. Сейчас мы прослушаем стихотворение «Золотая осень», ваша задача, внимательно слушать. Попробуем увидеть краски, которые рисует автор с помощью слов и услышать звуки природы. (Аудио версия стихотворения). | Слушать учителя Отвечать на вопросы.
Слушать биографию автора.
Слушать стихотворение, выделять новые слова.
| анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П); извлечение необходимой информации из текстов (П); |
5. Первичное закрепление Словесный метод - беседа Практический метод - упражнение Репродуктивный Диалоговый
- анализ стихотворения | 2 мин
3 мин.
10 мин. | 1. Проверка первичного закрепления. Понравилось ли вам стихотворение? Какие образы, картины нарисовало вам воображение? Какое настроение вызвал у вас это стихотворение? Грустное оно или веселое? С чем сравнивает автор осень? 2. Словарно-лексическая работа. Сейчас ребята, вам нужно будет прочитать это стихотворение в парах. В стихотворении есть непонятные слова, которые, наверняка, вызовут у вас затруднения. Вам нужно будет их выделить. Можете приступать. Итак, ребята, какие слова вызвали у вас затруднения? Может быть, кто-то из вас попытается объяснить значение слов? (Объяснения на слайде) Лик (устар.) – лицо человека Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец. Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. Флигель – пристройка сбоку главного здания. Каталог - в общем случае, это некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку. Катáло́г- список или опись собрания книг в библиотеках Фронтальная форма работы 4 строфа. Чтение первых двух строк. Погребённая земля Под листвой в канавах, ямах. - Как понимаете слово «погребённая»?
- А чем присыпана земля? Чтение 3 и 4 строки. В жёлтых клёнах флигеля Словно в золочёных рамах. - С чем сравниваются клёны? - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту клёнов? 5 строфа. Где деревья в серебре На заре стоят попарно, И закат на их коре Оставляет след янтарный. - Что такое закат? - Видели ли вы янтарь? - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след?
6 строфа. Где нельзя ступить в овраг, Чтоб не стало всем известно: Так бушует что ни шаг, Под ногами лист древесный. - Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? - Прочтите про себя 3 строку, выделяя звук [ш]. - Кто хочет нам прочитать вслух эту строку так, чтобы мы услышали, как шелестят листья? - Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? - Как называется этот прием у поэтов? 7 строфа. Где звучит в конце аллей Эхо у крутого спуска И зари вишнёвый клей Застывает в виде сгустка. - Что ещё можно услышать в осеннем лесу? - С чем сравнивает автор зарю? - Почему с вишневым клеем? 8 строфа. Осень. Древний уголок Старых книг, одежд, оружья, Где сокровищ каталог. Перелистывает стужа. - С чем сравнивает осень Пастернак? - Что хранится в этом уголке? | Выполнять задание
Находить значение непонятных слов.
Выразительно прочитать стихотворение.
Анализировать чтение. | Строить логическую цепь рассуждений(П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П); выполнение действий по алгоритму (П); контроль и самоконтроль учебных действий(Р); |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. Словесный метод -фронтальная беседа. Наглядный метод- анализ иллюстрации. | 3 мин | Работа с репродукцией картины. Ребята, давайте взглянем на репродукцию картины Виктора Борисова-Мусатова, на странице 115. Как она называется? Как вы считаете, почему автор дал именно такое название? Как ещё можно было её назвать? Подходят ли строчки стихотворения Бориса Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие? Прочитайте | Выполнять задание, отвечать на вопросы. | извлечение необходимой информации из текста и иллюстрации (П); |
7.Включение в систему знаний Словесный метод- фронтальная беседа.
Словесный метод -фронтальная беседа. Наглядный метод- анализ иллюстрации. | 5 мин. | - Ребята, если осенью у нас все желтеет и опадает, то противоположное время года какое будет? (весна) - Откройте с.116 Прочитайте название стихотворения? Кто автор? Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) Родился 1июля 1889 году в деревне Дубровки Тверской губернии. Сын сапожника, учился в школе города Талдома, затем в училище в Москве, где участвовал в декабрьском восстании 1905 года . Благодаря поддержке М.И. Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с Горьким. С осени 1908 учился в Московском университете, исключён в 1913 году. С начала Первой мировой войны был призван в армию. В 1919 году с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела, сначала махновцами, затем белогвардейцами .В 1921 году вернулся в Москву, работал в журнале. В 30-е годы активно занимался переводами. В 1911 вышел первый сборник стихов Клычкова «Песни», в 1913 году – второй сборник «Потаённый сад». В 1918 году- сборник «Дубравна», в 1919 – «Кольцо Лады», в 1923 – «Гость чудесный». В 1937 году по ложному доносу Сергей Клычков был арестован и расстрелян. И только в 1956 году поэт был реабилитирован. Поэзия Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета. Высший идеал красоты для него – природа. Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков далёк от политики. Первичное знакомством со стихотворением. (аудио) Посмотрите на выделенные слова? Где можно узнать лексическое значение? - Читаем по 5 человек. Вопросы после стихотворения. Работа с репродукцией картины | Работа с рабочей тетрадью. Выполнять задание письменно | применять базовые знания для решения конкретной проблемы(П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);установление причинно- следственных связей(П); контроль, коррекция, оценка (Р) |
8. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный метод - беседа | 3 мин | 1. Итог урока. Какой раздел мы сегодня начали изучать? ( Поэтическая тетрадь) С каким авторами мы сегодня познакомились? А как называется их стихотворения? Понравились вам стихотворения? С чем у вас ассоциируется осень,весна? 2. Домашнее задание Давайте запишем домашнее задание. Учебник стр.114-115. 3.Рефлексия деятельности. А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого давайте взглянем на слайд. (Слайд). Продолжи предложения « Я узнал…», «Я ничего не понял, потому что..»,
| Подводить итоги
Записать домашнее задание
Проанализировать свою деятельность на уроке. | отслеживать цель учебной деятельности(Р); рефлексия способов и условий действий (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л); |